Музыкально-эстетическое сознание дошкольника

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содер­жанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практи­чески операционного) компонент музыкальной культуры лич­ности1.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музы­кальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережи­вать музыкальное произведение, уметь различать основные сред­ства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, неко­торые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно подни­мается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприя­тие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от раз­вития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простей­шие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музы­кального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Охарактеризуем более подробно некоторые элементы музы­кально-эстетического сознания дошкольников.

Потребность в музыке.Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потреб­ностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведе­ние может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объеди­няет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое пере­живание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Эстетическое переживание.Б. М. Теплов, исследуя художест­венные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведе­ния. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмо­ционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним1.

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно назы­вается эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Од­нако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д.

Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть поло­жительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторен­ное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстети­ческого восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмо­ции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устой­чивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющим­ся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материаль­ной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музы­кальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музы­ки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпоч­тение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе прояв­ляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

Оценка музыки— сознательное отношение к своим музыкаль­ным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобще­ния. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобили­зует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку.


Наши рекомендации