V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Примерная продолжительность этапа – четыре недели.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.

Исходное положение: произвольное.

Логопед проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное.»

И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

     
 
         
   

Инструкция:«Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня». (Логопед выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.)

«Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 сек.)

«Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем все вместе по моему знаку:

V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru ЭТО ЯБЛОКО.

       
  V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru
    V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru
 

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.

После того как дети вместе с логопедом четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу логопеда.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение трех-четырех фраз прозаического текста по схеме.

Исходное положение: произвольное.

Логопед проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое.»

И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается).

Инструкция: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке:

V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru ЭТО ЯБЛОКО . ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ . ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ .

(Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки.) Теперь произнесем все вместе».

При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку.

 
  V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста - student2.ru

Исходное положение: произвольное.

Инструкция:«Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу: "НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И ..." (Логопед показывает грушу. Дети хором отвечают: "ГРУША".)»

УПРАЖНЕНИЕ 4. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т.п.).

Исходное положение: произвольное.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе.

Перечислять будете по моему сигналу. Вова, ты начинаешь. Будь внимателен. (Логопед взмахивает рукой, и ребенок начинает называть картинки или предметы. Логопед плавно опускает руку по мере проговаривания ребенком слов.)

Варьирование текста и постепенный переход на самостоятельное высказывание способствуют автоматизации речевого дыхания.

Все этапы развития диафрагмального, фонационного и речевого дыхания соотносятся с планом работы логопеда, воспитателя группы, музыкального руководителя, преподавателя физической культуры и ритмики.

Наши рекомендации