Симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 2-4ч.

2 часть- (вальс) жанро-бытовая

Молодежный вальс. Знак эпохи. Написан в сонатной форме без разработки. Есть и лирика, и юмористичность.

ГП- формируется постепенно.

СР- скерцо с ритмич. сбоями

ПП- интонации ГП 1 части. Мечтательная элегия.

Реприза- проведение с появлением новых эпизодов

Кода- праздничная кульминация

3 часть- лирическая.

Тема заимствована из драм. спектакля «Е. Онегин», лейтмотив Татьяны

Осн. Тема- романсовая, мечтательная

СР- сказочный колорит

Реприза- проведение осн. темы с модуляцией

4 часть- жанрово-бытовая

Напоминает спортивный матч. Рондо- соната.

Вступление и ГП-свисток судьи и рефрен в форме галопа.

СР-х-тер пионерского марша

ПП- движение механизма, матч

Рефрен- повтор ГП

Эпизод (разработочный)- просящий х-тер и тема СР

Реприза-без изменений.

Кода- проводятся темы ПП и ЗР 1 части

Характеристика тв-ва Д. Д. Шостаковича. Эволюция тв-ва.

Отличает интерес к нравственной философской проблематике. Интерес к проблемам добра и зла, личности и общества, жизни и смерти. Проблема художника и его предназначения. Шостакович- трагический композитор. Тв-во многогранно:

1 ведущий жанр симфония(15 симф)Продолжил традицию Бетховена, Чайковского-в симфонии-драме.

2 жанр по значимости-камерно-инструментальный (квартет, сонаты, трио)

Далее вокальные и хоровые пр-ния( циклы, хор. поэмы)

На 4 месте театральная (оп.“Леди Макбет Мценского уезда”,балет”Светлый ручей”и т.д.)и музыка к к/ф (“Овод”,”Молодая гвардия”)

Эволюция тв-ва:

1 период-Сочиняет с первых шагов. Период экспериментаторства (20-е г)

2 и 3 симфонии-одночастны, в пролетарском ключе.

Далее работа в области театра ( оперы”Леди Макбет...”(трагедия-сатира) и “Нос”).

В 30-е годы написаны 4,5,6 симфонии, с 5 симфонии начинается классический этап.

2 период- в первые месяцы войны написана 7 симфония. Прославила Шостаковича. В 1943- 8 симфония

Послевоенные годы- Писал хоровые и вокальные кантаты, оратории(Песнь о лесах),вокальные циклы.

В 53 году 10 симфония- впервые появляется монограмма Шостаковича в партитуре.

Поздний период- с середины 60-х- преобладание философских проблем, идеи назначения художника. Выражено в камерных жанрах: ряд квартетов и вокальных циклов, 14 симфония (для 2 певцов и оркестра),занимается оркестровкой циклов, последней написана альтовая соната.

Симфоническое тв-во Шостаковича. Симфония № 5, 1ч.

Написана в 1937. Начало классического периода тв-ва. Через ряд трагических конфликтов, путем душевной борьбы устанавливается оптимизм. Особая классическая драматургия Шостаковича.

1-сонатная часть, 2-жанрово-бытовое скерцо, 3-трагический монолог, 4- финал героический.

1 часть- интеллектуальное начало, образ.

ГП-1 тема- оттенок вступления. Идея долга и чувства

2 тема- размышление, пунктир

3 тема-роль разработки ГП, местная кульминация.

ПП-романтическая, хрупкая

Разработка-конфликт на стыке экспозиции и разработки. Прием вторжения, душевная борьба.

Реприза-стерта граница между разработкой и репризой.

Кода- реминесценция(2 тема ГП)

Симфоническое тв-во Шостаковича. Симфония № 5, 2-4 ч.

2 часть- скерцо. Форма сложная трехчастная. Бытовые зарисовки преломляются. Эстетика и ирония.

1 раздел-1 тема- бравурная

2 тема- легкая, порхающая

3 тема-помпезный, ироничный х-тер.

2 раздел (трио)- танцевальная, кукольная.

3 раздел -без изменений

Кода- тема трио.

3 часть- медленная. Трагический монолог-размышление.

Сложная форма

Экспозиция: хоральность, шествие. Голос от автора.

Разработка-нарастание драматичности, напряженная кульминация.

Реприза и Кода на угасании. На последних тактах мажор.

4 часть-финал

Написана в сонатной форме, без разработки с зеркальной репризой.

ГП-маршевая, боевая.

ПП- призыв трубы

Реприза-лирическое отступление, собирание ГП

Кода-фанфарные обороты

Симфония № 7 Шостаковича 1ч. Общая характеристика

Была написана в 1941 году, Предвосхищение победы. Посвятил городу Ленинграду. Отличается от 5-й симфонии. Есть элементы программности. Х-тер эпический, это драма народа.

1 часть- повествует о мирной жизни людей.

ГП- х-тер бодрой песни.

ПП- (вечер опускается на землю) истаивающий х-тер

СР- тема нашествия (12 вариации), тема сопротивления

Реприза- кульминация. Противостояние злу.

В ПП репризы-скорбь матери.

Кода- 2 раздела (реминисценция темы нашествия)

Наши рекомендации