Симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 1ч.
Часть ответов
Симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 1ч.
Лишь 4 место в иерархии жанров. Строй симфоний образная яркость, театральность. 7 симфоний. Все симфонии в разных жанрах написаны.
Симфония 7, написана 1952-53 гг. «Стиль новой простоты.»(Прокофьев) Отличают доступность и песенность. Изначально задумывал как сюиту для детей. Называл юношеской симфонией. По жанру- лирико-эпическая. Лирика здесь многогранна ( элегическая, мечтательная, гимническая) Жанрово-бытовая сторона- контраст лирике, использованы мелодии современных песен.
1 часть-лирическая.
ГП- элегически мечтательная
СР- «вьюжный» х-тер
ПП- лирико-гимническая.
ЗП- сказочность, мечты о будущем, работа часового механизма
Разработка- порядок экспозиции
Реприза-арочность с началом (признаки эпики)
Симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 2-4ч.
2 часть- (вальс) жанро-бытовая
Молодежный вальс. Знак эпохи. Написан в сонатной форме без разработки. Есть и лирика, и юмористичность.
ГП- формируется постепенно.
СР- скерцо с ритмич. сбоями
ПП- интонации ГП 1 части. Мечтательная элегия.
Реприза- проведение с появлением новых эпизодов
Кода- праздничная кульминация
3 часть- лирическая.
Тема заимствована из драм. спектакля «Е. Онегин», лейтмотив Татьяны
Осн. Тема- романсовая, мечтательная
СР- сказочный колорит
Реприза- проведение осн. темы с модуляцией
4 часть- жанрово-бытовая
Напоминает спортивный матч. Рондо- соната.
Вступление и ГП-свисток судьи и рефрен в форме галопа.
СР-х-тер пионерского марша
ПП- движение механизма, матч
Рефрен- повтор ГП
Эпизод (разработочный)- просящий х-тер и тема СР
Реприза-без изменений.
Кода- проводятся темы ПП и ЗР 1 части
Характеристика тв-ва Д. Д. Шостаковича. Эволюция тв-ва.
Отличает интерес к нравственной философской проблематике. Интерес к проблемам добра и зла, личности и общества, жизни и смерти. Проблема художника и его предназначения. Шостакович- трагический композитор. Тв-во многогранно:
1 ведущий жанр симфония(15 симф)Продолжил традицию Бетховена, Чайковского-в симфонии-драме.
2 жанр по значимости-камерно-инструментальный (квартет, сонаты, трио)
Далее вокальные и хоровые пр-ния( циклы, хор. поэмы)
На 4 месте театральная (оп.“Леди Макбет Мценского уезда”,балет”Светлый ручей”и т.д.)и музыка к к/ф (“Овод”,”Молодая гвардия”)
Эволюция тв-ва:
1 период-Сочиняет с первых шагов. Период экспериментаторства (20-е г)
2 и 3 симфонии-одночастны, в пролетарском ключе.
Далее работа в области театра ( оперы”Леди Макбет...”(трагедия-сатира) и “Нос”).
В 30-е годы написаны 4,5,6 симфонии, с 5 симфонии начинается классический этап.
2 период- в первые месяцы войны написана 7 симфония. Прославила Шостаковича. В 1943- 8 симфония
Послевоенные годы- Писал хоровые и вокальные кантаты, оратории(Песнь о лесах),вокальные циклы.
В 53 году 10 симфония- впервые появляется монограмма Шостаковича в партитуре.
Поздний период- с середины 60-х- преобладание философских проблем, идеи назначения художника. Выражено в камерных жанрах: ряд квартетов и вокальных циклов, 14 симфония (для 2 певцов и оркестра),занимается оркестровкой циклов, последней написана альтовая соната.
Симфоническое тв-во Шостаковича. Симфония № 5, 1ч.
Написана в 1937. Начало классического периода тв-ва. Через ряд трагических конфликтов, путем душевной борьбы устанавливается оптимизм. Особая классическая драматургия Шостаковича.
1-сонатная часть, 2-жанрово-бытовое скерцо, 3-трагический монолог, 4- финал героический.
1 часть- интеллектуальное начало, образ.
ГП-1 тема- оттенок вступления. Идея долга и чувства
2 тема- размышление, пунктир
3 тема-роль разработки ГП, местная кульминация.
ПП-романтическая, хрупкая
Разработка-конфликт на стыке экспозиции и разработки. Прием вторжения, душевная борьба.
Реприза-стерта граница между разработкой и репризой.
Кода- реминесценция(2 тема ГП)
Симфония № 7 Шостаковича 1ч. Общая характеристика
Была написана в 1941 году, Предвосхищение победы. Посвятил городу Ленинграду. Отличается от 5-й симфонии. Есть элементы программности. Х-тер эпический, это драма народа.
1 часть- повествует о мирной жизни людей.
ГП- х-тер бодрой песни.
ПП- (вечер опускается на землю) истаивающий х-тер
СР- тема нашествия (12 вариации), тема сопротивления
Реприза- кульминация. Противостояние злу.
В ПП репризы-скорбь матери.
Кода- 2 раздела (реминисценция темы нашествия)
Прелюдии Скрябина
Самое значительное сочинение Скрябина- опус № 11( 24 прелюдии) Написаны с 1888-1896 гг
Первым написал прелюдии Шопен, но в отличии от него, прелюдии Скрябина без связи с бытовыми жанрами.
Это энциклопедия музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина, сомкнутых в цепь ярко контрастирующих между собой миниатюр, каждая из которых воплощает какое-либо одно настроение. Среди них и страницы тончайшей скрябинской лирики (№ 2, 5), и состояния жизнерадостной возбужденности (№1) , и тревожные, драматические переживания, столь характерные для молодого Скрябина. Из прелюдий особенно выделяются 10-я, 14-я и 24-я — прекрасные образцы скрябинской патетики. Прелюдии замечательны выражением тончайших нюансов душевных переживаний, воплощенных в отточенной сжатой форме.
Тональный план- квинтовый круг с параллелями.
Мажорные прелюдии: быстрые- полетные, медленные- созерцательные.
Минорные прелюдии: быстрые- патетические, медленные- элегические.
«Поэма экстаза» Скрябина
Написана с 1905-1907 гг. В эти годы находит свое мироощущение и поэма характеризует этот период. К поэме есть литературная программа. Это стихотворный текст самого композитора. Музыкальный текст строится по спирали. Каждый раздел- это виток. Образные сферы поэмы- это и тонкая лирика, и полетные образы, и образы героического преодолевания, и образы драматические. По выражению Скрябина- «Чем выше, тем тоньше, чем тоньше, тем мощнее» Многотемная поэма. Особая тема- тема «самоутверждения»
Четверной состав оркестра. Использован принцип оркестровой драматургии (например труба- героика, соло скрипки- лирика) Основная тональность- до мажор.
Экспозиция: Вступление- 1- тема томления, 2- тема воли.
ГП- тема мечты, внутренняя активность
СП- тема полета
ПП- тема возникающих творений. Этап сотворения
ЗР- 1 тема ритмов тревожных, 2 тема воли, 3 тема самоутверждения (квартовый оборот)
Разработка- 1 раздел-тема вздоха ( томление по высокому)
2 раздел- героическое усилие ( темы самоутверждения и ритмов тревожных, в кульминации тема протеста)
3 раздел-1 тема воли,2 тема самоутверждения (частичная победа)
Реприза- в побочной тональности. Без особых изменений.
Кода- 1 раздел- роль 2-й разработки
2 раздел- яркая главная кульминация. Тема самоутверждения у меди. В конце пианиссимо ( тема вздоха) как отрыв в высшие сферы.
Часть ответов
симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 1ч.
Лишь 4 место в иерархии жанров. Строй симфоний образная яркость, театральность. 7 симфоний. Все симфонии в разных жанрах написаны.
Симфония 7, написана 1952-53 гг. «Стиль новой простоты.»(Прокофьев) Отличают доступность и песенность. Изначально задумывал как сюиту для детей. Называл юношеской симфонией. По жанру- лирико-эпическая. Лирика здесь многогранна ( элегическая, мечтательная, гимническая) Жанрово-бытовая сторона- контраст лирике, использованы мелодии современных песен.
1 часть-лирическая.
ГП- элегически мечтательная
СР- «вьюжный» х-тер
ПП- лирико-гимническая.
ЗП- сказочность, мечты о будущем, работа часового механизма
Разработка- порядок экспозиции
Реприза-арочность с началом (признаки эпики)