Методы и приемы музыкального

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия методы воспитания и обучения. Нет одной, общепринятой классификации педагогических методов. Одни ученые рассматривают методы воспитания и обучения от­дельно, другие не разделяют их.

В дошкольной педагогике, в том числе и музыкальной, процесс воспитания понимается в широком смысле (включающем обучение).

Определение понятия метод давалось по-разному: как путь для достижения цели, как способы работы учителя и учеников. В современной педагогике скорректировано понимание методов вос­питания и обучения. Они рассматриваются как способы взаимо­связанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач образования, воспитания и развития учащихся.

Методы состоят из более частных приемов, которые конкрети­зируют, детализируют их.

Рассмотрим несколько различных классификаций педагогиче­ских методов. Каждая из них строится на определенном основа­нии в зависимости от того, что принимается за ее «стержень» — источник передачи информации, степень проблемности ее подачи.

Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е. деление на основании различных ис­точников передачи и восприятия знаний.

Другой подход строится на основе нарастания проблем­ности в обучении. Известные дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили свою классификацию методов: объ­яснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (час­тично поисковый), исследовательский.

Из названных ими пяти методов первый (объяснительно-ил­люстративный) не содержит элементов проблемности. Он предпо­лагает сообщение учащимся определенных сведений, объяснение, рассказ. Учитель организует процесс восприятия и осознания информации (с помощью слова, наглядности), а учащиеся запо­минают и усваивают ее.

Репродуктивный метод применяется для закрепления усвоенно­го. Воспроизведение (репродуцирование) предполагает повторе­ние. В зависимости от учебных задач этот метод может или содержать элементы проблемности, или не содержать. Различают­ся задания двух уровней: в одних отрабатываются способы применения знаний по образцу; в других детивыполняют ва­риативные задания, требующие переосмысления и творческого применения усвоенных знаний.

Метод проблемного изложения активизирует мыслительную деятельность учащихся. Педагог формулирует проблему и сам решает ее, показывая различные пути достижения цели. Ученики следят за ходом рассуждений учителя, задают вопросы.

Эвристический - (частично поисковый) метод предполагает постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью учащихся. Ученики побуждаются к высказываниям, рассужде­ниям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам.

И наконец, исследовательский метод предполагает самостоя­тельное решение учащимися поставленных перед ними проблем. Различные этапы поисковой деятельности (постановка гипотезы, обдумывание способов ее проверки, формулировка выводов) осу­ществляются без непосредственного участия педагога, но под его руководством.

Отметим, что источники передачи и восприятия опыта и в этой классификации остаются теми же (наглядный, словесный, прак­тический), меняется степень проблемности способов деятельности учителя и учеников.

Близкая по содержанию классификация педагогических мето­дов обучения детей дошкольного возраста предложена А. В. За­порожцем и Т. А. Марковой. Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения.

Метод прямого действия предполагает постановку задачи, которую ребенок решает, имея образец — готовый способ ее реше



ния. Этот метод используется на занятиях для освоения детьми определенных навыков, выработки привычек.

Метод опосредованного педагогического воздействия применя­ется преимущественно в тех случаях, когда уже имеется не­который опыт деятельности. Воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способа ее решения. Он использует методы опосредованного влияния: изучает склонности, интересы детей, дает советы, косвенно руково­дит и управляет деятельностью ребят, создает условия для ее успешного осуществления. Этот метод применяется, как правило, при руководстве самостоятельной деятельностью детей.

Метод проблемного воспитания и обучения предполагает самостоятельное детьми поставленных задач на основе имею­щихся у них представлений, знаний, умений. Методы проблемного воспитания и обучения активизируют мыслительную деятельность, творческие проявления, самостоятельность. .' Н. А. Ветлугина предложила классификацию методов эстети­ческого воспитания и художественного обучения детей. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, она выделяет четыре педагогических метода: побуждения к сопережи­ванию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе фор­мирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направ­ленных на посильное преобразование детьми эстетических ка­честв окружающего, на совершенствование культуры своего пове­дения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и прак­тическим действиям.

Побуждение к сопереживанию, убеждение, приучение, упраж­нение в практических действиях также осуществляются с помощью наглядности — слова — и практических методов, которые могут содержать элементы проблемности.

Наши рекомендации