Технические приёмы работы над звуком
В решении звуковых задач большую роль играют различные приемы звукоизвлечения.
Слаженная работа «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши, является необходимым условием достижения качественной кантилены. Живые кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата, вплоть до корпуса. Можно сказать, что звук рождается и расцветает в кончике пальца как цветок на конце растения. Но, так же как и цветок, он должен питаться соками изнутри. Лишенный поддержки изнутри, звук теряет глубину, певучесть и становиться сухим и колючим.
Особое внимание необходимо уделить звучанию аккомпанемента. Сопровождение не должно подчинить себе мелодию, поэтому его нельзя форсировать. Работая над соотношением мелодии и аккомпанемента, хорошо поиграть мелодию и аккомпанемент вместе с педагогом. Это поможет ученику определить и проконтролировать должный уровень звучания. Иногда фактуру сопровождения полезно поиграть в аккордовом изложении, если она позволяет это сделать.
Градации и тембры фортепианного звука
Фортепианный звук имеет до ста воспринимаемых ухом силовых градаций. Игра же среднего ученика страдает, как правило, звуковой монотонностью. Для того чтобы игра была достаточно красочной, необходимо овладеть хотя бы минимумом умений:
1. уметь оформлять смысловые центры фразы и смысловые центры произведения в целом
2. уметь делать короткие, рельефные crescendo, заканчивающиеся forte или внезапным piano
3.по-разному распределять силу звука между голосами в полифонии, мелодией и аккомпанементом в кантилене
На фортепиано можно извлечь несколько разновидностей тембров фортепианного звука: мягкий глубокий звук, мягкий легкий звук, жесткий стучащий звук. Односторонность их использования обедняет фортепианную игру, поэтому необходимо, чтобы в процессе обучения ученик усваивал разнообразные тембровые краски и соответствующие им разные способы звукоизвлечения.
Нередко колорит ученической игры портит стучащий, жесткий звук. Подобного рода звук далеко не всегда образуется при чрезмерно громком звучании, он может получиться на любом уровне силы. Иногда такой звук может быть использован в качестве тембровой окраски отдельных звуков или целых эпизодов, но задача преподавателя заключается в том, чтобы учащийся овладел умением извлекать на рояле максимально чистый, мягкий звук. Преподаватель должен продемонстрировать ученику правильный способ исполнения на инструменте, объяснить ему его техническую сторону и частыми повторениями добиться прочного запоминания. Первейшим условием тут является неотступное совершенствование слуха и усвоение привычки постоянно слушать себя и контролировать свою игру ухом. К. Леймер, учитель В.Гизекинга, пишет в своей книге «Современная фортепианная игра»: «Один из важнейших моих принципов – тренировка слуха. Большинство пианистов не слышит себя. …Навык критического вслушивания и постоянного самоконтроля следует развивать систематически с усилиями и концентрацией»
Работа над кантиленой
Наиболее сложной проблемой фортепианной игры является исполнение мелодии, кантилены. Красивый, мягкий, певучий и, насколько возможно, долго тянущийся звук и строгое легато, которое здесь требуется, противоречат характеру механики инструмента, который так трудно преодолеть. Различные педагоги и пианисты сходятся на том, что предпосылкой певучего легато является эластичность, гибкостью руки, которая в момент нажатия на клавишу «опирается» на точно фиксированные пальцы своей тяжестью и давлением (без всякого удара сверху). Пальцы при этом должны быть скорее вытянуты, чтобы подушечка пальца лучше контактировала с клавишей.
Предпосылкой успешной работы над мелодией, кантиленой всегда должно быть ясное представление о красивом, мягком, полнозвучном легато. Пение является одним из наилучших средств для создания такого представления. Невозможно перечислить всех авторов и педагогов, от Баха до Бартока, которые призывали, чтобы пианисты пели мелодию, слушали выдающихся певцов и исполнителей на других, мелодических инструментах. Конечно, невозможно на фортепиано полностью подражать пению; однако, как прекрасно сказал Г.Нейгауз, когда мы выставляем невозможное в качестве требования, то можем достичь высшей степени возможного.
Наилучшим средством освоения выразительного певучего звукоизвлечения для исполнения кантилены служат упражнения в очень медленном темпе (то есть игра отдельных долгих звуков, коротких мелодий, фраз, гамм). Замедленный темп при сравнительно краткой продолжительности звуков фортепиано затрудняет связывание звуков и принуждает исполнителя добиваться возможно более долгого звучания, что помогает ему одновременно контролировать качество звука и легато.
В работе над кантиленой преподаватель кроме проигрывания на инструменте и анализа движений может использовать и различные меткие сравнения, которые могут оказаться полезными для практики. Он не должен избегать и поэтических сравнений, которые могут вдохновить ученика. Преподаватель должен сознавать, что благородному, многогранному фортепианному звучанию можно обучить и менее одаренных детей, если подводить их к этому терпеливо и систематически.
Известно, что хороший пианист способен достигать благородного звучания даже на второразрядном инструменте, в то время как плохой не в состоянии этого сделать и на самом лучшем.