С поднятием согнутых ног вперед
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.
Начиная с правой ноги на каждую четверть или восьмую такта в зависимости от темпа делается небольшой шаг — перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто.
Одновременно с перескоком левая нога сгибается в колене и с вытянутой стопой резко поднимается в прямом положении вперед-вверх.
Этот вид бега исполняется с очень небольшим продвижением вперед, на месте и с продвижением назад. Корпус прямой, подтянутый, плечи расправлены. Руки — в 1-м или в 3-м основных положениях.
Бег с поднятием согнутых ног вперед хорошо сочетается с поочередными фиксирующими ударами правой и левой руки по бедру то правой, то левой ноги. Если этот бег повторяет ритмический рисунок переменного шага с притопом, то на паузу, на счет «и», вместо притопа по ноге, находящейся в воздухе в согнутом положении, делается скользящий удар по бедру (от себя или к себе). Этот бег хорошо комбинируется с короткими прыжками — подскоками на двух ногах, с бегом с отбрасыванием согнутых ног назад и рядом других элементов.
Можно ритмически усложнять исполнение всех видов танцевального бега.
Например, бег с поднятием ног вперед: два шага — перескока на каждую четверть и три шага — перескока на каждую восьмую, четвертая восьмая — пауза. Или бег с отбрасыванием ног назад:
два шага — перескока на каждую четверть и четыре шага — перескока на каждую восьмую и т. д.
Если бег с отбрасыванием ног назад и поднятием ног вперед повторяет ритмический рисунок переменного шага, тогда нога будет выдерживать паузу, оставаясь на счет «и» в воздухе, а если повторять ритм переменного шага с притопом, то акцент полупальцами, каблуком или полной стопой ноги будет приходиться в пол.
Это лишь несколько вариантов исполнения бега с отбрасыванием согнутых ног назад и бега с поднятием согнутых ног вперед в различных ритмических рисунках.
Все разновидности танцевального бега встречаются в различных групповых плясках и кадрилях многих областей России.
Бег с отбрасыванием ног назад и бег с поднятием ног вперед по своему духу и характеру исполнения ближе к современным пляскам, а также к солдатским, матросским и другим групповым современным пляскам. Бег этот исполняется как парнями, так и девушками, если, разумеется, костюм позволяет им делать такое движение.
В репертуаре Государственного ансамбля народного танца СССР есть «Краснофлотская сюита» (постановка И. А. Моисеева, 1945 г.), где целая картина — эпизод «Аврал» — построена набеге с поднятием согнутых ног вперед. Бег исполняется в быстром темпе на восьмые, а в некоторых моментах и на шестнадцатые доли такта. При этом беге руки, согнутые в локтях, подняты на уровне груди по обеим сторонам корпуса; кисти сжаты в кулаки. При исполнении бега руки, не разгибаясь в локтях, делают небольшое движение вперед-назад. Причем если поднимается левая нога, то правая рука движется вперед вверх, а левая отводится назад - вниз, и наоборот.
В ансамбле этот бег с таким движением рук получил название «аврал».
В Государственном русском народном хоре имени Пятницкого «Молодежная пляска с фантами» (постановка А. Климова, 1954 г.) была целиком построена на беге с отбрасыванием согнутых ног назад.
На Урале, в Красноуфимском районе Свердловской области, бытует кадрильная пляска «Крученка», в ней участвуют восемь девушек и четыре парня. Исполняется она тройками: две девушки и один парень.
Вся пляска идет под одну мелодию в стремительном темпе и состоит из замысловатых переходов тройками из одной фигуры в другую фигуру. Основным движением этой кадрильной пляски также является бег с отбрасыванием согнутых ног назад.
Ходы
Если шаг или бег приобретает свои специфические особенности, своеобразную манеру исполнения и становится типичным, присущим лишь для одной области, местности или села, а порой и для одной пляски или хоровода, он уже называется ходом. Иногда составной частью хода той или иной пляски различных областей могут быть дробные движения, подскоки и другие элементы русского народного танца. Но ход — это не только разнообразные шаги, бег и другие движения ног, присущие той или иной пляске, местности или области. Часто при одном и том же движении ног своеобразные положения или движения рук, осанка корпуса, особая манера держать голову и даже темп музыкального или песенного сопровождения сильно разнообразят эти ходы, резко изменяют их характер. Ходы становятся непохожими друг на друга. Со своей особой, специфичной манерой исполнения каждый ход бытует отдельно, самостоятельно в той или иной пляске, местности или области.
Ход — это широкое, емкое понятие, включающее в себя все компоненты выразительности.
Сибирский
В плясках и игровых хороводах различных областей Сибири — Омской, Читинской, Иркутской и других — мы наблюдаем шаги, которые начинаются или с высоких полупальцев, или с ребра каблука. Такие шаги, не встретишь ни в каких других областях России. Положение рук и корпуса здесь тоже особенное, сибирское: широкие и мягкие движения рук, гордая осанка корпуса с высоко поднятой головой. Все это: своеобразные шаги, специфические положения рук, корпуса, встречающиеся только в областях Сибири,— дает нам право назвать этот шаг сибирским ходом.
С каблука (рис. 85)
Движение занимает '/г такта.
Исходное положение ног—1-е прямое.
Руки — в 4-м основном положении («калачиком»).
Рис. 85. Сибирский ход с каблука
Рис. 86. Сибирский ход с носка
«И» (затакт) — правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом с «сокращенной» стопой и делает небольшой шаг вперед на ребро каблука. Верхняя часть корпуса мягко начинает поворачиваться влево.
«Раз» — одновременно с небольшим приседанием правая нога опускается на полную стопу. Левая с «сокращенной» стопой поднимается над полом. Колено выпрямляется. Верхняя часть корпуса мягко продолжает поворачиваться влево. Голова приподнимается вверх; взгляд направлен вперед.
«И» — пауза.
При продолжении движения делается шаг левой ногой на ребро каблука.
Парни исполняют этот ход так же, но колени поднимаются выше и резче, чем у девушек. Руки у них, как говорят в Сибири (особенно в Читинской области), «гуляющие» — из подготовительного положения, свободно сгибаясь в локтях, двигаются одновременно - одна вперед, другая назад вместе с движением ног, затем руки меняются. Корпус прямой, повороты вправо и влево гораздо меньше, чем у девушек. Голова приподнята вверх или повернута в сторону партнерши. 2) С носка (рис. 86) Движение занимает '/2 такта.
Исходное положение ног—-1-е свободное. Руки у парней заведены за спину или под пиджак, под поддевку. У девушек — в 4-м положении («калачиком»).
«И» (затакт)—правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом — у девушек невысоко, у парней высоко — и, сделав небольшой шаг вперед, опускается на высокие полупальцы. Колено левой ноги вытянуто.
«Раз» — правая нога опускается на всю стопу с одновременным небольшим приседанием. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, поднимается с вытянутым подъемом над полом — у девушек невысоко, у парней высоко.
«И» — пауза.
При повторении движения шаг делается с левой ноги. Корпус прямой, голова гордо поднята вверх, взгляд направлен: прямо перед собой. Можно также произвольно поворачивать голову то вправо, то влево.
Оба этих хода могут исполняться не только с продвижением вперед, но и с продвижением в сторону — вправо или влево. При продвижении в сторону шаги перекрещенные. Например, при движении влево левая нога делает шаг в левую сторону, правая также шаг влево, переступая через стопу левой ноги, затем левая нога снова делает шаг влево и т. д.
За счет сгибания коленей при каждом шаге корпус в этих ходах имеет характерное движение вверх и вниз. Это движение по вертикали может быть как плавным, так и немного резким в зависимости от темпа музыки и характера пляски. Сибирский ход исполняется, как правило, медленно, степенно, гордо, у девушек иногда — более игриво, особенно если темп музыкального сопровождения увеличивается.
Пляска «Золотая цепочка» в Государственном русском народном хоре имени Пятницкого (постановка Т. Устиновой) вся построена на этих двух ходах.
Воронежский девичий плавный
Этим ходом девушки плывут, как лебеди, как утушки. Этот старинный плавный ход — «уточка» или «уточкой» — по настоящее время сохранился в своем чистом виде только в различных районах Воронежской области.
Движение занимает '/г такта.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в подготовительном положении.
«Раз» — небольшой скользящий шаг правой ногой вперед на всю стопу; колено свободное.
«И» — левая нога, согнутая в колене, скользящим шагом на низких полупальцах подставляется на полупальцы к носку правой ноги.
Движение исполняется все время или с правой, или с левой ноги. Руки то плавно поднимаются в стороны, как крылья, то опускаются, то переводятся из стороны в сторону или остаются опущенными вниз. Плечи чуть впереди всего корпуса, они как бы опережают в своем движении корпус и ноги. Корпус не должен качаться вверх-вниз.
Этим ходом можно двигаться только вперед. Движение исполняется в быстром темпе, с большим продвижением вперед, стремительно, но плавно, без рывков. Нередко понятие «плавно» ассоциируется у исполнителей и даже хореографов с медленной, плавной музыкой или песней. Это совсем не так. Часто в народе приходится наблюдать, как девушка или парень пляшут под быструю музыку или песню, но тем не менее величаво. Движения их корпуса, головы и рук плавны и величественны, хотя ноги и двигаются в такт быстрой музыке. Это одна из характерных особенностей русского народного танца, о которой нельзя забывать. Так, например, «Девичий воронежский хоровод», поставленный в 1945 г. в Государственном русском народном хоре имени Пятницкого Т. Устиновой, полностью построен на воронежском девичьем плавном ходе и идет в сопровождении воронежской песни «Ой со вечера, с полуночи», которая исполняется в быстром темпе, а девушки, словно лебеди, плывут по кругу. Благодаря этой плавности и величавости движений исполнителей хоровод оставляет незабываемое впечатление.
Ход смоленской пляски «Гусачок»
Бытуют ходы, присущие только отдельным пляскам. Так, в Смоленской области, в Дорогобужском районе, издавна пляшут «Гусачка». Пляска эта веселая, задорная, увлекательная, исполняется с юмором и с пением частушек.
Гусак по полю ходил,
Гусак семечки носил,— поют парни.
А гусыня отнимала,
На базаре продавала... и-их!!! — подхватывают девчата.
Участники пляски подражают движениям гусей, их повадкам, походке вперевалочку.
Основной ход этой пляски — переменный шаг второго вида (один длинный и два коротких шага), но исполняется он по-особому, своеобразно, со свойственным только этой пляске характером — с поочередным поворотом корпуса то правым, то левым плечом по ходу движения.
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е свободное. Руки у парней — раскрыты в стороны и слегка заведены назад, изображая крылья гусака, у девушек — левая в 1-м основном положении, а правая придерживает подол сарафана.
«Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед - вправо на всю стопу; колено свободно. Корпус правым плечом поворачивается в сторону правой ноги; голова немного поворачивается вправо, к правому плечу. Девушки при повороте корпуса утрируют движение бедрами вправо.
«И» — левая нога делает «приступку» — подставляется с легким притопом на всю стопу к правой ноге в 1-е свободное положение. Колени обеих ног свободны.
«Два» — правая нога, отделяясь от пола, вновь мягко, с «приступкой» опускается на всю стопу.
«И» — пауза.
Этим ходом идут вперед по одному или попарно. Во время исполнения этого хода парами парень идет немного позади своей партнерши, у ее левого плеча. Иногда парень кладет голову правым виском на левое плечо девушки.
Ход «Уральской шестеры»
Этот ход также присущ только одной пляске — «Шестере». Эта современная кадрильная пляска бытует в нескольких районах Среднего Урала. Она была записана большим знатоком и пропагандистом уральского фольклора О. Н. Князевой в Покровском районе Свердловской области и поставлена в 1944 г. в Государственном Уральском русском народном хоре.
Пляска исполняется в быстром темпе, с большим задором. Ход «Шестеры» состоит из своеобразного сочетания «молоточков», которые очень распространены на Урале, где их часто называют «уральские молоточки». При выполнении хода «Уральской шестеры» верхняя часть корпуса не напряжена, плечи порой даже расслаблены. Вместе с движением рук и ног они с акцентом движутся вверх и вниз.
Парни и девушки исполняют этот ход одинаково.
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е свободное. Руки, согнутые в локтях, направлены в стороны и чуть вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу, как говорят на Урале — «свечкой». Кисти с согнутыми пальцами находятся не выше уровня глаз.
«Раз» — с подскока опуститься на низкие полупальцы или навею стопу присогнутой правой ноги. Левая, сгибаясь в колене, резко отбрасывается назад с «сокращенной» стопой. Кисти рук поднимаются вверх не выше головы. Плечи слегка приподнимаются одновременно с руками.
«И» — короткий удар носком левой ноги в пол позади правой. Руки и плечи опускаются вниз.
«Два» — с подскоком опуститься на низкие полупальцы или на всю стопу присогнутой правой ноги. Левая от колена резко отбрасывается назад. Руки и плечи одновременно поднимаются вверх.
«и» — пауза.
При продолжении движения следующий шаг делается с левой ноги.
Шаркающий (скользящий, кадрильный)
Ход основан на скользящих, шаркающих шагах с одновременным небольшим приседанием и возвращением в исходное положение при каждом шаге. Этот ход чем-то напоминает движения скользящего лыжника.
Особенно он распространен в русских кадрилях, отчего его часто называют кадрильным ходом. На каждую четверть исполняется шаг поочередно то правой, то левой ногой.
Движение занимает '/2 такта.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — шаг правой ногой вперед с проскальзыванием на всей стопе и небольшим приседанием. Пятка левой слегка отделяется от пола, колено слегка сгибается. «И» — правая и левая ноги слегка выпрямляются в коленях. «Два» — шаг левой ногой вперед с проскальзыванием на всей стопе и небольшим приседанием. «Я» — левая и правая ноги слегка выпрямляются в коленях. Ход выполняется на присогнутых коленях, как бы пружиня. Необходимо следить за тем, чтобы во время проскальзывания стопы ног не отделялись от пола.
И хотя движение ног в шаркающем ходе одинаковое, в каждой области существуют свои специфические положения и движения рук, своя традиционная манера исполнения, присущая лишь данной местности.
Так, в «Калининской кадрили» этот ход исполняется в довольно быстром темпе, немного резко, корпус, плечи и руки, находящиеся в 3-м основном положении, свободно покачиваются вверх и вниз в ритме шага. Это придает движению озорной характер. В «Шуйской кадрили» (Ивановская область) этот ход неторопливый, медленный, он исполняется в благородной, степенной манере. Корпус подтянут, даже несколько напряжен. Движения рук у девушек и у парней очень плавные. У девушек руки согнуты в локтях; кисти с присогнутыми пальцами находятся на уровне груди; локти опущены, но не ниже кистей. Руки поочередно слегка движутся вперед-вверх и назад. У парней руки в подготовительном положении и, степенно, невысоко поднимаясь, движутся вперед-назад. Пальцы рук слегка присогнуты. Часто шаркающий ход имеет свои местные названия, метко и точно характеризующие особенности его исполнения. Так, в «Саратовской кадрили» шаркающий ход называют «тропочкой»; в некоторых семейских плясках Читинской области — «шаркун»; в пляске «Сени» Лешуконского района Архангельской области — «нырушкой». Здесь с первым шагом делается легкий наклон головы и корпуса— своеобразное ныряющее движение,— а на второй, третий и четвертый шаги корпус постепенно выпрямляется и голова слегка откидывается назад. Руки находятся в подготовительном положении. Затем движение повторяется сначала. Разнообразные по характеру, различные по названиям ходы ярко отражают многообразие местных особенностей исполнения хороводов и особенно плясок.
Дроби
Дроби — один из самых распространенных элементов русского народного танца.
Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер. По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими— стучащими, но они могут быть и тихими — журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей — в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народных песен и импровизационный талант народных мастеров — плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.
Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.
В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных ансамблях.
Но исполнение дробей не обязательно должно быть лихим и быстрым, дроби могут выражать и лирическое и любое другое настроение пляшущих.
Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол — полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно - то правой, то левой ногой, двойными — два удара одной ногой и даже тройными — по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.
Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта.
На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей.
Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.
В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.
Дробь может сочиняться и исполняться на музыкальную фразу любой длительности.
Все дроби могут исполняться на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.
Дробей в русском танце и комбинаций из них множество, не говоря уж об исполнении дробей в различных местных манерах. Часто про дробь можно услышать такие выражения: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В народе дробь называют «топотухой», «дробью-пристуком», «дробец» и ласково «дробушечка», «дробушечки», «топотушка», «топотушки».
В Ставропольском крае бытует название «горошинка», «горошинки», в Астраханской области — «рассыпуха», «рассыпушка», на Урале — «пристуки», «пристук», в Архангельской области —«оттопы» и т. д.
С. Есенин в стихотворении «Плясунья» (1915) описал пляску с дробью в таких строках:
Ты играй, гармонь, под трензель,
Отсыпай, плясунья, дробь!
На платке краснеет вензель,
Знай прищелкивай, не робь!
Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Тропак», «Дробо-туха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и др.
Подготовка к дробям
Прежде чем начать исполнять различные дроби, необходимо усвоить выполнение ударов — всей стопой, полупальцами и каблуком, так как они являются не только их составной частью, но и подготовкой к исполнению различных видов дробей.
1) Притопы
Сильный удар ногой в пол всей стопой называется притопом, иногда пристуком.
Притопы входят почти в любое дробное движение, они являются одной из составных частей дроби, и при изучении дробей мы к ним вернемся. Однако притопы могут быть и самостоятельным элементом в пляске. С притопов можно начинать и заканчивать не только любое движение — колено, но и всю пляску. Притопы исполняются лихо, с задором, четко. Не случайно бытуют такие выражения — «припечатал», «топнул», «притопнул», «пристукнул» и т. д.
Но притопы могут исполняться и мягко и как бы задумчиво. Притоп можно выполнять из любого основного положения ног. Руки также могут находиться в любом основном положении.
Движение занимает 1/2 такта.
«И» (затакт)—правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в
колене, слегка приподнимается над полом. «Раз» — резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты. «И» — пауза.
Бывают и другие виды притопов.
а) С полуприседанием
Движение занимает !/2 такта. Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт)—левая нога сгибается в колене; правая, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом.
«Раз» — сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоянии стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в коленях. Голова поворачивается в сторону правой ноги.
«И» — пауза.
б) С подскоком
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног—1-е свободное.
Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт) — левая нога сгибается в колене и после подскока
опускается на всю стопу. Правая сгибается в колене и приподнимается над полом.
«Раз» — сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоянии стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в коленях.
«И» — пауза.
в) «Печатка» (одновременный притоп двумя ногами) Движение занимает '/2 такта.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — одновременный притоп двумя ногами, резкий, короткий, почти без прыжка на присогнутых ногах.
«И» — пауза.
Все притопы могут выполняться как на сильную, так и на слабую долю такта — синкопа.
В зависимости от характера пляски руки во время притопов могут находиться в различных основных положениях или одновременно с ударом одной или двух ног в пол раскрываться в 3-е, закрываться в 1-е основное положение и быть самыми разнообразными, в зависимости от индивидуальности исполнителя
2) Удары полупальцами
Другой составной частью дроби является удар полупальцами — подушечкой стопы (в редких случаях носком). Поочередные выстукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или каждую восьмую в различных темпах дают возможность отрабатывать и нарабатывать технику исполнения дробей. Удары выполняются как на сильную, так и на слабую долю такта. Но удары полупальцами — не только составная часть дроби. Они существуют и исполняются самостоятельно, как элемент русского народного танца, и комбинируются со многими другими элементами.
Из одних ударов полупальцами можно составить интересные по рисунку и ритму движения. Приведем лишь один пример.
«Переборы» (рис. 87).
Этот элемент основан на ударе полупальцами с последующим акцентированным ударом в 3-м свободном положении поочередно то с одной, то с другой ноги.
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 3-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт)—удар полупальцами правой ноги в пол в 3-м свободном положение.
«Раз» — перескок на правую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно левая, сгибаясь в колене,
слегка поднимается над полом с сокращенным подъемом в свободном положении назад.
«И» — удар полупальцами левой ноги в пол в 3-м свободном положении сзади правой.
«Два» — перескок на левую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается вперед с сокращенным подъемом в свободном положении.
«И» — пауза.
Это движение можно выполнять на месте, с продвижением в стороны и с поворотом вокруг своей оси.
Руки могут находиться также в 3-м или 4-м основных положениях.
Удары каблуком
Удары каблуком также являются составной частью дроби, хотя они (правда, уже в меньшей степени) могут быть в танце и самостоятельным движением. Из одних ударов каблуком можно составить интересные комбинации.
Например: поочередные удары каблуками на каждую четверть или восьмую долю такта с небольшим продвижением вперед. Ноги с «сокращенными» стопами находятся в 1-м прямом положении. Корпус наклонен вперед. Руки постепенно раскрываются из положения «подбоченившись» в стороны.
В движении «переборы», описанном выше, вместо ударов полупальцами можно выполнять удары каблуками.
Рис. 87. «Переборы»
Основные виды дробей
Дробей в русской пляске великое множесто, мы опишем лишь несколько простых, но основных видов дробей, имеющих определенные традиции исполнения и устоявшиеся названия. Без усвоения этих дробей трудно будет овладеть техникой исполнения более сложных дробей, а тем более сочинять новые сложные ритмические рисунки — орнаменты и дробные композиции.
1) «Дробная дорожка»
— простая мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука, поочередно - то с одной, то с другой ноги (рис. 88).
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — небольшой перескок вперед на всю стопу правой ноги в прямом положении, колено присогнуто и направлено вперед. Левая нога сгибается в колене и с «сокращенной» стопой высоко отделяется от пола в прямом положении назад - вверх.
«И» — удар каблуком левой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа сокращена.
«Два» — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги; правая отделяется от пола.
«И» — удар каблуком правой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа «сокращена».
В дроби, исполняемой девушкой, удар каблуком должен быть более острым, чем у парней, а звук тише. Нога, отделяющаяся от пола, в прямом положении поднимается назад - вверх не так высоко, как у парней. Колени находятся на одном уровне с корпусом исполнителя, двигаются они довольно ограниченно. Движение может выполняться на месте, с продвижением вперед и в повороте.
Рис. 89. «Дробь с подскоком»
2) «Дробь с подскоком»
— с двойным ударом одной ногой — каблуком и всей стопой (рис. 89).
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт) — подскок на левой ноге. Правая, сгибаясь в колене, с «сокращенной» стопой невысоко поднимается над полом впереди корпуса в прямом положении. Левая с резким притопом всей стопой в пол опускается в 1-е прямое положение.
«Раз» — резкий удар каблуком правой ноги у каблука левой. Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении правая нога опускается на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола с «сокращенной» стопой впереди корпуса в прямом положении.
«И» — небольшой подскок на правой ноге. Левая, сгибаясь в колене, с «сокращенной» стопой невысоко приподнимается над полом в прямом положении. Правая с резким притопом всей стопой в пол опускается в 1-е прямое положение.
«Два» — резкий удар каблуком левой ноги у каблука правой. Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении левая нога опускается на всю стопу. Центр тяжести переносится на левую ногу. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола с «сокращенной» стопой.
«И» — пауза.
Движение исполняется задорно, четко, живо. Не надо бояться большого подскока в этой дроби, особенно при разучивании движения.
Хорошо помогают в раскрытии характера этой дроби своеобразные движения рук у девушек. Движение занимает '/2 такта. Руки — в 3-м основном положении.
«И» (затакт)—руки скрещиваются на уровне груди, локти отведены от корпуса, пальцы полусжаты в кулачки.
«Раз» — руки, не вытягиваясь в локтях, резко расходятся в стороны.
Дробь с подскоком исполняется на месте, с продвижением вперед или назад; продвижение происходит в момент подскока. Полный поворот корпуса на 360° выполняется за 1 такт. Если вращение делается вправо, то каждый новый поворот начинается с правой ноги, и наоборот.
При исполнении этих двух основных видов дробей необходимо обратить особое внимание учащихся на различное положение ног и коленей. В «дробной дорожке» колени обеих ног находятся на одной линии с корпусом, а в «дроби с подскоком» колено и стопа той или иной ноги находятся впереди корпуса.
3) «Мелкая разговорная дробь» (жен.) (рис. 90)
Эта дробь представляет собой усложнение «дробной дорожки».
Движение занимает 2 такта.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт) —удар каблуком правой ноги об пол в 1-м прямом
положении. Колено присогнуто, подъем сильно сокращен.
Первый такт
«Раз» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу правой ноги. Колено присогнуто и направлено вперед. Левая, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращенным подъемом.
«И» — удар каблуком левой ноги об пол в 1-м прямом положении; стопа сокращена.
«Два» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу левой ноги. Правая нога, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращенным подъемом слегка назад.
« и » — удар каблуком правой ноги об пол в 1-м прямом положении; стопа сокращена.
Второй такт
«Раз» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу правой ноги. Левая, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращенным подъемом.
«И» — удар каблуком левой ноги об пол в 1-м прямом положении; стопа сокращена. И тут же удар подушечкой стопы. Левая нога, сгибаясь в колене, поднимается вверх. Пятка правой ноги отрывается от пола.
«Два» — удар пяткой правой ноги.
«И» — удар всей стопой левой ноги — в случае продолжения движения удар каблуком левой ноги.
[а] [б] [в] [г ] [ д ]
Рис. 90. «Мелкая разговорная дробь»
4) «В три ножки» (рис. 91)
Иногда эту дробь называют «трилистник», а в Саратовской области — «тринашки».
а) Подряд
Движение занимает III такта.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки —в 1-м основном положении.
«Раз» — левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей стопой в пол подставляется к правой в 1-е прямое положение. Колени обеих ног присогнуты.
«И» — обе ноги вытягиваются в коленях.
Дробь исполняется чаще всего с одной ноги. Темп исполнения довольно быстрый, но эта дробь может исполняться и в медленном темпе.
б) С переступанием
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — у девушек в подготовительном, у парней — в 1-м основном положении. «И» (затакт) — правая нога делает небольшой шаг и с ударом ребром каблука опускается у середины стопы левой ноги. И тут же, опускаясь с ребра каблука на всю стопу, ударяет подушечкой стопы в пол. Колено правой ноги свободно, стопа сильно «сокращена».
«Раз» — левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей стопой в пол подставляется к правой в 1-е прямое положение. Колени присогнуты.
«И» — небольшой шаг вперед правой ногой с одновременным притопом. Колени выпрямляются.
«Два» — левая нога, делая небольшой шаг вперед, одновременно с притопом подставляется к правой в 1-е прямое положение. Ноги в коленях вытягиваются.
«И» — пауза.
На следующий такт движение может начинаться как с правой, так и с левой ноги. Руки могут находиться в 3-м или 4-м основном положении.
Дробь может исполняться не только в быстром, но и в медленном темпе.
Корпус на один такт делает поворот вправо, на другой такт — влево, даже если движение продолжается с одной и той же ноги. У парней поворот корпуса немного меньше, чем у девушек, но резче.
Руки у девушек расслабленные и двигаются вслед за поворотом корпуса. Голова удерживается прямо, не поворачиваясь вместе с корпусом. Руки у парней — в 1-м основном положении.
Так как «дробь в три ножки» (подряд и с переступанием) чаще всего исполняется с продвижением, дано описание именно этого варианта.
Для выполнения дроби на месте шаг вперед вначале движения не делается, а правая нога с ударом опускается на ребро каблука около каблука левой ноги.
5)«Дробь хромого» (трехчетвертная)
Эта дробь интересна и неожиданна тем, что в ней на музыкальный размер 2/4 ложится трехчетвертной ритмический рисунок ног.
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног — 2-е свободное.
Руки — в 1-м основном положении
«Раз» — удар каблуком правой ноги по 2-му свободному положению. Подъем сокращен, колено согнуто и направлено вперед. Колено левой ноги присогнуто.
«И» — перескок на подушечку стопы правой ноги, колено присогнуто. Левая нога, согнутая в колене, слегка поднимается над полом с сокращенным подъемом и тут же коротко ударяет каблуком об пол около носка правой.
«Два» — удар подушечкой стопы левой ноги об пол. Правая нога, согнутая в колене, слегка поднимается над полом с сокращенным подъемом.
«И» — пауза.
Движение начинается все время с правой ноги. Если эту дробь исполнять несколько раз подряд, то удары каблуком правой ноги будут попадать то на сильную, то на слабую долю такта.
Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби, исполняемые в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т. д. Мы приведем один пример с тройным дробным выстукиванием. Такие тройные выстукивания (притопы) очень распространены по всей России.
6) Тройные поочередные выстукивания (притопы)
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног—1-е прямое, правая нога приподнята
над полом. Р