Дополнительная предпрофессиональная

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ Д.С.БОРТНЯНСКОГО»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

СРОК ОБУЧЕНИЯ 8 ЛЕТ; 8 ЛЕТ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ГОДОМ ОБУЧЕНИЯ (9 КЛАСС)

Санкт-Петербург

«РАССМОТРЕНО» Методическим советом ДШИ им. Д. С. Бортнянского   (дата рассмотрения) «УТВЕРЖДАЮ» Директор Семенова С. Ю.   _____________________ (подпись)   (дата утверждения)

Разработчик:

Директор ДШИ им. Д. С. Бортнянского Семенова Светлана Юрьевна

Рецензенты:

Методист СПбГБОУ ДПО УМЦ Олейникова Анна Владимировна

Преподаватель ДШИ им. Д. С. Бортнянского Столповских Ольга Владимировна

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I. Пояснительная записка.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП.

III. Учебные планы:

- учебный план -срок обучения 8 лет,

- учебный план с дополнительным годом (9 класс) обучения.

IV. График образовательного процесса:

- график образовательного процесса- срок обучения 8 лет

- график образовательного процесса с дополнительным годом (9 класс) обучения.

- условия реализации программы «Хоровое пение»

- оценка качества реализации образовательной программы

V. Программы учебных предметов:

Предметная область – Музыкальное исполнительство (обязательная часть, вариативная часть)

1.Учебный предмет – Хоровое пение - срок обучения 8 лет.

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год.

3.Учебный предмет – Основы дирижирования - срок обучения 4года (5-8 классы).

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год.

4.Учебный предмет вариативной части программы – Чтение хоровых партитур - срок

обучения 4 года.

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год.

5.Учебный предмет вариативной части программы – Музицирование (фортепиано)- срок

обучения 8 лет

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год.

6.Учебный предмет вариативной части программы –Постановка голоса – срок обучения 8

лет.

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год.

Предметная область – Теория и история музыки (обязательная часть, вариативная часть)

1.Учебный предмет - Сольфеджио срок обучения 8 лет

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год.

2.Учебный предмет - Слушание музыки срок обучения 3 года (1-3 классы).

3.Учебный предмет - Музыкальная литература срок обучения 5 лет (4-8классы)

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год.

4.Учебный предмет вариативной части программы -Элементарная теория музыки – срок

обучения 1 год (8 класс)

с дополнительным годом обучения (9 класс) срок обучения 1 год обязательной части

программы.

VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения Образовательной программы обучающимися.

VII. Программа творческой, методической и культурно – просветительской деятельности СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная модифицированная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение" СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортянского включает приобретение детьми знаний, умений, навыков пения в хоре и игры на фортепиано.

Общие положения

1.1. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

программа направлена:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

1.2. Программа ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Используемые сокращения

В образовательной программе используются следующие сокращения:

программа «Хороое пение» – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение»;

ОП – образовательная программа;

ОУ – образовательное учреждение;

ФГТ – федеральные государственные требования;

ЧХП – чтение хоровых партитур.

Требования к минимуму содержания программы

«Хоровое пение»

3.1. Минимум содержания программы «Хоровое пение» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения,

сверх обозначенных, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания основного вокально-хорового репертуара;

- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- знания основ дирижерской техники;

б) инструментального:

- знания основного фортепианного репертуара;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;

- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

1. Планируемые результаты освоения образовательной программы «Хоровое пение»

СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского по учебным предметам обязательной части отражают:

1.1. Хор:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

1.2. Фортепиано:

- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

1.3. Основы дирижирования:

- знание основного вокально-хорового репертуара;

- умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

- наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.

1.4. Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- вокально-интонационные навыки.

1.5.Слушание музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

1.6. Музыкальная литература(зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

1.7. Элементарная теория музыки:

- знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы "Хоровое пение" по учебным предметам вариативной части отражают:

2.1. Чтение хоровых партитур:

-умение исполнять на фортепиано хоровые партитуры;

-знание вокально-хоровых особенностей хоровых партитур;

-знание профессиональной терминологии;

-наличие практических навыков в одновременном вокальном и инструментальном исполнении.

2.2. Постановка голоса:

-формирование основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- наличие первичного практического опыта исполнения вокальной музыки;

- овладение вокальными навыками.

2.3. Музицирование:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства в исполнительских коллективах

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

– знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом:

III. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

Образовательная программа СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского "Хоровое пение" включает два учебных плана в соответствии со сроками обучения:

- срок обучения 8 лет

- с дополнительным годом (9 класс) к сроку обучения 8 лет.

Учебный план программы «Хоровое пение» предусматривает следующие предметные области:

- музыкальное исполнительство;

- теория и история музыки

и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

* В настоящих учебных планах используются следующие сокращения: программа «Хоровое пение» - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение»

ОП - образовательная программа;

ПО – предметная область

УП – учебный предмет;

В – вариативная часть программы,

ОУ - образовательное учреждение;

ФГТ - федеральные государственные требования.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

дополнительная предпрофессиональная - student2.ru

Администрация Адмиралтейского района

санкт-петербурга

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Д.С. Бортнянского »

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»

«Утверждаю» Директор СПб ГБОУ ДОД ДШИ имени Д.С. Бортнянского   Семенова С.Ю. ____________ «____»_____________2012 г. МП  
Индекс предметных областей, разделов и предметов Наименование частей, предметных областей, дисциплин   Максимальная учебная нагрузка Самосто-ятельная работа Аудиторные занятия (в часах)   Промежуточная аттестация (по полугодиям) Распределение по полугодиям
Трудоемкость в часах Трудоемкость в часах Групповые занятия Мелкогрупповые занятия Индивидуальные занятия Зачеты, контрольные уроки по полугодиям Экзамены по полугодиям 1-е полугодие 2-е полугодие
  Структура и объем ОП 750-841,5 363-396 387-429   Количество недель аудиторных занятий
  Обязательная часть   Недельная нагрузка в часах
ПО.01 Музыкальное исполнительство  
ПО.01.УП.01 Хор      
ПО.01.УП.02 Фортепиано      
ПО.01.УП.03 Основы дирижирования      
ПО.02 Теория и история музыки - -    
ПО.02.УП.01 Сольфеджио 115,5   49,5     1,5 1,5
ПО.02.УП.02 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) 82,5   49,5     1,5 1,5
ПО.02.УП.03 Элементарная теория музыки      
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:        
Максимальная нагрузка по двум предметным областям:    
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов       -    
В.00 Вариативная часть 115,5 49,5    
В.01.УП.01 Музицирование 16,5     16,5     0,5 0,5
В.02.УП.02 Постановка голоса 49,5 16,5        
В.03.УП.03 Чтение хоровых партитур   16,5     16,5     0,5 0,5
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:          
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части: 841,5       23,5 23,5
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:            
К.03.00. Консультации -     Годовая нагрузка в часах
К.03.01. Сводный хор            
К.03.02. Сольфеджио            
К.03.03 Фортепиано            
К.03.04. Основы дирижирования            
А.04.00. Аттестация Годовой объем в неделях
ИА.04.01. Итоговая аттестация              
ИА.04.01.01. Хоровое пение 0,5                
ИА.04.01.02. Сольфеджио 0,5                
ИА.04.01.03. Фортепиано                
Резерв учебного времени                
                                       
     

В колонках 8 и 9 учебного плана (УП) указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация (ПА)

Примечания к учебному плану

1. Учебный план разработан на основе Приказа Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 157 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» и рекомендаций «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (МК РФ, Москва 2012).

2. Предпрофессиональная общеобразовательная программа на дополнительный год обучения (9 класс) в области музыкального искусства «Хоровое пение» СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского со сроком обучения 1 год.

3. Предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского предполагает продолжение освоения программы для учащихся, освоивших программу 8- летнего обучения и с целью поступления в средние специальные учебные заведения продлевают освоение программы на один год.

4. По результатам промежуточной аттестации, при переходе в 7 класс, заключается дополнительное соглашение к договору с родителями тех учащихся, которые продолжат обучение по программе дополнительного года обучения в 9 классе.

5. Итоговая аттестация для учащихся 9 класса проводится по окончании 9 класса, т.е. полного курса обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе (9 класс) в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

6. Продолжительность учебного года - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в девятом классе -33 недели. Продолжительность учебных занятий - 33 недели. Продолжительность учебных занятий равна одному академическому часу и составляет 40 минут. Учебные занятия по одному предмету в день не превышают 1,5 академического часа. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса. В учебном году предусмотрены каникулы в объеме 4 недели.

7. Два учебных полугодия обозначают полный цикл обучения в 9 классе. Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и кон­трольных уроков по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учеб­ного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока, обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Оценки по учебным предме­там выставляются и по окончании учебной четверти.

8. При реализации образовательной программы «Хоровое пение» устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые за­нятия - от 11человек; мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек (по ансамблевым дисциплинам - от 2-х человек); индивидуальные занятия.

9. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям - до 100% аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль» и «Постановка голоса,» до 100% аудиторного времени.

10. Объем времени вариативной части, предусматриваемый школой на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. В учебном плане вариативной части школой определены наименования учебных предметов и их распределе­ние по учебным полугодиям: «Ансамбль», «Постановка голоса», «Чтение хоровых партитур». Каждый предмет вариативной части заканчиваться установлен­ной формой промежуточной аттестации - контрольным уроком.

11. Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры, участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского.

12. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, па­раллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части планируется до 100% от объема времени аудиторных занятий.

13. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету, По учебным предметам обяза­тельной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

«Хор» - 2 часа в неделю;

«Фортепиано» - 4 часа в неделю;

«Основы дирижирования» - 1 час в неделю;

«Сольфеджио» - 2 часа в неделю;

«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - 1 час в неделю.

«Элементарная теория музыки» - 1 час в неделю.

«Чтение хоровых партитур» - 0,5 часа в неделю;

«Постановка голоса» - 0,5 часа в неделю;

«Музицирование» - 0,5 часа в неделю;

Объем максимальной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю, аудиторной - 14 часов.

14. В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ им. Д.С. Бортнянского использует материалы Оценочных средств - контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

15. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов. Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании.

16. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и дру­гим мероприятиям по усмотрению школы. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени, в зависимости от сроков проведения аттестации, конкурсов и фестивалей. По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию, консультации проводятся в счет резерва учебного времени.

17. Выпускникам 9 класса, освоившим дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу с дополнительным годом обучения (9 класс) в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», по результатам итоговой аттестации выдается свидетельство об окончании СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского согласно форме, установленной Министерством культуры Российской Федерации.

18. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся в СПб ГБОУ ДОД ДШИ им. Д.С. Бортнянского определены в критериях оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

Специальность;

Сольфеджио;

Музыкальная литература.

По итогам экзамена выставляется оценка: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

19. Бюджет времени в неделях:

Классы Аудиторные занятия, в том числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков Промежуточная аттестация (экзамены) Резерв учебного времени Итоговая аттестация Каникулы Всего
 
 
 
 
 

Наши рекомендации