Детское музыкальное творчество
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития . Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества — накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие — это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н. А. Ветлугина, А. И. Ходькова и др.).
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.
Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).
Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:
1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);
4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.
Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;
3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля –ля, та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л. А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.
Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.
Дети 4—5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.
Дети 5—6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.
.
В 6—7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.
Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить,— задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица — хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.
Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.
Музыкальные вопросы и ответы могут сначала исполняться по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» — «Молока немножечко»), а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, заданные (пропетые) педагогом, например: «Как тебя зовут?» — «Танюша».— «Какое платье у тебя?» — «Красное в цветочках» и т. д.
Если работа проводится методически правильно, самое главное без принуждения, через заинтересованность к творчеству, то в ролевых играх дети нередко сами сочиняют такие диалоги. Танюша приходит в гости к Кате и поет: «Доброе утро». Катя ей отвечает также пением. Диалог продолжается: «Как твоя дочка?» — «Спасибо, заснула» и т. д.
Когда дается задание придумать мелодию на определенный текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова баю-бай спеть колыбельную, на слоги тру-ту-ту — марш, ля -ля-ля — вальс и т. д.
Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы.
Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т. д.). Такие сопоставления заостряют внимание садов, наилучшим образом способствует творческому развитию
детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.
Постепенно детей подготавливают к сочинению целого оперного спектакля. Для этого можно взять сказочный сюжет («Колобок», «Красная Шапочка» и др.). Предварительно ребят знакомят с жанром оперы, слушают с ними фрагменты из опер в грамзаписи.
Так, музыкальный руководитель Н. Н. Харчева (Москва) перед постановкой оперы «Колобок» показывала детям фрагменты из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, акцентировала их внимание на том, как меняется настроение в пении Снегурочки: то веселое, радостное, то спокойное, мечтательное, грустное, то нежное, когда она поет о Леле. После таких «взрослых» разговоров о музыке дети распределили роли и создали свою оперу «Колобок». Каждый персонаж сказки сочинял свою песенку очень выразительно, увлеченно. «Зрители» проявили огромный интерес к творчеству своих товарищей, даже пробовали отдельные роли в этой сказке.