Характеристика тв-ва Скрябина. Периодизация.

Единственный композитор положивший в основу тв-ва теоретико-познавательный принцип. Вносил в музыку зерно философии, идею духовной эволюции и саморазвития от грубой физической чувственности до высших духовных планов. Подобные образы знакомы по романтизму, но у Скрябина более обострены. Преображаются в титанические усилия воли и духа. Был сторонником синтеза искусств (поэма «Прометей» свет. строчка, хор в 1-й симф). Музыка Скрябина изобразительна (картины тонкой реальности).

1 период середина (80- 98 гг)- фортепианный период. Писал миниатюры: прелюдии, этюды, мазурки, вальсы, экспромты. Еще 3 сонаты. Близок к романтизму.

2 период (98-1905 гг)- знакомство с работами Блаватской, философией, что меняет стиль, и взгляды в музыке. Требуются более крупные формы для выражения. Появляются 3 симфонии и новый жанр: фортепианной поэмы.

3 период (1905-1909 гг)- В основном это работа над поэмой Экстаза. Находит свою философию. Написана 5 соната (одночастная)

4 период (1909-1915 гг)- Создается поэма «Прометей».Начинается работа над мистерией (так и не оконченной). Написаны сонаты 6-10 и различные миниатюры.

Фортепианное тв-во Скрябина. Фортепианные поэмы

Скрябин был концертирующий пианист. Продолжал традиции Шопена (камерность) Присущи: детализированность, приемы педализации, сложный ритм. Писал для ф-но:

  1. жанр миниатюры (прелюдии, вальсы, этюды, программные пьесы («Хрупкость», «Танец ласки»)
  2. фортепианные поэмы ( среднее между прелюдией и сонатой)
  3. сонаты (10 сонат) 3-многочастны, остальные одночастны.

Скрябин первый русский композитор уделивший большое внимание сонате. Скрябин- создатель жанра фортепианной поэмы.

В этом жанре написаны 2 поэмы из опуса № 32 (1903) – первая поэма- это 1 этап, томление духа, вторая- 2 этап, поиски и героическое преодолевание. Кода говорит о победе.

Поэма «К пламени» (1914) последняя поэма. Одночастная сонатная форма. Сквозное развитие. Главный образ- образ постепенно разгорающегося духовного и божественного огня. Развитие от земного ( низкий регистр, диссонирующие аккорды, пиано) до духовного (увеличение ритма, повышенный регистр, форте). В конце усиление многоплановости ( аккорды, тремоло, мелодия)- характерная черта Скрябина.

Прелюдии Скрябина

Самое значительное сочинение Скрябина- опус № 11( 24 прелюдии) Написаны с 1888-1896 гг

Первым написал прелюдии Шопен, но в отличии от него, прелюдии Скрябина без связи с бытовыми жанрами.

Это энциклопедия музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина, сомкнутых в цепь ярко контрастирующих между собой миниатюр, каждая из которых воплощает какое-либо одно настроение. Среди них и страницы тончайшей скрябинской лирики (№ 2, 5), и состояния жизнерадостной возбужденности (№1) , и тревожные, драматические переживания, столь характерные для молодого Скрябина. Из прелюдий особенно выделяются 10-я, 14-я и 24-я — прекрасные образцы скрябинской патетики. Прелюдии замечательны выражением тончайших нюансов душевных переживаний, воплощенных в отточенной сжатой форме.

Тональный план- квинтовый круг с параллелями.

Мажорные прелюдии: быстрые- полетные, медленные- созерцательные.

Минорные прелюдии: быстрые- патетические, медленные- элегические.

«Поэма экстаза» Скрябина

Написана с 1905-1907 гг. В эти годы находит свое мироощущение и поэма характеризует этот период. К поэме есть литературная программа. Это стихотворный текст самого композитора. Музыкальный текст строится по спирали. Каждый раздел- это виток. Образные сферы поэмы- это и тонкая лирика, и полетные образы, и образы героического преодолевания, и образы драматические. По выражению Скрябина- «Чем выше, тем тоньше, чем тоньше, тем мощнее» Многотемная поэма. Особая тема- тема «самоутверждения»

Четверной состав оркестра. Использован принцип оркестровой драматургии (например труба- героика, соло скрипки- лирика) Основная тональность- до мажор.

Экспозиция: Вступление- 1- тема томления, 2- тема воли.

ГП- тема мечты, внутренняя активность

СП- тема полета

ПП- тема возникающих творений. Этап сотворения

ЗР- 1 тема ритмов тревожных, 2 тема воли, 3 тема самоутверждения (квартовый оборот)

Разработка- 1 раздел-тема вздоха ( томление по высокому)

2 раздел- героическое усилие ( темы самоутверждения и ритмов тревожных, в кульминации тема протеста)

3 раздел-1 тема воли,2 тема самоутверждения (частичная победа)

Реприза- в побочной тональности. Без особых изменений.

Кода- 1 раздел- роль 2-й разработки

2 раздел- яркая главная кульминация. Тема самоутверждения у меди. В конце пианиссимо ( тема вздоха) как отрыв в высшие сферы.

Наши рекомендации