Работа над полифоническими произведениями в музыкальной школе.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью работы пианиста. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Если учащийся не обладает развитым полифоническим слухом и необходимыми навыками в исполнении полифонии, его игра не будет художественно полноценной. Последовательно знакомясь с разными видами полифонических произведений, учащийся привыкает определять мелодические линии голосов, слушать и понимать значение каждого голоса, слышать взаимосвязь разных голосов и находить средства исполнения для их дифференциации.
Перед педагогом, занимающимся с учащимся изучением полифонического произведения, всегда стоит задача научить его любить и понимать полифоническую музыку, с удовольствием работать над полифоническими произведениями. В связи с тем, что в детских музыкальных школах воспитание полифонического слуха и соответствующего ему мышления в значительной мере основано на изучении клавирных произведений Баха, учащийся должен получить правильное представление о характере исполнения данной музыки, о его соответствии стилю и образному содержанию. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги» И.С.Баха, «Инвенции и симфонии» – вот основной полифонический материал начинающего пианиста. Этот репертуар имеет сугубо педагогическую направленность. Основную цель изучения этих произведений обозначил сам И.С.Бах. На титульном листе сборника И.С.Баха «Инвенции и симфонии» приведены его слова:
«Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять 3 обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и хорошей разработке; главное же – добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции»
Первое знакомство с полифоническим произведением
Ознакомление с полифоническим произведением – важный момент в жизни ученика. Нередко оно уже известно ему по исполнению его одноклассниками, записям или концертным исполнениям. Не исключено, однако, что это совсем новая для него музыка. Тогда первое знакомство с сочинением приобретает для него ещё большую значимость. Чтобы направить соответствующим образом восприятие ученика, нужно заранее сказать несколько слов о характере, настроении произведения. По этой же причине представляется необходимым показ полифонического произведения педагогом.
Задавая то или иное полифоническое произведение, педагог должен быть уверен, что оно посильно для ученика. При выборе произведения необходимо учитывать следующее: полифоническое произведение должно быть сравнительно коротким, лишенным особых технических трудностей и, большей частью, построенным на одной теме.
Нельзя игнорировать тот факт, что на сегодняшний день существует несколько редакций одних и тех же баховских полифонических произведений, составляющих репертуар учащегося музыкальной школы. Выбрать верную редакцию или же изучать произведение по уртексту (оригинальному авторскому тексту) – должен решить педагог. В чем заключается различие редакции и уртекста?
1. Динамика - в отличие от редакторов Бах для обозначения динамики в своих произведениях употреблял только f, p, pp.
Крещендо, диминуэндо, mp, ff , «вилочки» и знаки акцентировки Бах в своих авторских текстах не проставлял.
2. Темп - столь же ограничил Бах применение темповых обозначений. Обозначений accelerando, rellentando, piu mosso, meno mosso, stringento Бах вообще не применял. В прелюдиях и фугах - не указывал начальных темпов.
3. Артикуляция – мера использования штрихов у Баха различна. Наряду с произведениями, лишенными всяких штрихов, встречаются такие, где штрихи обозначены. Вовсе лишены всяких штрихов произведения, составляющие основной репертуар школьника.
4. Аппликатура – баховские рукописи лишены аппликатурных обозначений. Все указанные в нотах пальцы – только редакторские. Наряду с умением читать редакторскую аппликатуру, ученик должен уметь сам грамотно расставлять её. При выполнении этого задания он должен пользоваться карандашом и ручкой.
Приучить школьника различать собственно баховский текст и редакторские указания - задача большого воспитательного значения.Но, как сказал Г.Г.Нейгауз, «только требуя невозможного, достигнешь всего возможного»
Виды полифонии
Первые полифонические произведения, с которыми знакомится юный пианист, могут принадлежать к различным видам полифонии:
1 Подголосочная полифония - свойственна многоголосной русской песне и обработкам русских песенных мелодий. В её основе лежит развитие главного голоса – запева. Остальные голоса, возникающие как его ответвления, обладают большей или меньшей самостоятельностью. Подголоски способствуют увеличению общей распевности мелодического развития. Пьесу, написанную в такой манере, легко представить в исполнении хора (пример: А.Лядов «Подблюдная» - обр. русской народной песни).
2. Контрастная полифония - основана на развитии двух самостоятельных линий. Примером контрастной полифонии могут служить многие произведения И.С.Баха, принадлежащие к репертуару школьника («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», некоторые «Маленькие прелюдии», сюиты).
3. Имитационная полифония - основана на последовательном проведении в голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка (тема фуги). Несмотря на то, что в полифонии имитационного склада в целом все голоса равно значительны, все же в различных построениях каждому голосу отведена своя роль.
Как правило, изучение полифонических произведений начинается с подголосочной полифонии, затем изучаются полифонические произведения с контрастной полифонией, и только после этого – имитационная полифония. Именно такая последовательность в прохождении полифонического материала должна стать основой репертуарной политики преподавателя.
Технические способы изучения полифонических произведений.
В большинстве случаев, основная музыкальная мысль (тематический мотив или тема), из развития которой складывается произведение, даётся в самом начале, поэтому большое внимание нужно уделять самой этой мысли. Овладеть её исполнением лучше всего в первой, исходной формулировке. Педагог не должен выходить за рамки этого задания до тех пор, пока ученик не овладеет исполнением основной мысли полифонического произведения, зато в дальнейшем он будет избавлен от печальной необходимости снова и снова обнаруживать в процессе изучения пьесы неправильности в исполнении темы. Среди органистов бытует выражение: « Тот, кто не может ясно, сосредоточенно исполнить тему фуги – не может быть органистом». После того, как ученик организованно может исполнить тему, необходимо дать ему понятие «вождя» и «спутника» (темы и противосложения), их взаимоотношений и вопрос – ответного взаимодействия. После осознания им этих понятий, ученик может переходить к двухголосной игре.
Следующим этапом полифонического развития ученика является изучение трехголосных произведений. К ним относятся фуги и симфонии, изучение которых может проводиться по следующим схемам:
1. При исполнении трехголосного произведения выделяется:
верхний голос
средний голос
нижний голос
2. Из трех голосов исполняется:
верхний и средний голос
нижний и средний голос
нижний и верхний голос
3. Все голоса выписываются в нотную тетрадь отдельно
4. Каждый голос обрисовывается цветным карандашом (если ноты произведения представляют собой ксерокопию, а не оригинал)
О темпе исполнения полифонического произведения
В каком темпе лучше играть Баха в музыкальной школе? В спокойном, лишенном торопливости темпе, что было бы целесообразно для школьников 2 – 4 классов. В условиях спокойного, неторопливого темпа удобнее всего вслушаться и разобраться в произведении. Но что же есть настоящий темп, и к какому темпу необходимо стремиться ученику?
Лишь тот темп является настоящим, в котором протекает плодотворный труд ученика. И педагог должен считать темп инвенции, маленькой прелюдии, менуэта, марша таким, который в данный момент для него полезнее всего. То, что приобретает ученик в работе над медленным темпом, а именно понимание музыки, является для него наиболее важным и существенным.
В старших классах музыкальной школы необходимо добиваться моторики при исполнении произведений Баха, но работа в медленном темпе важна на каждом этапе. Однако необходимо учитывать тот факт, что в большинстве случаев учащиеся имеют склонность играть баховское аллегро слишком быстро, а адажио – слишком медленно. Причина быстрого темпа часто заключается в том, что какая - либо из метрических долей такта не осознается, проглатывается. Что же касается темповой неподвижности в медленных полифонических произведениях, то нередко это является следствием того, что внимание ученика чрезмерно перегружено какими- либо деталями. В этом случае педагог должен добиваться, чтобы ученик охватывал мыслью большие построения.
Об артикуляции
Педагог и ученик всегда встают перед проблемой выбора, какая же артикуляционная манера является основной при исполнении клавирных сочинений Баха? На этот счет существует два мнения. При этом имеется в виду различие между манерой связной и манерой расчлененной. Приверженцы исполнения произведения non legato опираются на авторитет Ф.Бузони. Произведения Баха не были написаны для фортепиано, они были написаны для клавира. Под клавирным произведением подразумевается произведение, написанное для какого-либо клавишного инструмента – клавесина или органа. Поскольку звук на клавесине извлекался не мягким молоточком, а твердым клинышком, то щипок был слышен как звонко атакируемый звук. Ряд таких звуков имеет ярко выраженный ритмический эффект. Клавесин не обладал педалью, поэтому связь и расчленение звуков осуществлялась пальцами. Необходимо помнить о том, что вся история клавирного искусства полна сопоставлений игры расчлененной и связной. Раздельное произнесение тонов является условием, которое обеспечивает игре четкость, но на необходимость вырабатывать и иной прием - прием игры на фортепиано cantabile– указывал сам Бах, считающий выработку певучей манеры игры чуть ли не главной педагогической целью изучения инвенций и симфоний.
Обучение артикуляционным приемам лучше всего начинать с изучения двухголосных произведений, в которых каждому голосу присваивается своя особая артикуляционная окраска. Примером может служить двухголосная инвенция a-moll. В этом произведении левая игра играет штрихом стаккато, а правая – легато. Педагогу необходимо помнить о том, что стаккато, которое исполняет ученик, приобретает ясность и выразительность только в том случае, если он будет слышать его на фоне глубокого связного легато.
Кроме того, существует артикуляция межмотивная (способ отделения одного мотива от другого). Основой межмотивной артикуляции является цезура. Ученики имеют обыкновение исполнять последнюю ноту мотива перед цезурой стаккато, что является неверным приемом. Эту ноту желательно сыграть приемом tenuto.
Итак, работа над полифоническим произведением играет большую роль в слуховом воспитании ученика, в выработке штрихового разнообразия, в развитии навыков исполнения легато. Бесспорную пользу принесет работа над полифонией в области собственно технического мастерства. Много дает полифония и для развития особой «послушности», гибкости кисти и пальцев, в сочетании со звуковой определенностью.
***
Рекомендуемая литература:
1 Э.Бодки. «Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха». М., 1993
2. И.Браудо. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе». Л., 1965
3. Н.Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе». Л.,1974
Вопросы к семинару
1.Какова роль полифонии в общемузыкальном и пианистическом развитии учащихся?
2.Расскажите о способах разучивания полифонических произведений.
3.В чем заключаются темповые, жанровые особенности баховских сочинений? Особые трудности произведений полифонического склада.
4. В чем заключаются особенности работы над основным тематическим зерном в инвенции, темой в фуге?
5.Какое значение имеет символика тональностей, мотивов, интервалов в произведениях И.С.Баха?
Глава 9