Урок 33. Рассвет на Москве-реке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Урок 34-35. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.Обобщающий урок.
Предпочтительными формами организации учебных занятий являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, индивидуальный, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, музыкальной викторины.
Виды организации учебной деятельности: экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
• передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
• охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Разделы и темы | Кол- |
во | ||
часов | ||
Раздел I. Россия – Родина моя | ||
Характеристика | Размышлять о музыкальных произведениях как о способе | |
основных видов | выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально | |
деятельности | воспринимать народное и профессиональное музыкальное | |
ученика (на | творчество, высказывать мнение о его содержании. Выявлять | |
уровне учебных | общность истоков и особенности народной и | |
действий) | профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать | |
народные песни. Взаимодействовать в процессе ансамблевого, | ||
коллективного (хорового) воплощения разных художественных | ||
образов. Узнавать образцы народного музыкально- | ||
поэтического творчества и музыкального фольклора России. | ||
Подбирать ассоциативные ряды художественным | ||
произведениям разных видов искусства. Оценивать | ||
собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь | ||
словами... Как сложили песню | ||
Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | ||
Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася |
Русь! | ||
Раздел II. О России петь-что стремиться в храм… | ||
Характеристика | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных | |
основных видов | праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка | |
деятельности | музыки, живописи. Рассуждать о значении колокольных | |
ученика (на | звонов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. | |
уровне учебных | Осуществлять собственный музыкально-исполнительский | |
действий) | замысел в пении и импровизациях. Осмысленно исполнять | |
сочинения разных жанров и стилей. | ||
Святые земли Русской. Илья Муромец. | ||
Кирилл и Мефодий | ||
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше | ||
Родной обычай старины. Светлый праздник | ||
Раздел III. День, полный событий | ||
Характеристика | Выявлять выразительные и изобразительные особенности | |
основных видов | музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. | |
деятельности | Понимать особенности построения(формы)музыкальных и | |
ученика (на | литературных произведений. Анализировать и обобщать | |
уровне учебных | жанрово-стилистические особенности музыкальных | |
действий) | произведений. Осмысленно исполнять сочинения разных | |
жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально- | ||
творческой деятельности, в инсценировках произведений. | ||
Определять виды музыки,сопоставлять музыкальные образы. | ||
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | ||
Зимнее утро. Зимний вечер | ||
Что за прелесть эти сказки! Три чуда | ||
Ярмарочное гулянье | ||
Святогорский монастырь | ||
Приют, сияньем муз одетый… | ||
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | ||
Характеристика | Различать тембры народных музыкальных инструментов. | |
основных видов | Знать народные обычаи,обряды,особенности проведения | |
деятельности | праздников. Исследовать историю создания музыкальных | |
ученика (на | инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе | |
уровне учебных | ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения разных | |
действий) | художественных образов. Рассуждать о значении | |
преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать | ||
собственный исполнительский план разучиваемых | ||
музыкальных произведений. | ||
Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России | ||
Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей | ||
Народные праздники. Троица | ||
Раздел V. В концертном зале | ||
Характеристика | Наблюдать за процессом и результатом музыкального | |
основных видов | развития. Узнавать по звучанию различные виды музыки | |
деятельности | (вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая). | |
ученика (на | Передавать в пении,музыкально-пластическом движении, | |
уровне учебных | импровизации образное содержание музыкальных | |
действий) | произведений. Корректировать собственное исполнение. | |
Соотносить особенности музыкального языка русской и | ||
зарубежной музыки. Осмысленно исполнять сочинения разных | ||
жанров и стилей. | ||
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо | ||
«Картинки с выставки». Старый замок | ||
Счастье в сирени живёт…Годы странствий | ||
Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы… | ||
Патетическая соната. Царит гармония оркестра | ||
Раздел VI. В музыкальном театре | ||
Характеристика | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык | |
основных видов | народного и профессионального музыкального творчества | |
деятельности | стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки | |
ученика (на | в исполнительской деятельности. Определять особенности | |
уровне учебных | взаимодействия и развития образов музыкального спектакля. | |
действий) | Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперы, | |
балета. Оценивать собственную творческую деятельность. | ||
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля | ||
За Русь мы все стеной стоим…(3 действие). Сцена в лесу(4 | ||
действие) | ||
Песня Марфы «Исходила младёшенька» | ||
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы | ||
Балет «Петрушка» | ||
Театр музыкальной комедии | ||
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | ||
Характеристика | Анализировать и соотносить выразительные и | |
основных видов | изобразительные интонации, музыкальные темы. Наблюдать | |
деятельности | за процессом и результатом музыкального развития в | |
ученика (на | произведениях разных жанров. Общаться и | |
уровне учебных | взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного | |
действий) | (хорового) воплощения разных художественных образов. | |
Узнавать музыку. Называть имена композиторов и | ||
исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать | ||
музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать | ||
своё отношение к музыкальным произведениям. Определять | ||
взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Оценивать | ||
свою творческую деятельность. | ||
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд | ||
Мастерство исполнителя | ||
В интонации спрятан человек | ||
Музыкальные инструменты | ||
Музыкальный сказочник |
Рассвет на Москве-реке | ||
34-35 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | |
Итого | ||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка. 1-4 классы» М.: Просвещение, 2012г
2. Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.
3. Учебно-методический комплект «Музыка 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
• «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2011г.
• «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2011г.
• Фонохрестоматия музыкального материала для 4 класса: СD (mp 3), М., Просвещение,
2012 г.
• Учебник «Музыка. 4 класс», М., Просвещение, 2012г.
• Рабочая тетрадь «Музыка. 4 класс», М.: Просвещение, 2012г.
Учебная и методическая литература
Для учителя:
1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г
15. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,2003г
16. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург,
1997г.
20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
22. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
23. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
24. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г
25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
26. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
27. Песенные сборники.
28. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г
29. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
Для обучающихся:
1. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
2. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
3. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка,
1989г.
4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
5. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
6. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
7. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
8. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
11. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
12. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
13. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
14. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
15. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
16. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск
(CD ROM) М.:ЗАО «Новый диск», 2008.
15 CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс