Урок 30-31. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 32. Люблю я грусть твоих просторов
Образ природы в творчестве композиторов Поволжья.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 33. Мир Прокофьева.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 34-35. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет(обобщающийурок)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, слуховых диктантов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки в 3 классе обучающиеся научатся:
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности ( композитор-исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях, развитие навыков «свободного дирижирования»;
- развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Обучение музыкальному искусству в 3 классе должно вывести обучающихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Разделы и темы | Кол- |
во |
часов | ||
Раздел I. Россия – Родина моя | ||
Характеристика | Выявлять настроения и чувства человека,выраженные в музыке. | |
основных видов | Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в | |
деятельности | процессе исполнения музыкальных произведений. Передавать в | |
ученика (на | импровизации интонационную выразительность музыкальной и | |
уровне учебных | поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории | |
действий) | Отечества и их исполнять. | |
Мелодия –душа музыки | ||
Природа и музыка. Звучащие картины | ||
Виват, Россия! Наша слава- русская держава | ||
Кантата «Александр Невский» | ||
Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во | ||
веки веков сильна… | ||
Раздел II. День, полный событий | ||
Характеристика | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные | |
основных видов | особенности музыки. Понимать художественно-образное | |
деятельности | содержание музыкального произведения. Передавать | |
ученика (на | интонационно-мелодические особенности музыкального образа в | |
уровне учебных | слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в | |
действий) | музыке, живописи, поэзии. Выразительно исполнять | |
произведения разных жанров и стилей. Выявлять ассоциативно- | ||
образные связи музыкальных и живописных произведений. | ||
Утро | ||
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | ||
В детской. Игры и игрушки | ||
На прогулке. Вечер | ||
Раздел III. О России петь – что стремиться в храм | ||
Характеристика | Обнаруживать сходство и различия русских и | |
основных видов | западноевропейских произведений религиозного искусства. | |
деятельности | Определять образный строй музыки с помощью«словаря | |
ученика (на | эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки, песнями на | |
уровне учебных | религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных | |
действий) | праздниках народов России и их традициях. Интонационно | |
осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь | ||
материнства | ||
Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! | ||
Вербное воскресенье. Вербочки | ||
Святые земли Русской | ||
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | ||
Характеристика | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного | |
основных видов | и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о | |
деятельности | значении повтора, контраста, сопоставления как способов |
ученика (на | развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, | |
уровне учебных | участвовать в коллективных играх-драматизациях. Принимать | |
действий) | участие в традиционных праздниках народов России. | |
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения | ||
разных жанров и стилей. | ||
Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины | ||
Былина о Садко и Морском царе | ||
Лель, мой Лель…из оперы «Снегурочка» | ||
Звучащие картины. Прощание с Масленицей | ||
Раздел V. В музыкальном театре | ||
Характеристика | Рассуждать о значении дирижёра,режиссёра,художника- | |
основных видов | постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать | |
деятельности | в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального | |
ученика (на | спектакля. Рассуждать о смысле и значении увертюры к опере, | |
уровне учебных | балету. Воплощать в пении или пластическом интонировании | |
действий) | сценические образы. | |
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья | ||
Опера «Орфей и Эвридика» | ||
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы | ||
Полна чудес могучая природа…В заповедном лесу | ||
Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | ||
В современных ритмах | ||
Раздел VI. В концертном зале | ||
Характеристика | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | |
основных видов | Узнавать стилевые особенности музыки разных композиторов. | |
деятельности | Определять виды музыки,сопоставлять музыкальные образы в | |
ученика (на | звучании различных музыкальных инструментов. Различать на | |
уровне учебных | слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры | |
действий) | музыкальных произведений. Называть исполнительские | |
коллективы и имена исполнителей. | ||
Музыкальное состязание | ||
Музыкальные инструменты. Звучащие картины | ||
Музыкальные инструменты. | ||
Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня | ||
родная | ||
«Героическая» симфония. Призыв к мужеству (2-я часть, финал | ||
симфонии) | ||
Мир Бетховена | ||
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | ||
Характеристика | Выявлять изменения музыкальных образов,озвученных | |
основных видов | различными инструментами. Импровизировать мелодии в | |
деятельности | соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, | |
ученика (на | марша. Определять особенности построения (формы) | |
уровне учебных | музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка |
действий) | современной музыки. Определять принадлежность музыкальных | |
произведений к тому или иному жанру. Участвовать в | ||
подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно | ||
осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
Чудо-музыка | ||
Острый ритм - джаза звуки | ||
Люблю я грусть твоих просторов | ||
Мир С. Прокофьева | ||
34-35 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт | |
Итого | ||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка. 1-4 классы» М.: Просвещение, 2012г
2. Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.
3. Учебно-методический комплект «Музыка 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
• «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2011г.
• «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение, 2011г.
• Фонохрестоматия музыкального материала для 3 класса: СD (mp 3), М., Просвещение, 2011 г.
• Учебник «Музыка. 3 класс», М., Просвещение, 2012г.
• Рабочая тетрадь «Музыка. 3 класс», М.: Просвещение, 2012г.
Учебная и методическая литература
Для учителя:
1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г
15. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,2003г.
16. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург
20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
22. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
23. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
24. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г
25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
26. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
27. Песенные сборники.
28. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г
29. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
Для обучающихся:
1. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
2. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
3. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
5. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
6. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
7. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
8. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
11. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
12. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
13. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
14. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
15. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
16. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск
(CD ROM) М.:ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс.