Проведение соревновании по швейцарской системе
При проведение соревнований по швейцарской системе применяется компьютерная или ручная жеребьёвки.
Компьютерная жеребьёвка.
Для проведения соревнований по швейцарской системе, возможно применение компьютерных программ. Алгоритм применяемой компьютерной программы не должен противоречить принципам жеребъевки, изложенным в Правилах п.1.15.2. Сформированные компьютерной программой пары соперников являются, как правило, окончательными. Исключение из этого правила может быть сделано при выявлении ошибки (например, неправильно был введён в программу результат какой-либо сыгранной партии). Также пары соперников могут быть изменены (в том числе и с проведением повторной компьютерной жеребьёвки) по мотивированному решению главного судьи соревнований или лица его замещающего.
При распределении мест по системе коэффициентов, указанной в положении и/или регламенте, коэффициенты считаются программой, по которой выполнялась компьютерная жеребьёвка.
Ручная жеребьёвка.
1.15.1. Швейцарская система применяется для того, чтобы в ограниченное число туров провести соревнование с большим числом участников. Перед каждым туром судья проводит жеребьевку или определяет пары встречающихся между собой игроков.
1.15.2. Общие для всех систем требования при проведении жеребьевки и составлении пар:
- два игрока не должны встречаться больше, чем один раз;
- игрок, которому был присужден выигрыш без игры (например, партнеру было присуждено поражение за неявку или опоздание на игру) не должен получать его дважды;
- цвет шашек должен по возможности чередоваться. Игрок не может получать одинаковый цвет четыре раза подряд;
- игроки, которые не имели партнера, и не игравшие партию вследствие опоздания или неявки одного из партнеров, но которым был присужден выигрыш без игры, при определении цвета не учитываются.
- игроки, которые выбывают из турнира, не должны в дальнейшем участвовать в образовании пар. Игроки, о которых известно заранее, что они не смогут (не будут) играть в очередном туре согласно регламенту, не участвуют в образовании пар и им присуждается поражение в этом туре.
- в случае участия в турнире нечетного количества игроков участник, оказавшийся последним в классификации или после проведения жеребьевки, получает "плюс".
1.15.3. Жеребьевка, как правило, должна проводиться по программе с помощью компьютера. В случае отсутствия компьютера или программы разрешается проведение жеребьевки вручную при помощи индивидуальных карточек участников.
1.15.4. Программа "слепого жребия" или "случайных чисел". Программа не предусматривает классификации участников, если даже участники имеют индивидуальные рейтинги. Перед началом турнира проводится жеребьевка. В первом туре встречаются №1 с №2, №3 с №4 и т.д., причем нечетные номера играют белыми. В последующих турах пары играющих определяются жребием между участниками, имеющими одинаковое, а при их отсутствии - ближайшее количество очков. Жеребьевка начинается с участников, имеющих наибольшее количество очков.
1.15.5. Система жеребьевки с применением только индивидуальных коэффициентов участников.
1.15.5.1. Перед первым туром все участники классифицируются. Классификация может производиться как с учетом, так и без учета рейтингов. Участники, имеющие рейтинг, размещаются в порядке его убывания. Участники, имеющие одинаковый рейтинг, классифицируются по жребию. После них располагаются участники, не имеющие рейтинга, которые также классифицируются по жребию. Порядковый номер классификации первого тура закрепляется за участником до конца турнира.
1.15.5.2. Классифицированные таким образом участники разделяются на две половины. В первом туре первый участник из верхней половины играет с первым участником из второй половины, второй из первой половины со вторым из второй половины и т.д. Цвет шашек в первой паре определяется жребием. Все участники из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют тем же цветом, что и первый, а все, имеющие четные номера - противоположным цветом.
1.15.5.3. Перед вторым туром участники разделяются на очковые группы, а внутри очковых групп располагаются на основании своих порядковых номеров первого тура. При этом во всех нечетных турах участники классифицируются в порядке возрастания порядковых номеров (т.е. выше стоит участник с меньшим порядковым номером), а в четных турах - в порядке убывания.
1.15.5.4. Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество участников в группе нечетное, то последний участник опускается в следующую очковую группу и встречается с первым участником этой группы. Если эти участники уже встречались между собой, то соперником участника из верхней очковой группы становится второй участник нижней группы, затем третий и т.д. Если последний участник верхней группы играл со всеми участниками нижней группы, то в нижнюю группу опускается предпоследний участник верхней группы и т.д.
1.15.5.5. Для группы с четным количеством участников образование пар производится следующим образом. Группы разделяются на две равные половины. Первый из верхней половины играет с первым из нижней половины. Если они уже играли между собой, то первый из верхней половины играет со вторым из нижней половины и т.д. Если же первый участник из верхней половины играл со всеми участниками нижней половины, то он должен играть с последним участником верхней половины, если уже играли, - с предпоследним и т.д. Когда соперник для первого участника очковой группы найден, эти два участника выводятся из списков группы и процедура поиска соперника повторяется в том же порядке для первого из оставшихся участников очковой группы. Если в один из моментов окажется, что для первого из оставшихся участников очковой группы нет соперника в своей группе, то последняя из образовавшихся пар разбивается, её участники возвращаются в группу и для первого участника подбирается другой соперник. При необходимости может быть разбита не одна, а несколько уже образованных пар, однако при этом необходимо стремиться к тому, чтобы количество разбиваемых пар было минимальным.
1.15.5.6. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация участников и образование пар производится в соответствии с требованиями ст. 1.15.5.3., 1.15.5.4., 1.15.5.5.
1.15.6. Проведение жеребьевки по системе с усеченным коэффициентом Солкофа.
1.15.6.1. Статьи 1.15.5.1.- 1.15.5.5. действительны и для этой системы.
1.15.6.2. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация производится следующим образом:
- сначала участники разделяются на очковые группы и располагаются в порядке убывания количества очков;
- внутри очковых групп участники классифицируются в порядке убывания величины усеченного коэффициента Солкофа (т.е. суммы очков всех соперников, исключая худшего);
- участники, имеющие равные величины усеченного коэффициента Солкофа, классифицируются на основании порядкового номера первого тура.
1.15.7. Система жеребьевки с применением текущего коэффициента Бухгольца.
1.15.7.1. Статья 1.15.5.1. действительна и для этой системы.
1.15.7.2. В первом туре первый участник играет с последним, второй – с предпоследним и т.д. Цвет определяется в первой паре жребием. Все участники из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют тем же цветом, что и первый, а имеющие четные - противоположным.
1.15.7.3. Перед вторым туром участники разделяются на очковые группы, а внутри очковых групп располагаются на основании своих порядковых номеров первого тура.
1.15.7.4. Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество участников в группе нечетное, то первый участник опускается в следующую очковую группу и встречается с последним участником этой группы. Если эти участники уже встречались между собой, то соперником участника из верхней группы становится предпоследний и т.д. Если первый участник верхней группы играл со всеми участниками нижней группы, то опускается второй участник верхней группы и т.д.
1.15.7.5. В группах с четным количеством участников первый играет с последним. Если первый уже играл с ним, то он играет с предпоследним и т.д. Когда соперник для первого участника очковой группы найден, эти два участника выводятся из списка и процедура повторяется в том же порядке. Если в один момент окажется, что для первого из оставшихся участников очковой группы нет соперника в своей группе, то последняя из образованных пар разбивается и для первого подбирается другой участник.
1.15.7.6. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация участников и образование пар производятся следующим образом:
- участников разделяют на очковые группы и располагают в порядке убывания количества очков,
- внутри очковых групп участников классифицируют в порядке убывания величины текущего коэффициента Бухгольца, а при их равенстве - на основании порядковых номеров участников первого тура,
- образование пар производится в соответствии с требованиями ст. 1.15.7.4. и 1.15.7.5.
1.15.8. Жеребьевка считается законченной и вступает в силу после того, как она будет проведена полностью по всем очковым группам, без противоречия перечисленным принципам. Повторная жеребьевка (в случае ее необходимости) должна затрагивать минимальное число участников.
1.15.9. Положением или Регламентом о соревновании может быть предусмотрен и иной порядок проведения жеребьевки. Например, принудительная жеребьевка в первых турах, жеребьевка участников по группам и т.д.
1.16. Соревнования по быстрой и молниеносной игре
1.16.1. Каждый игрок должен сделать все свои ходы в течение времени, предусмотренного Регламентом и установленного на его часах.
1.16.2. Часы устанавливаются с левой стороны от участника, играющего белыми. Каждый игрок должен всегда иметь возможность переключать часы после сделанного хода. Он не может держать палец на кнопке часов или поверх нее. Участник делает ход и переключает часы одной и той же рукой только после того, как его часы включены.
1.16.3. Если участник сделал невозможный ход или допустил ошибку иного рода, включив при этом часы партнера, то следует пустить часы провинившегося и все исправления производить за счет его времени. Невозможный ход, не замеченный обоими игроками, не может быть изменен впоследствии и не может служить основанием для протеста.
1.16.4. Если часы партнера не идут, игрок может нажать на кнопку часов партнера и обратно, однако если это не помогает, он должен позвать арбитра.
1.16.5. Если игрок сначала дотрагивается до одной шашки, а затем ходит другой, его партнер может переключить часы назад и предложить сделать ход шашкой, тронутой первой.
1.16.6. Первое нарушение (не обязательно одно и то же) влечет за собой замечание. При втором нарушении нарушителю объявляется предупреждение. При третьем нарушении игроку засчитывается поражение в партии. После этого при новых нарушениях арбитр может использовать другие санкции, в том числе исключение виновного из соревнования.
1.16.7. Партия признается закончившейся вничью: если на контрольных часах обоих участников одновременно упали флажки или зафиксировано падение обоих флажков; или судья зафиксировал троекратное повторение позиции; или в ничейной позиции участник, желающий играть на выигрыш, в присутствии судьи за 5 ходов не добьется выигранной позиции.
1.16.8. Если один участник проиграл время даже в теоретически выигранной им позиции, то ему должно быть засчитано поражение. Однако в таких случаях, когда у сильнейшей стороны не хватает времени на выигрыш партии, предложение сильнейшей стороной ничьей и остановка контрольных часов фиксирует ничейный исход данной встречи.
1.16.9. В официальных соревнованиях на каждую партию должен назначаться судья.
II. РУССКИЕ ШАШКИ
Соревнования в спортивной дисциплине «русские шашки» проводятся по системам:
- «русские шашки»;
- «шашки-64».
2.1. Русские шашки
2.1.1. Шашечная доска
Диаграмма 1 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и темных (светло-коричневых) полей. (Диаграмма 1).
Игра ведется только по темным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы в нижнем углу слева от играющего находилось темное угловое поле.
В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям:
- иметь игровую поверхность не менее 35 см;
- поверхность доски должна быть матовой;
- чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.
2.1.2. Наименование диагоналей шашечной доски
Диаграмма 2 |
Ряд полей идущих наискосок от одного края доски до другого образуют диагональ.
Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край - верхними диагоналям и. (Диаграмма 2).
Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется «большой дорогой».
Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны «большой дороги», и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют «тройник». Большие диагонали «тройника» соответственно называются нижним и верхним «тройником», малые - нижним и верхним «тройничком».
Две диагонали, пересекающие «большую дорогу» и «тройник» (по 7 полей в каждой), составляет «двойник». Большие диагонали «двойника» соответственно называются нижним и верхним «двойником», малые - нижним и верхним «двойничком».
Следующие за «двойником» две диагонали (по 5 полей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют «косяк». Соответственно они носят названия нижний и верхний «косяк», нижний и верхний «косячок».
2.1.3. Шашки
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаграмма 3 |
2.1.3.1. Перед началом игры соперникам предоставляется по 12 простых шашек (плоских, круглой формы): одному - белых, другому - черных. Шашки расставляются на черных полях первых трёх горизонтальных рядов с каждой стороны. (Диаграмма 3).
2.1.3.2. Шашки должны отвечать следующим требованиям:
- все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера;
- их диаметр должен быть меньше поля доски на 5-10 мм;
- высота шашки должна равняться 1/4 или 1/5 ее диаметра;
- все белые и черные шашки должны быть соответственно одинакового цвета;
- они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с цветом полей шашечной доски.
2.1.4. Ходы шашек
2.1.4.1. Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Цвет шашек в каждой партии определяется по таблице очередности игр (приложение №1) или жеребьевкой. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.
2.1.4.2. Шашки разделяются на простые шашки (простые) и дамки.
2.1.4.3. Простая шашка ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.
2.1.4.4. В случае, когда простая шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку и получает новые права. Дамка обозначается сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую, либо перевернутой простой шашкой.
2.1.4.5. Дамка, в отличие от простой шашки, ходит на любое из свободных (не занятых другими шашками) полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая шашка, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.
2.1.4.6. Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки с одного поля на другое отпустил от нее свою руку.
2.1.4.7. Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, он обязан ею пойти. Если прикоснется к двум или более, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.
2.1.4.8. Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку на другое поле, не отпустив при этом от нее свою руку, то он обязан пойти этой шашкой, но вправе переставить ее на любое возможное для нее другое поле.
2.1.4.9. Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: «поправляю». Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.
2.1.5 Взятие
2.1.5.1. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
2.1.5.2. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
2.1.5.3. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.
2.1.5.4. Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.
2.1.5.5. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.
2.1.5.6. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.
2.1.5.7. После завершения взятия согласно п.п. 2.1.5.5. и 2.1.5.6. взятые шашки соперника затем снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.
2.1.5.8. В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки через свои собственные.
2.1.5.9. В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить свою шашку через одну и ту же шашку соперника более одного раза (см. п. 2.1.5.17).
2.1.5.10. Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на промежуточное, а затем и на конечное поле. Не обозначение взятия считается неспортивным и некорректным поведением.
2.1.5.11. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании переноса шашки отнял от нее руку.
2.1.5.12. Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие (см. п. 2.1.5.17).
2.1.5.13. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.
2.1.5.14. При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простой), предоставляется берущему.
2.1.5.15. Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.
2.1.5.16. Если же простая шашка достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.
2.1.5.17. Примеры, поясняющие некоторые особенности правила взятия. Правило «турецкого удара».
При своей очереди хода (Диаграмма 4) черные должны взять дамкой так: a5:el :g3:e5 (шашку белых d4 дамка взять не может, т.к. шашка сЗ, так же, как и шашки f2 и f4, снимаются с доски лишь по окончании хода), после чего белые играют d4:d8. (п.2.1.5.12)
Диаграмма 4 |
|
В положении (Диаграмма 5) белые при своей очереди хода должны взять дамкой так: el:a5:d8:f6:d4. На поле d4 дамка должна остановиться, т.к. через шашку с3 второй раз перескакивать нельзя, нельзя также перескакивать через шашку с5 (как на Диаграмме 4).(п.п. 1.5.9 и 1.5.12)
Диаграмма 5 |
|
На Диаграмме 6 последний ход белых был c3-d4, в ответ черные должны взять шашкой а5, например - a5:c3:el:g3:e5:c3. На поле с3 черная простая, превратившаяся в дамку, должна остановиться, так как через шашку Ь4 или d2 второй раз перескакивать нельзя. Если же черные побьют другим путем, т. е. a5:c3:e5:g3:el:c3, то опять черная шашка должна остановиться на поле с3. В ответ белые играют b2:d4:b6:d8:f6:h8. (п. 1.5.9)
Диаграмма 6 |
|
2.1.6. Шашечная нотация и запись партии
2.1.6.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски.
Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 черных и 4 белых) и идущие снизу вверх, называются вертикалями.
Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 черных и 4 белых) и расположенные слева направо, называются горизонталями.
Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей - малыми латинскими буквами от «а» до «h» (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении - «а», «бэ», «це», «дэ», «e», «эф», «же», «аш»). Буквой «а» обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего черными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.
Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле. (Диаграмма 7).
Диаграмма 7 |
|
2.1.6.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии (Диаграмма 3) записывается так: белые-а1, а3, b2, с2, с3, а2, е1, е3, f2, g1, g3, h2 (12); черные - a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).
Для записи хода шашки обозначают сначала поле, на котором шашка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.
При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.
Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.
В позиции, изображенной на Диаграмме 8, возможны три направления боя и записываются они так:
1. d2:h6:f8:c5:a7
2. d2:g5:e7:c5:a7
3. d2:g5:d8:a5
Диаграмма 8
|
В подобных позициях необходимо делать в бланке полную запись, как указано выше.
При записи партии ходы сторон пишутся «в столбик». В левом столбике записываются ходы белых, в правом - черных, причем ход белых вместе с ответом черных нумеруется в записи как один ход. Например:
Белые: Иванов Черные: Петров
1. e3-d4 d6-c5
2. f2-e3 f6-g6
3. c3-b4 g5-h4
4. b4:d6 h4:f2
5. el:g3 c7:h4
Белые сдались.
Кроме показанного выше способа полной записи допускается сокращенная запись, при помощи которой эту же партию можно записать так:
Иванов - Петров: 1. ed4 dc5 2. fe3 fg5 3. cb4 gh4 4. b:d6 h:f2 5. e:g3 c:h4. Белые сдались.
2.1.7. Цель игры
Для каждой из сторон конечной целью игры является выигрыш партии.
2.1.8. Выигрыш партии
2.8.1. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором:
- у соперника не осталось ни одной шашки;
- у соперника заперты все шашки;
- соперник признал своё поражение.
Кроме перечисленных, возможны также случаи проигрыша, связанные с истечением игрового времени на контрольных часах (ст. 1.7.) и несоблюдением дисциплины (ст. 1.4.).
2.1.9. Ничья, предложение ничьи, ничейные окончания
2.1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:
2.1.9.1.1. Если один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение;
2.1.9.1.2. Если в партии, играющейся с контрольными часами, истекло время у обоих участников и невозможно установить, кто просрочил время раньше;
2.1.9.1.3. Если участник, имея в окончании партии три дамки против одной дамки соперника и владея при этом «большой дорогой», своим 15-м ходом (считая с момента установления соотношения сил) не совершит взятие дамки соперника;
2.1.9.1.4. Если участник, имеет в окончании партии три дамки и более шашек (простых шашек и дамок) против одно