VII. Программа творческой, методической и культурно -просветительской деятельности СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского.

Общая характеристика:

Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Д.С.Бортнянского – государственное бюджетное образовательное заведение дополнительного образования детей, подведомственное администрации Адмиралтейского района. В 2011 году школа отметила свое 40-летие. Школа с честью носит имя Дмитрия Степановича Бортнянского, выдающегося русского композитора 19 века, автора многочисленных хоровых концертов, директора Санкт-Петербургской Певческой капеллы.

В настоящее время школа - современное учебное заведение, в котором получают музыкальное и художественное образование около 500 детей в возрасте от 4 до 17 лет. Обучение ведется по специальностям: фортепиано, струнные, духовые и народные инструменты, хоровое пение, сольное пение, ударные инструменты. С 2007 года открыто художественное отделение. На художественном отделении учащиеся занимаются рисунком, лепкой, прикладным искусством, основами изобразительной грамотности. Среди художественных школ города, художественное отделение ДШИ им. Д.С.Бортнянского – самое молодое. В школе используются современные методики для выявления творческих способностей каждого ребенка и создаются необходимые условия не только для выявления талантливых детей, но и для оказания помощи им в творческом становлении.

Преподавательский состав школы составляют высококвалифицированные музыканты, выпускники высших и средних специальных учебных заведений Петербурга, лауреаты и дипломанты российских и международных конкурсов. Школа по праву гордится своими молодыми преподавателями и учениками – постоянными участниками различных фестивалей и конкурсов. В 2010 году учащиеся школы стали стипендиатами благотворительного фонда «Русский стандарт». Юные художники успешно участвуют в городских и региональных выставках. Работы учащихся художественного отделения отмечаются дипломами, грамотами и благодарностями.

В школе функционируют шесть отделов бюджетного отделения, и самоокупаемый отдел. На самоокупаемый отдел зачисляются дети с 4 лет с целью подготовки освоения дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства.

Активная учебно-воспитательная работа педагогического коллектива основана на планах педагогического совета школы и отделов, методического совета школы согласно программам Санкт-Петербургского учебно-методического центра. Имя СПб ГБОУ ДОД «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортянского» известно в городе, благодаря активной культурно-просветительской деятельности педагогического коллектива и ее учащимся.

Бюджетный контингент школы составляет 445 учащихся. Основой для формирования набора учащихся в 1 класс являются подготовленные учащиеся самоокупаемого отделения.

Творческая и культурно-просветительская деятельность СПб ГБОУ ДОД Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского» направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям.

С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в СПб ГБОУ ДОД «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского» созданы учебные творческие коллективы, ансамбли, учебные хоровые коллективы. Деятельность учебных творческих коллективов осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его пределами (в каникулярное время).

Организация учебно-воспитательной, творческой, методической и культурно-просветительской деятельности СПб ГБОУ ДОД «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортянского» отражены в нормативных и локальных актах школы:

- Устав школы.

- Учебные планы школы.

- Образовательные программы школы.

- График образовательного процесса по каждой образовательной программе.

- Расчет часов на 1 и 2 полугодие.

- Тематические планы групповых занятий.

- Расписание занятий и репетиций.

- Должностные обязанности преподавателя и концертмейстера.

- План педагогического и методического совета школы.

- Планы работы отделов на учебный год.

- Календарные (помесячные) планы учебно-воспитательной работы школы.

- Правила поведения учащихся школы.

- Договора с родителями учащихся школы.

Календарные (помесячные) планы учебно-воспитательной работы школы разрабатываются на основе годовых планов работы отделов, и включают в себя план нового набора в школу на следующий учебный год.

Календарные планы включают:

1. Отчетный концерт школы. Мероприятия по подготовке к проведению отчета школы.

2. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация по каждой специальности.

3. Участие в городских мероприятиях по плану Санкт-Петербургского учебно-методического центра

4. Учебные концерты в Концертном зале.

5. Концерты для дошкольников по отделам: фортепианного, хорового и сольного пения, духовых и ударных инструментов, народных инструментов, струнно-смычковых инструментов, теоретического отдела.

6. Участие в фестивалях и конкурсах.

7. Участие в мастер-классах и педагогических семинарах.

8. Творческие отчеты отделов школы - отчетные концерты и мероприятия по подготовке к ним.

9. Отчеты творческих коллективов школы в форме концертов для родителей.

10. График посещения дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, мероприятия с целью нового набора в школу.

11. Концерты для родителей по классам преподавателей.

12. Проведение педагогических и методических советов школы.

13. План прохождения КПК преподавателей и концертмейстеров.

14. Административно-хозяйственные мероприятия.

Хоровой отдел имеет следующий план учебных мероприятий:

- октябрь – технический зачет по фортепиано;

- декабрь – концерт хоровых коллективов (Рождественский);

- февраль – смотр-конкурс младших хоров ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга;

- апрель, май – переводной экзамен или итоговое прослушивание.

На отделе функционируют учебные хоры : Старший и младший хор девочек и хор мальчиков, которые являются обязательными участниками отчетных концертов ДШИ.

Отличительные черты ученика Хорового отдела ДШИ им. Д. С. Бортнянского: дисциплинированность, вежливость, широкий музыкальный кругозор, развитые навыки хорового музицирования, отличное владение навыками коллективного сценического поведения, умение тонко интонировать.

Модели участников образовательного процесса:

Модель ученика хорового отдела ДШИ им. Д.С. Бортнянского– ребенок, стремящийся приобрести теоретические и практические знания, умения и навыки (ЗУН) хорового коллективного музицирования, любящий произведения мировой музыкальной культуры, уважающий русские музыкальные традиции.

Модель выпускника хорового отдела ДШИ им. Д.С. Бортнянского– отвечает всем требованиям, предъявляемым к культурному человеку в современных социально-экономических условиях, обладает музыкальной грамотностью, ориентирован на постоянное повышение своего образовательного уровня и расширение культурного пространства, готов к продолжению профессиональной деятельности в сфере культуры.

Образовательный ценз выпускника хорового отдела:

- хорошее владение вокально-хоровыми навыками;

- владение навыками коллективного сценического поведения;

- правильные представления о достижениях мирового наследия, наличие эстетического вкуса;

- коммуникативные и организаторские способности, необходимые для активной жизнедеятельности и профессиональной карьеры;

- готовность к получению среднего специального музыкального или культурологического образования.

Модель преподавателя хорового отдела ДШИ им. Д.С. Бортнянского – принимает принципы заявленной образовательной политики, ориентирован на развитие индивидуальных профессиональных способностей, имеет творческий подход к образовательной деятельности.

Профессионально-образовательный ценз педагога хорового отдела:

- обладает профессиональной компетентностью;

- постоянно, не реже одного раза в пять лет, повышает квалификацию, активно участвует в методической, исследовательской, экспериментальной и воспитательной работе;

- владеет современными технологиями музыкального образования, умеет самостоятельно разрабатывать и корректировать учебные программы, создавать учебно-методический комплекс, обладает навыками индивидуальной и групповой работы с учащимися;

- обладает компьютерной грамотностью;

- имеет широкую эрудицию, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор;

- в отношениях с учащимися открыт, честен, доброжелателен, артистичен;

- ориентирован на активизацию самостоятельности учащихся, предпочитает давать учащемуся право на ошибку, а не навязывать свое мнение, коммуникабелен, обладает организаторскими способностями;

- имеет развитое чувство ответственности;

- обладает чувством взаимоуважения по отношению к коллегам;

- может работать в режиме самоконтроля;

- в отношениях с родителями учащихся объективен, внимателен, способен к открытому диалогу, умеет разрешать конфликты;

- обладает зрелой нравственной позицией.

Модель родителя учащегося хорового отдела ДШИ им. Д.С. Бортнянского – осознает личную ответственность за успешное обучение ребенка в ДШИ им. Д.С. Бортнянского, помогает своему ребенку выбрать образовательное направление в соответствии с наклонностями и интересом, стремится строить отношения с педагогом на основе доверия и открытости.

Культурно-педагогическая компетентность родителя:

- заинтересованность в получении ребенком полноценного начального музыкального образования, понимание встречающихся сложностей и особенностей этого процесса;

- готовность обеспечить ребенку все необходимые условия для домашней музыкальной подготовки, умелый и целенаправленный контроль;

- способность к построению со своим ребенком доброжелательных, уважительных отношений, умение правильно оценить возможности ребенка, уровень его физического и умственного развития;

- понимание экономически обусловленной необходимости дополнительных затрат за качественное музыкальное образование ребенка (приобретение инструмента, фестивали, конкурсы, творческие поездки).

Модель слушателя концертов хорового отдела ДШИ им. Д.С. Бортянского– ценитель хорового музыкального искусства, культурно образованный человек, ощущающий потребность в постоянной сопричастности с мировой музыкальной культурой.

Источники планирования:

Планирование работы хорового отдела ДШИ им. Д.С. Бортянскогоопирается на следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность школы и хорового отдела:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Закон Российской Федерации «Конвенция прав ребенка»;

- Устав ГБОУ ДОД «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортянского»;

- Федеральные государственные требования (ФГТ)

- Учебные планы;

- Образовательные программы по предметам;

- Положения о хоровых фестивалях и конкурсах, в которых принимают участие учащиеся

«Санкт-Петербургская детской школы искусств им. Д.С. Бортянского».

Цели и задачи деятельности хорового отдела «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортянского» в 2013/2014 учебном году:

Цель плана учебно-воспитательной работы – обучение, воспитание и развитие гармоничной человеческой личности посредством обучения пению в хоровом коллективе, игре на музыкальном инструменте, приобщения к мировой музыкальной культуре.

Основные задачи:

- личностно-ориентированная музыкальная педагогика в условиях гуманистической парадигмы;

- формирование у учащихся коммуникативных качеств, толерантности, навыков самообразования и разностороннего развития творческих способностей;

- создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;

- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни творческих коллективов духового отдела;

- развитие общей культуры через приобщение к русской национальной музыкальной культуре, обычаям и традициям.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тематическое планирование

(см. учебные программы по предметам)

Средства обучения

Идеальное средство обучения:

- слово педагога.

Учебные средства:

- музыкальный инструмент: фортепиано;

- подставки для хора.

Печатные средства обучения:

- нотная литература.

Учебные приборы:

- метроном.

Наглядные средства обучения:

- настенные плакаты.

Учебно-воспитательное планирование

Дата № п/п Мероприятие Статус Место проведения
Сентябрь 1. Родительские собрания 1 и 4 класс концертный зал
Октябрь 2. Технический зачет по фортепиано отделенческое концертный зал
Декабрь 3. Академические концерты по ф-но, контрольные уроки школьное концертныйзал, каб.8, 19
Март 4. Прослушивание выпускников (допуск к экзамену) отделенческое концертный зал
Март 5. Прослушивание коллективов на участие в отчетном концерте ДШИ   каб.21, концертный зал
Апрель 6. Переводные экзамены отделенческое концертный зал
Апрель 7. Выпускные экзамены школьное концертный зал
Май/июнь 8. Выпускной вечер школьное концертный зал
В течение года   Индивидуальная работа с родителями классное каб.21, концертный зал

ПЛАН МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Дата № п/п Мероприятие Статус Место проведения
октября   Участие в Всероссийском конкурсе «Поющее детство» Всероссийский Капелла Санкт-Петербурга
октября   Участие в фестивале «Петербургские хоровые ассамблеи» Всероссийский Капелла Санкт-Петербурга
ноября   Заключительный гала-концерт фестиваля «Царскосельская осень» международный Малый зал консерватории им. Глазунова
ноябрь   Участие в концерте музыкального абонемента «Там, где музыка живет» общегородской Петербург-концерт
29 ноября- 1 декабря   VII Открытый композиторско-исполнительский конкурс «Бывает все на свете хорошо» общегородской ДМШ им. А. Петрова
10-15 декабря   Фестиваль солистов и ансамблей «Новогодний дивертисмент» общегородской Дворец-музей Державина, театр Санкт-Петербург Опера, СПбГК им. Римского-Корсакова
декабря 1. Рождественский концерт солистов и хоровых коллективов ДШИ им. Д.С. Бортнянского общешкольный Администрация Адмиралтейского р-на СПб
ноябрь - декабрь   Городской фестиваль-смотр учащихся младших классов «Я уже артист» общегородской ДШИ № 4
16 декабря   Участие в концерте музыкального абонемента «Там, где музыка живет» общегородской Капелла
24 декабря   Рождественский концерт хоровых коллективов ДШИ им. Д.С.Бортнянского общешкольный Администрация Адмиралтейского р-на СПб
февраль   Концерт младших хоров ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга общегородской ДШИ № 4
апреля   Отчетный концерт ДШИ им.Д.С.Бортнянского общешкольный Малый зал филармонии им.Глинки
май   Детский хоровой фестиваль «Пасха Красная» международный Православные храмы Адмиралтейского р-на СПб

Наши рекомендации