Статья 35. Выбор системы дополнительных показателей.

35.1. Выбор системы дополнительных показателей, которая будет применена на турнире, должен быть сделан заранее с учётом типа турнира (швейцарская система, круговая система, командные соревнования и т.д.) и особенностей ожидаемого на турнире индивидуального состава игроков.

35.2. В данном соревновании должен применяться только один тип из пяти описанных ниже групп.

35.3. Для различных типов соревнований рекомендуются перечисленные ниже системы определения дополнительных показателей:

35.3.1. Личные турниры по круговой системе:

35.3.1.1. Личная встреча;

35.3.1.2. Большее число побед;

35.3.1.3. Зонненборн-Бергер;

35.3.1.4. Система Койя;

35.3.2. Командные соревнования по круговой системе:

35.3.2.1. Суммарное количество набранных очков всеми участниками команды;

35.3.2.2. Очки за матчи;

35.3.2.3. Личная встреча;

35.3.2.4. Зонненборн-Бергер.

35.3.3. Личные турниры по швейцарской системе (все игроки имеют близкие рейтинги):

35.3.3.1. Личная встреча;

35.3.3.2. Большее число побед;

35.3.3.3. Число партий, сыгранных чёрными фигурами (несыгранные партии считаются как «игранные» белыми фигурами);

35.3.3.4. Средний рейтинг соперников;

35.3.3.5. Усечённый Бухгольц -1;

35.3.3.6. Бухгольц;

35.3.3.7. Зонненборн-Бергер;

35.3.4. Личные турниры по швейцарской системе (рейтинги различаются между собой):

35.3.4.1. Личная встреча;

35.3.4.2. Большее число побед;

35.3.4.3. Число партий, сыгранных чёрными фигурами (несыгранные партии считаются как «игранные» белыми фигурами);

35.3.4.4. Усечённый Бухгольц -1;

35.3.4.5. Бухгольц;

35.3.4.6. Зонненборн-Бергер.

35.3.5. Командные соревнования по швейцарской системе:

35.3.5.1. Суммарное количество очков, набранных всеми участниками команды;

35.3.5.2. Очки за матчи;

35.3.5.3. Личная встреча;

35.3.5.4. Усечённый Бухгольц -1;

35.3.5.5. Бухгольц;

35.3.5.6. Зонненборн-Бергер.

Глава 8. Спортивная дисциплина шахматная композиция.

Статья 36. Определения.

Шахматная композиция — вид творчества, исторически сложившийся из практической шахматной игры. Цель шахматной композиции — выражение художественных идей в шахматной форме.

В шахматной композиции имеются следующие направления творческой деятельности: составление и решение композиций (задачи, этюды).

Задачи и этюды представляют собой искусственно составленные позиции фигур на шахматной доске с определённым заданием для одной из сторон, подразумевающие способ выполнения этого задания (решение).

Композиции должны отвечать ряду обязательных и художественных требований. При нарушении обязательных требований композиция дефектна и теряет право на существование. Нарушение художественных требований влияет на оценку композиции.

В шахматной композиции имеются следующие направления организационно-спортивной деятельности: публикация композиций, проведение соревнований по составлению и решению композиций, судейство соревнований по составлению и решению композиций.

Задачи и этюды характеризуются авторским содержанием, которое имеет следующие составные части:

· позиция, т.е. положение фигур на шахматной доске;

· задание - указывает требуемую цель в словесной или кодированной форме, включающей: вид задания, число ходов для выполнения задания, уточнение, если первый ход делается не общепринятой стороной, формальные аспекты, а также наличие виртуальной игры;

· решение;

· формальные аспекты - дополняют сведения о композиции, сообщая, как правило, количество фигур, наличие близнецов, тематическое задание в тематических соревнованиях.

Статья 37. Жанры шахматной композиции.

Каждая из композиций принадлежит к определённому жанру. В соревнованиях композиции одного жанра обычно участвуют в самостоятельном турнире или в отдельном разделе общего турнира.

Статья 38. Разделение композиций по жанрам:

· этюды с заданием «Выигрыш» или «Ничья». Число ходов решения не ограничивается;

· двухходовки с заданием «Мат в 2 хода»;

· трёхходовки с заданием «Мат в 3 хода»;

· многоходовки с заданием «Мат в n ходов» (n ≥ 4);

· задачи на обратный мат с заданием «Обратный мат в n ходов»;

· задачи на кооперативный мат с заданием «Кооперативный мат в n ходов»;

· сказочные композиции, в которых имеется одно или несколько отличий от ранее упомянутых жанров, а именно, могут быть изменены форма или размер доски, правила движения фигур, правила игры; введены новые фигуры; использованы дополнительные условия или иные задания;

· композиции на ретроанализ, в которых ключевую роль играет восстановление истории возникновения позиции. Задание может быть различным.

Статья 39. Близнецы.

Композиции могут состоять из нескольких отдельных позиций, тесно связанных между собой, но имеющих отдельные решения. Такой набор позиций - «близнецов» рассматривается как единое произведение.

При публикации произведения приводится только одна из позиций, а также изменения, которые требуется произвести в ней, чтобы получить остальные близнецы.

Обязательным требованиям должна удовлетворять каждая из позиций-близнецов. Опубликованная позиция может и не входить в семейство близнецов (zero-позиция, ноль-позиция, 0-позиция), к ней обязательные требования в этом случае не предъявляются.

Использование близнецов допустимо, если организаторами соревнования не оговорено иное.

Наши рекомендации