Характеристика и структура музыкальной культуры
Понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений.
В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура общества. Интересно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда XIX—XX вв. А. Швейцера: «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу»1.
Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей культуры. Она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной
культуры, или художественными ценностями, являются произведения искусства. Им присущи такие особенности, как уникальность долговечность, коммуникативность и т. д.
Непосредственное участие в художественной деятельности, восприятие произведений искусства развивает человека духовно, обогащает его чувства, интеллект.
К деятельности людей в области культуры можно отнести создание художественных ценностей, их хранение и распространение, критическое осмысление и научное изучение, художественное образование и воспитание.
Могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них музыкальная культура. В это понятие входят различные виды музыкальной деятельности и их результат - музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, структуру музыкальной культуры входит деятельность различных учреждении, связанных с хранением и распространением музыкальных произведении, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.
Остановимся на характеристике понятия музыкальная культура детей дошкольного возраста и проанализируем его структуру.
Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура до-школьников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.
Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.
Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондов. Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.
Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.
Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности,/можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка/(схема 1).
Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально-эстетического созна
ния взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.
Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.
Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.
Схема 1
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА
↕
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Восприятие музыки Музыкально-образовательная деятельность
Исполнительство Творчество
Знания, умения и навыки
Опыт и понятия Общие знания о музыке,
культурные навыки
Исполнительские: пение, Творческие: восприятие,
Ритмика, игра на музы выразительное исполнение,
кальных инструментах продуктивное творчество
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Эстетическая оценка, вкус
Эстетическая потребность, установка, Эстетические эмоции, переживания, чувства
интерес к музыке