Статья 1. Основные положения и цели игры.
1.1. Шахматная партия играется между двумя соперниками, которые поочерёдно передвигают свои фигуры на квадратной доске, называемой «шахматной доской». Первый ход делает игрок, имеющий фигуры светлого цвета (Белые), затем игроки ходят по очереди, и следующий ход делает игрок, имеющий фигуры темного цвета (Черные). Об игроке говорят, что он должен сделать ход, после того, как его соперник сделал ход.
1.2. Целью каждого игрока является поставить короля соперника «под удар» таким образом, чтобы соперник не имел разрешенного Правилами хода. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил «мат» королю соперника и выиграл партию. Не разрешается оставлять своего короля под ударом, подставлять его под удар, а также «забирать» короля соперника. Соперник, королю которого поставлен мат, проиграл партию.
1.3. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат королю соперника, партия оканчивается вничью (См. статью 5.2.2).
Статья 2. Начальная позиция фигур на шахматной доске.
2.1. Шахматная доска состоит из 64-х (8 х 8) одинаковых квадратных полей поочередно светлого («белые» поля) и тёмного («чёрные» поля) цвета.
Шахматная доска располагается между игроками таким образом, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
2.2. В начале партии один игрок имеет 16 фигур светлого цвета («белые» фигуры), а другой 16 фигур тёмного цвета («черные» фигуры).
Эти фигуры следующие:
Белый король обычно обозначается символом | Кр |
Белый ферзь обычно обозначается символом | Ф |
Две белые ладьи обычно обозначаются символом | Л |
Два белых слонаобычно обозначаются символом | С |
Два белых коня обычно обозначаются символом | К |
Восемь белых пешек обычно обозначаются символом | |
Черный король обычно обозначается символом | Кр |
Черный ферзь обычно обозначается символом | Ф |
Две черные ладьи обычно обозначаются символом | Л |
Два черных слона обычно обозначаются символом | С |
Два черных коня обычно обозначаются символом | К |
Восемь черных пешек обычно обозначаются символом |
Фигуры Стаунтона
Ф Кр С К Л
2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:
2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями». Прямая линия квадратов одного и того же цвета, проходящая от одного края доски к смежному краю, называется «диагональю».
Статья 3. Ходы фигур.
3.1. Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура перемещается на поле, занятое фигурой соперника, последняя забирается и снимается с шахматной доски, как часть того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру соперника, если в соответствии со Статьями 3.2 - 3.8 эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.
Считается, что фигура нападает на поле, даже если она не может пойти на это поле из-за того, что король того же цвета останется или окажется под атакой.
3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.
3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.
3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.
3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут перейти через поля, занятые другими фигурами.
3.6. Конь может пойти на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.
3.7. Пешка:
3.7.1 Пешка может пойти вперёд на поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, при условии, что это поле не занято; или
3.7.2 При своем первоначальном ходе пешка может пойти так, как описано в Статье 3.7.1, или же она может быть продвинута на два поля по той же самой вертикали, при условии, что оба эти поля не заняты; или
3.7.3 Пешка может пойти на поле, занятое фигурой соперника, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали, забирая эту фигуру.
3.7.4 Пешка, занимающая поле на той же горизонтали и на соседней вертикали с пешкой соперника, которая только что продвинулись на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять эту продвинутую пешку соперника, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие разрешено только ходом, следующим за этим продвижением, и называется взятием «на проходе».
3.7.5. Когда игрок при своём ходе продвигает пешку на самую дальнюю от исходного положения горизонталь, он должен обменять эту пешку в рамках того же самого хода на нового ферзя, ладью, слона или коня того же цвета на предполагаемом поле превращения. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты раньше. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу же.
3.8. Существует два различных способа делать ход королем:
3.8.1. Пойти на любое соседнее поле,
3.8.2. «Рокировка». Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по первой для игрока горизонтали, считающееся за один ход короля, выполняется следующим образом: король перемещается со своего начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле, затем эта ладья перемещается на поле, которое король пересек последним.
Слева вверху -положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг
Справа вверху - положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг
Слева внизу -положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.
Справа внизу - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг.
3.8.2.1. Право на рокировку теряется:
3.8.2.1.1. если король уже делал ход,
3.8.2.1.2. с той ладьей, которая уже делала ход.
3.8.2.2. Рокировка временно невозможна:
3.8.2.2.1. если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами соперника;
3.8.2.2.2. если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-либо фигура.
3.9. Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами соперника, даже если такие фигуры не могут двигаться к полю, занимаемому королем, так как в этом случае они оставят под шахом или подставят под шах собственного короля. Ни одна из фигур не может сделать ход, который подставит под шах или оставит под шахом своего короля.
3.10.1. Ход считается разрешённым Правилами, когда все соответствующие требования Статей 3.1 - 3.9 полностью выполнены.
3.10.2. Ход считается не разрешённым Правилами, когда он не отвечает соответствующим требованиям Статей 3.1 - 3.9.
3.10.3. Позиция считается недопустимой, если она не может быть получена любой серией разрешённых Правилами ходов.
Статья 4. Выполнение ходов.
4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.
4.2. Только при своём ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, что он сначала предупредит о своем намерении (например, сказав «поправляю»).
4.3. За исключением случая, приведенного в Статье 4.2, если игрок при своём ходе коснулся на шахматной доске с намерением сделать ход или взять фигуру:
4.3.1. одной или нескольких своих фигур, он должен сделать ход той фигурой, до которой дотронулся первой, если такой ход разрешён Правилами,
4.3.2. одной или нескольких фигур соперника, он должен взять ту фигуру, до которой дотронулся первой, если взятие её разрешено Правилами,
4.3.3. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру соперника своей фигурой или, если это не разрешено Правилами, сделать ход первой тронутой фигурой, которой разрешено ходить, или взять первую тронутую фигуру, которую разрешено взять. Если нельзя установить, тронул ли игрок первой свою фигуру или фигуру соперника, считается, что своей фигуры игрок коснулся раньше фигуры соперника.
4.4. Если игрок при своём ходе:
4.4.1. намеренно коснулся своего короля и ладьи, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход разрешён Правилами;
4.4.2. намеренно коснулся ладьи, а затем своего короля, рокировка в сторону этой ладьи во время этого хода не разрешается, и должна быть применена Статья 4.3.1.;
4.4.3. намереваясь сделать рокировку, коснулся короля, а затем и ладьи, но рокировка с этой ладьёй не разрешена, игрок должен сделать другой, разрешённый ход королем (включая рокировку с другой ладьёй). Если у короля нет разрешённого хода, игрок может сделать любой разрешённый ход;
4.4.4. превращает пешку, выбор новой фигуры завершён, когда эта фигура коснулась поля превращения.
4.5. Если ни одна из тронутых в соответствии со Статьями 4.3 и 4.4 фигур не может сделать ход или быть взятой, игрок может сделать любой разрешённый ход.
4.6 Действие превращения пешки может быть выполнено различными способами:
4.6.1. не обязательно ставить пешку на поле превращения.
4.6.2. удаление пешки и установка новой фигуры на поле превращения может осуществляться в любом порядке.
Если фигура соперника стоит на поле превращения, она должна быть взята.
4.7. Если при разрешённом ходе или в качестве части разрешённого хода игрок отпустил руку от фигуры, поставленной на поле, она не может пойти на другое поле на этом ходу.
Ход считается сделанным в случае:
4.7.1. взятия, когда взятая фигура снята с доски и игрок, поставив свою фигуру на это новое поле, отпустил руку от этой фигуры;
4.7.2. рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи, поставленной на поле, ранее пересеченное королём. Когда игрок отпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок уже не имеет права сделать любой другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если это разрешено Правилами. Если рокировка в эту сторону не разрешена, игрок должен сделать другой разрешённый ход своим королем (включая рокировку с другой ладьёй). Если король не имеет разрешённого хода, игрок может сделать любой разрешённый ход;
4.7.3. превращения пешки, когда игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения.
4.8. Игрок теряет право заявлять о нарушении соперником любой из Статей 4.1 – 4.7, как только он коснется фигуры с намерением её перемещения или взятия.
4.9. Если игрок не способен передвигать шахматные фигуры, ассистент, одобренный арбитром, может быть предоставлен игроку для осуществления этой операции.