Третий Международный Фестиваль

Февраля

Третий Международный Фестиваль

Цыганского искусства

«Цыганский талисман»,

§ Конкурс цыганского искусства (танцевальное, вокальное, театральное, изобразительное)

§ Внеконкурсные выступления

§ Мастер-классы от ведущих педагогов цыганского танца

Место проведения:МО, г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля д. 33.,Городской Дворец Культуры.

Цели и задачи:

- Обмен опытом и установление творческих контактов;

- Пропаганда цыганского искусства:

- Обеспечение условий развития и повышение мотивации профессионального роста участников

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Повышение творческого мастерства участников;

- Обмен опытом между педагогами и участниками.

Дисциплины цыганского танца:

I. Сценический цыганский танец

(В ниже перечиленных подвидах отдельно не соревнуются! Они прописаны для общей информации участников)

1.1. Сценический танец (традиционный) на основе городской манеры

1.2. Цыганская венгерка

1.3. Сценический танец на основе таборной манеры

II. Стилизация цыганского танца

III. Цыганский каскад

Возрастные категории:

- Беби - 2011 г.р. и моложе

- Дети - 2007 - 2010 г.р

- Юниоры – 2003-2006 г.р.

- Молодежь – 1999-2002 г.р.

- Взрослые1 – 1988-2002 г.р.

- Взрослые2 – 1969-1987г.р.

- Синьоры – 1968 г.р. и старше

Общие правила танца «русских» цыган - стиля, сложившего

на территории России в XVII- XX вв.

Версия WADA (World Art & Dance Alliance)

1. Цыганская плясовая песня имеет ритм 4/4 и куплетную форму.
Для удобства исполнителя при постановке номера принято просчитывать фрагменты танца "восьмёрками" (что соответствует двум тактам в размере 4/4). Две "восьмёрки" (16 долей) уже составляют музыкальный период, в который, как правило, укладывается мелодия плясовой песни.

2. Ритмические акценты (хлопки, подстуки) могут приходиться и на сильную, и на слабую долю ритма. В последнем случае акцентируется «противодоля». Такие внутридолевые синкопы (хлопки) являются отличительной чертой цыганского танца. Синкопирование (при хлопках и "тактирование" ногами) используется как ритмическая составляющая аккомпанемента плясовой песне, так и непосредственно при исполнении танца.

3. В цыганском танце используются предметы одежды (юбка, шаль), бубен - что предполагает собой владение этим ударным инструментом, предметы обихода - кнут, например.

4. Как любые сценические постановки, композиция цыганского танца строится по принципу развития «от медленного к быстрому».

5. Композицию цыганского сценического танца можно условно разделить на несколько фраз, более или менее четко выраженных.

1) Выходка.

Это «заявка» исполнителя. Танцор представляет себя, демонстрирует свою стать, манеру.

Традиционно композиция начинается с одноименного движения «выходка» - особой танцевальной проходки (выход по кругу, полукругу и т.п.), за которым традиционно следует развитие с использованием цыганских элементов - «цыганский батман», «оттяжка» и пр. (названия движений условны, используются в профессиональной среде).

Современные формы «выходки» (понимая под этим экспозицию танца) могут быть осложнены композиционно, представляя собой насыщенные связки (с хлопками, поворотами, прыжками и пр.) со вставками в виде традиционной проходки.

Композиция, особенно в стиле «венгерка», может начинаться с быстрого выхода дробей (обычно без музыкального сопровождения, так называемая "роспись"), заканчивающихся люфтпаузой, которая соответствует темпу следующего фрагмента. Далее действие развивается под сопровождение аккомпанемента. Такое построение композиции чаще используется мужчинами. Но не исключается и в женской «венгерке».
2) Развитие действия.

Исполняется в среднем темпе. Включает более сложные связки, динамичные движения ног. Один из важных технических базовых элементов техники танца - «трепак» («дробушка»), дробь с акцентами, триолью.

3) Загон.

Происходит динамическое смещение темпа.

Это очень яркая, быстрая часть, которая предшествует заключительным движениям танца. Может включать тряску плечами или быстрые связки движений ног, обычно сопровождающиеся амплитудной работой рук или юбки.

4) Кода.

Финал с «точкой» в конце. Исполняется на заключительные квадраты мелодии.

Как яркий акцент, по завершению танца может быть исполнен на «бис» танцевальный фрагмент (без музыкального сопровождения) из хлопков и дробей. Характерно для мужской «венгерки».

6. В исполнении цыганского танца ценится легкость, техничная работа ног, свой собственный почерк, манера, яркая темпераментная подача.

7. Мужской танец отличается использованием хлопушек – ударов и хлопков ладонями - по разным частям тела: груди, коленям, внутренней части голенища сапог, разнообразием чечеток.

8. В женском цыганском танце категорически запрещено:

- танцевание без подъюбника! Подъюбник должен закрывать колени, чаще всего шьется в форме колокола.

- выступление в черных, цветных колготах (в идеале – босые ноги). С туфлями могут быть использованы колготы телесного цвета.

- поднимание юбки во время исполнения дробей выше колена

- открытие пупка

- падение в партер (т.е. на спину) лицом к зрителям. Допустимо только боком или спиной!

- короткие кофточки, сильно открывающие живот. Допустимо небольшое открытие живота в категориях «юниоры» и «молодежь».

9. В групповых и дуэтных костюмах возможен как единый стиль, так и его отсутствие - т.е. наличие разнообразных, индивидуальных вариантов, не имеющих одной цветовой гаммы, фасона и пр.

ДИСЦИПЛИНЫ цыганского танца:

III. Цыганский каскад

ЦЫГАНСКАЯ ВЕНГЕРКА

Цыганская венгерка - танцевальная композиция под инструментальные вариации специальной мелодии, исполняемой в сопровождении гитаристов.

Особенности исполнения:

  1. Подтянутый корпус, в некоторых вариантах исполнения – сдержанность и строгость подачи движений.
  2. В основе техники положен городской цыганский фольклор.
  3. Техника венгерки, помимо цыганских базовых элементов, включает степовые движения, которые появились под влиянием сценического эстрадного искусства XX века и исполнялись уже в манере цыганского танца.
  4. Мужской стиль – техничный, с использованием сложных хлопушек, основан на виртуозной технике ног.
  5. Женские варианты исполнения могут быть основаны в большей степени на утонченном стиле («манерная» венгерка с развитой пластикой рук) в сочетании с чечеткой.
  6. Экспозиция танца в технической венгерке может быть основана на ритмических дробях без мелодического сопровождения. В технических фрагментах музыка временами может стихать или уходить на второй план(так называемые "обрывы", и подчёркивающие эмоциональность переход "piano-forte").
  7. Исполняется под фонограмму или сопровождение одного или группы гитаристов и пр. аккомпаниаторов.

Костюм:

Женский - в идеале однотонные платья или юбка с кофтой одного тона. Допускаются строгие костюмы с рисунком. Различные фасоны рукавов: разрезанные от локтя, от плеча, рюши с разрезами на плечах и пр., возможны ассиметричные рукава. На ногах обязательно туфли.

Мужской – может быть традиционным (шаровары или зауженные брюки, яркая рубаха, заправленная внутрь, с широким рукавом, косоворотка или с воланом), либо современным (костюм классического стиля). Сапоги или ботинки (возможно, с подковами на подошве).

1.3. СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ НА ОСНОВЕ ТАБОРНОЙ МАНЕРЫ

Танец русских цыган, условно, таборный - аутентичный стиль, сформировавшийся первоначально в группе русских цыган. В этом стиле танцуют на цыганских праздниках – свадьбах, семейных встречах и пр. Популярные плясовые таборные песни - «Дуй-дуй», «Кхэроро», «Шэд мэ вэрсты», «Да-лю, да-ля». Как правило, используются песни частушечного характера.

Особенности исполнения:

1. Танец часто исполняется в форме перепляса с поочередным выходом танцоров и исполнения сольных импровизаций.

2. Юбка в женском танце практически не используется. Юбку придерживают, руки координируются с движениями ног.

Костюм:

Женский – пестрая неширокая юбка длиной от середины икры до щиколотки, блуза с рукавами до локтя. Возможен платок на голове или собранные на затылке волосы. Босые ноги. Как исключение – допускаются туфли.

Мужской – шаровары, рубаха, возможен жилет. Сапоги, реже босые ноги.

III. ЦЫГАНСКИЙ КАСКАД

Цыганский каскад – вокал, переходящий в танец (в одной музыкальной композиции). Исполняется под живой аккомпанемент или минусовуюфонограмму (живой вокал). В зависимости от возможностей исполнителя, акцент делается на песню или на пляску, соответственно, основная часть номера представляет собой или песенное, или танцевальное выступление.

Февраля

Третий Международный Фестиваль

Цыганского искусства

«Цыганский талисман»,

§ Конкурс цыганского искусства (танцевальное, вокальное, театральное, изобразительное)

§ Внеконкурсные выступления

§ Мастер-классы от ведущих педагогов цыганского танца

Место проведения:МО, г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля д. 33.,Городской Дворец Культуры.

Цели и задачи:

- Обмен опытом и установление творческих контактов;

- Пропаганда цыганского искусства:

- Обеспечение условий развития и повышение мотивации профессионального роста участников

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Повышение творческого мастерства участников;

- Обмен опытом между педагогами и участниками.

Дисциплины цыганского танца:

Наши рекомендации