О роли дыхания в исполнительском процессе
«Живое дыхание имеет в музыке первенствующую роль», - сказал А.Б.Гольденвейзер.
Музыка без дыхания мертва. Однако дышать нужно вовремя, в соответствии с музыкальной фразировкой и характером звуковой задачи. Роль такого дыхания в музыке выполняют цезуры. Справедливы слова А.Б.Гольденвейзера о том, что «живое дыхание есть основной нерв человеческой речи, а следовательно, и музыкального искусства, родившегося из звуков человеческого голоса… Если вообразить себе такого человека, который, допустим, мог бы говорить целую минуту не переводя дыхания, то я представляю себе, что слушать его было бы совершенно невыносимо. Я испытываю это мучительное ощущение какой-то психологической одышки, слушая некоторых пианистов. Элементов дыхания, цезур, пауз в их игре как будто не существует». Своевременность дыхания способствует организации связного исполнительского процесса, помогает ярче выразить музыку. При объяснении выразительного значения цезур и логики мелодического развития, педагог должен дать ученику необходимые знания, связанные с пониманием формы музыкального произведения. Надо знакомить ученика с членением мелодии в музыкальных произведениях на мотивы, предложения, дать понятие о кадансах, их выразительном значении.
Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или дослушиванием пауз. Правильное дыхание объединяет фразу, организует движения пианиста и помогает осуществить динамическое развитие музыкального произведения.
Работая с учеником над мелодией, необходимо обратить его внимание на тембровую сторону исполнения. Многие, если не все мелодии, имеют ярко выраженную инструментальную окраску. Это может помочь ученику найти верный штрих, сделать легато более глубоким и объемным, а стаккато – более оркестровым.
***
Рекомендуемая литература:
1.А.Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1971
2 И.Гофман. «Фортепианная игра». М., 1961
3 Л.Николаев. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано», вып. 1 М., 1950
4. Ребенок за роялем (педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике). М., 1981
5. Е.Тимакин. «Воспитание пианиста». М., 1984
6. А.Щапов. «Некоторые вопросы фортепианной техники». М., 1968
Вопросы
1.В чем заключаются особенности звукообразования на фортепиано?
2.Как осуществляется звуковой контроль за качеством звука?
3. Что такое интонационная выразительность, чем обусловлена она в произведениях различных стилей?
4. Как воспитывать у учащегося умение слышать нужную звучность во внутреннем представлении?
5. Что означает понятие «филировка звука»?
Глава 7
Развитие техники пианиста
Предпосылки техники
Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических, так и психических (волевых) свойств ученика. «Техника без музыкальной воли – это способность без цели, но, становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал И.Гофман. В работе над пианистической техникой необходимо учитывать такие компоненты как физиологические качества рук ученика, его умение быстро мыслить, наличие ярких образных представлений и глубины переживаний, способность ощущать живой пульс и движение музыкальной ткани, а также наличие хорошо развитого слуха. Недоразвитость этих сторон часто становиться причиной несовершенства техники, её ограниченности, скованности. Недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное её переживание бывает причиной не только бледности звукового образа, но и технической ограниченности учащегося. В таких случаях исполнение произведения часто дробиться на мелкие элементы, отсутствует горизонтальное развитие музыкальной ткани. Двигательная вялость, неточность попадания, несобранность и расплывчатость объясняются медленной реакцией, заторможенными рефлексами.
Существует и другая проблема, когда развитие технического аппарата учащегося идет своим особым путем и не создает условий для достижения музыкальной и технической законченности, и даже зачастую является основным препятствием на пути полноценного исполнения. Это может произойти в том случае, когда педагог не пытается привить ученику умение осмысливать исполнительский процесс, а полагается лишь на тренаж.
К числу главных недостатков в техническом развитии пианиста принадлежит зажатость, скованность пианистического аппарата. Одна из причин этого – искусственность игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. Например, исполняя гаммы и арпеджио, пианист ставит перед собой узкую цель - достижение пальцевой четкости и беглости, а вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости и пластичности игнорируются. В результате такой работы может произойти отрыв технического развития от музыкально – звуковых задач, что приведет к проблемам, которые можно определить как недостатки технического развития ученика. Вот несколько примеров таких недостатков:
1. «Изолированные пальцы» - т.е. поочередный подъем и опускание пальцев при застывшей позиции руки. При таком исполнении больше внимания уделяется гимнастике, чем звуковедению. В результате кантилена исполняется отдельными взмахами пальцев и руки, что приводит к разорванности и статичности музыкальной фразы. В исполнении быстрых пассажей отсутствует пластичность, смена позиций страдает скованностью и корявостью, да и сама быстрота становиться ограниченной.
2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, педагог начинает «освобождать» ему кисть руки. При этом добивается большой подвижности кисти, изолированной от пальцев. Кисть движется сама по себе, активность пальцев снижается, техника становиться поверхностной, а звучание – тусклым, в музыкальной фразировке господствуют случайные моменты. Совершенство в данном случае заключается как в приобретении необходимых, так и в избавлении от лишних движений.
3. «Чрезмерная быстрота». Иногда, развивая технику ученика, на первый план ставят «быстроту», не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом пальцы порхают по клавиатуре, а иногда и проносятся по воздуху, не задевая её. В таком вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремиться к этому, быстрые пассажи звучат некачественно.
К этим печальным результатам может привести отрыв технических задач от музыкально - звуковых.