ПРИРОДА «Как животные и растения защищаются»

Задачи.Познакомить детей с некоторыми способами защиты жи­вотных и растений, развивать логическое мышление, подводить к по­ниманию отдельных причинно-следственных связей.

Предварительная работа.Дети вместе с воспитателем ищут в угол­ке природы, экологической комнате или зимнем саду примеры за­щитных свойств растений и животных.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на растения с колючими ветками, дети по очереди, под присмотром взрослого, очень аккуратно дотрагиваются до колючек, чтобы убедиться, что они острые.

Если в детском саду есть мультфильм или видеофильм о жи­вотных, растениях, которые обсуждаются во время занятия, они просматривают соответствующие фрагменты.

Материалы, инструменты, оборудование.Лист зеленой бумаги, ри­сунки ежа, дикобраза, силуэты кузнечика, гусеницы, божьей коров­ки, лягушки, живой кактус.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показывает детям картинку с изображением солдат в камуфляжной форме. Спра­шивает их, как они думают, почему эта одежда такого цвета. Затем пе­дагог говорит, что у многих животных «одежда» почти такого же цвета,

как и то место, где они прячутся. Воспитатель берет лист зеленой бу­маги и накладывает на него сначала зеленые, а потом красные силуэты кузнечика и лягушки. Задача детей — определить, животные какого цвета будут незаметны на зеленом листе бумаги. Воспитатель подчер­кивает, что зеленый кузнечик или зеленая лягушка незаметны среди зеленой травы, особенно, когда они сидят неподвижно. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, какие звери и птицы меняют на зиму цвет своей одежды на белый (в средней полосе заяц, а в северных районах — белая куропатка). Дети вспоминают, для чего этим животным зимой нужна белая шубка из меха или перьев. Воспитатель делает вывод: бе­лый цвет тоже помогает защищаться, делает их незаметными на снегу.

Затем воспитатель показывает божью коровку, спрашивает, как называется этот жучок, кто и где его видел, легко ли заметить это на­секомое. Может быть, его так же трудно заметить, как и кузнечика в траве? Воспитатель прикладывает силуэт божьей коровки на лист зеленой бумаги, дети определяют, заметна она или нет, и обсуждают, почему же божья коровка не прячется от своих врагов. Воспитатель напоминает детям, что это насекомое выделяет желтые капельки. Эти капельки такие горькие, жгучие, что, если случайно возьмешь в рот пальчик, которым трогал жучка, во рту станет горько. Тот, кто попробует скушать этого жучка, сразу поймет, что он невкусный, и в следующий раз уже не станет ловить его на обед. Так что божья ко­ровка защищается с помощью горькой капельки.

Воспитатель спрашивает детей, как они играют в прятки. (Дети пря­чутся, чтобы их не заметил водящий.) Воспитатель объясняет, что жи­вотные тоже прячутся, например, чтобы их не нашел тот, кто на них охо­тится. Что дети делают, когда спрячутся — прыгают в своем укромном месте или сидят неподвижно? (Сидят неподвижно, стараются не шеве­литься.) Воспитатель объясняет, что некоторые животные тоже стара­ются не шевелиться, замирают, когда видят, что их кто-то может съесть.

Воспитатель показывает детям рисунки ежа и дикобраза и спраши­вает, легко ли взять в руки этих животных. Почему нет? Воспитатель объясняет, что они защищаются с помощью игл. У ежа иглы покороче, а удикобраза подлиннее. От кого защищается еж? (От лисы, волка.) Что делает еж, если ему угрожает опасность? (Сворачивается в шар так, что иголки торчат во все стороны, и взять его не за что.) А есть ли рас­тения с колючками? Воспитатель показывает детям кактус, но не дает его трогать. Рассказывает, что из-за колючек кактус едят немногие жи­вотные. Говорит о том, что на некоторых деревьях и кустарниках есть колючки (на шиповнике, розах, акации, барбарисе). Значит, иголки и колючки помогают защищаться животным и растениям.

В заключение воспитатель делает выводы, а дети приводят приме­ры, о которых узнали на занятии: животные могут защищаться по-раз­ному — они бывают такого же цвета, как и то место, где они прячутся; могут выделять невкусные капельки; угрожать колючками, как еж или Дикобраз; некоторые растения защищаются тоже с помощью колючек.

ФЕВРАЛЬ. 23 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.Приближающийся Меж­дународный женский день определит содержание педагогической работы с детьми на этой неделе. Воспитатель будет вовлекать детей в беседы об их мамах, побуждать рассказать о них. Чтение художес­твенных произведений обогатит представления детей о разных про­фессиях женщин, поможет подчеркнуть мамину заботу о детях, вы­зовет ассоциативные связи со своим опытом взаимоотношений с ма­мой. Обсуждение на занятии по художественной литературе сказки Прокофьевой «Великие холода» поможет пробудить у детей ответное стремление заботиться о маме, слушаться, не огорчать ее. Некоторые ситуации взаимоотношений мамы и детей смогут быть проиграны в сюжетно-ролевых играх.

Занятия по изобразительной деятельности будут посвящены изго­товлению подарков маме. Педагог будет стимулировать желание де­тей самостоятельно находить изобразительно-выразительные средс­тва для превращения упаковки в вазу для цветов. Цветы, вылеплен­ные руками детей, помогут позже передать образ цветка с помощью красок и кисти.

На прогулках дети будут сравнивать признаки зимы и весны, на­блюдать за ветром, растениями и птицами, за появлением первых листочков на срезанных ветках, стоящих в вазе с водой.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Как люблю я маму». 2. Физкультура № 23.1. Разучивание техники ходьбы на повышенной повер­хности. Повторение техники прыжка на дальность. Развитие выносливости: мед­ленный бег до 1,5 мин.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: упражнение с хоккей­ными клюшками «Попади в ворота». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
Вечер Игры по инициативе детей.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Математические представления. Заня­тие №11. 2. Музыка № 23.1. Пение: «Кто мне песен­ку споет?» муз. Е. Ботярова, ел. Р. Сефа; «Бабушка моя» муз. и ел. Е. Гомоновой; «Песня Аленушки», «Ау», «Заключитель­ный хоровод» (игра-драматизация «Але­нушка и лиса» муз. Ю. Слонова). Музы­кальная игра-драматизация: работа над сценами «Лиса и Аленушка», «Возвраще­ние домой».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Пятнашки» (народ­ная игра). Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Пляцковского «Как ослик учился уважать старших».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Будни и праздники». 2. Лепка. «Букет тюльпанов».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: самостоятель­ные игры с различным инвентарем по же­ланию (на санках, лыжах, с хоккейными клюшками и т. д.) Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», беседа с детьми о том, как они заботятся о маме.
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Рисование. «Цветы в подарок». 2. Музыка № 23.2. Музыкальное движе­ние: «Танец с ленточками» (муз. В.А. Мо­царта). Музыкальная игра-драматизация: работа над музыкальной сказкой «Але­нушка и Лиса» (муз. Ю. Слонова).




День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа М. Потоцкой «Барсун-дук».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «Великие холода» (Софья Прокофьева). 2. Физкультура № 23.2. Разучивание тех­ники метания в горизонтальную цель. Уп­ражнение в ходьбе на повышенной повер­хности. Развитие гибкости (наклоны, по­вороты, махи с увеличением амплитуды).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: упражнение с хоккей­ными клюшками «Попади в ворота». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Если детский сад находится в средней полосе или южных районах, воспитатель напоминает, что заканчи­вается последний месяц зимы — февраль, и предлагает на прогулках находить признаки зимы и весны. Например, еще не растаял снег, но солнце светит ярко, и день стал длиннее, и т. п. Воспитатель вмес­те с детьми продолжает наблюдать за снегом (влажный или сухой снег, белый или сероватый, зернистый или нет), ветром, растения­ми и птицами. На прогулках дети собирают упавшие ветки деревьев, кустарников и приносят их в группу для наблюдения. Срезать ветки специально для организации наблюдений нельзя! Помимо опавших можно использовать ветки, которые остаются после декоративной обрезки растений на улицах.

Наблюдение в уголке природы. Воспитатель напоминает, что на про­гулке дети собрали упавшие веточки деревьев, кустарников, уточняет их названия. Дети рассматривают веточки, трогают их, находят бу­горки. Воспитатель объясняет, что это — почки, из которых появля­ются листочки. Воспитатель подчеркивает, что скоро наступит вес-

на, и растения уже готовятся к ней. Как только станет тепло, почки станут увеличиваться, набухать, и из них вылезут маленькие зеленые листики. Воспитатель спрашивает, где сейчас теплее — в комнате или на улице, и, выслушав ответы детей, предлагает поставить веточки в вазу и понаблюдать за тем, что с ними произойдет. Воспитатель ста­вит веточки в пустую вазу и спрашивает, правильно ли она сделала, обращая тем самым внимание детей на значение воды в жизни расте­ний. После ответов детей в вазу наливают воду. Воспитатель предла­гает детям наблюдать за развитием растения и делать зарисовки или фотографии.

Наши рекомендации