Не идти на компромисс между ситуацией и своим желанием -

намерением (принятой сутью жизни).

6. Не обвинять людей, ситуацию, случай и не считать, что кто-то может повлиять на вашу жизнь: не пытаться заменить собственную слабость внешними действиями.

7. Не сомневаться в доверии к силе, формирующей ситуацию и не пытаться понять причины её решений.

8. Не принимать решений и не делать активных действий, пока не определили своё Я (предназначение) в ситуации – не нарушать: намеревать, терпеть, ждать.

9. Не бояться проживать и выражать свои эмоции, желания и чувства, отношения к чему-либо (позицию): не сожалеть о сделанном и сказанном.


10.

Не брать ответственность за судьбу и решение окружающих: не отклоняться от своего пути – предназначения.

Отдельно нужно вынести ещё один запрет, логически вытекающий из всего предыдущего: категорически нельзя вводить в мышление личности как людей, так и объектов, мест – мыслить «персонами». Мышление должно отталкиваться от ваших интересов, никого не принуждать к чему-либо, оставляя выбор человеку. Поэтому в мышлении должны присутствовать только сути и функции людей, но – не их имена и социальные роли. Поэтому последний запрет:


11.

Не мыслить именами.

Заключение

В этой части мы рассмотрели множество моментов, необходимых для понимания происходящих вокруг человека «случайных» процессов и правильного принятия решений в

повседневных ситуациях: управления стратегическими последствиями каждого шага, мысли, поступка. Теперь пришло время адаптировать данные знания к привычной для человека модели миропонимания: соединить существующую культуральную основу с новым материалом.

Мы отдаём себе отчёт в том, что жизнь очень многих людей далека от тех идеалов, о которых мы говорим. К чему скрывать то, что повседневная жизнь подавляющего числа наших современников сверх меры перегружена негативом, их будущее не имеет определённых очертаний – и даже если имеет, то вряд ли выглядит радужным. Всё чаще у уже зрелых и нередко доказавших свою социальную успешность людей возникает мысль о том, что они «не о такой жизни мечтали», что «живут не своей жизнью», что если была бы возможность и знали бы как, то «прожили бы совсем иную жизнь»: о том, что это носит массовый характер и набирает силу, говорит статистика растущей волны депрессий – «главной болезни 21 века». О том же свидетельствует и демографическая катастрофа «белого населения » и связанные с его вырождением следствия, в том числе понижение уровня здоровья. Политики, медики, учёные мечутся в поисках выхода из этой ситуации: речь-то идёт уже вообще о сохранении «популяции» – человеческого вида. И, как видно по фактам, всё безрезультатно.

А, может, всё проще: человеку просто не нравится жить так, как он живёт?

Поэтому он отказывается от потомства, постоянно впадает в мысли о «бессмысленности своей жизни», и ему просто нет смысла быть здоровым в таких условиях: вспомните, как работают ментальные программы, вне зависимости от сознательных утверждений, реализующие глубинные желания и ожидания человека. Можно провести аналогию с некоторыми видами животных, которые не живут в неволе: они впадают в апатию, отказываются размножаться, заболевают – пытаются обрести свободу даже такой страшной ценой. Может, такой же ценой современные люди стремятся обрести свободу от «клетки» своего сознания? Животное оказывается в клетке, которая лишает его свободы: по сути, эта клетка пассивно принуждает такое животное отказаться от своих желаний и вынуждает находиться в одном месте и условиях – и это «принуждение» является для животного «психологической пыткой», если так можно выразиться. Может, раз так идентичны признаки, и человек испытывает какое-то подобное принуждение?

Как это ни удивительно, но человек пытается прекратить «психологическую пытку», которой подвергается практически непрерывно! И что более удивительно, регулярно испытывая психологические страдания, он считает это нормой и никогда не рассматривает это – как следствие неизвестной ему формы «психологического истязания».

Видимо, причина в том, что вещественного «орудия пытки» или конкретного «палача» не существует: не наблюдая рядом с собой «истязателя» – подобно физической клетки животного, на которую можно «броситься » – человеческое объективно-

предметное сознание не находит «истязателя» и тогда приходит к выводу, что «страдание – это жизненная норма». И, сознательно себя успокоив, человек продолжает «нормально» жить; между тем, глубинные механизмы человека вовсе не считают такую жизнь нормой, запускают защитные программы – и человек по непонятным его сознанию причинам, теряет здоровье, впадает в апатию, агрессивность или мысли о «бессмысленности».

Действительно, кто из современных людей может честно признаться в том, что периодически не испытывает психологический дискомфорт , состояние унижения , беспокойства, страха, ненужности, одиночества, безысходности, бессмысленности, страха будущего или – за будущее своих детей… Но важно понять, что эти состояния не являются нормой жизни: это реакция на внешнее принуждение делать что-то, что человек не хочет. Но спрашивается, что может человека принуждать – подвергать «психологической пытке»? Сразу приходит в голову необходимость что-то делать ради достойного уровня жизни, масса обязанностей, ответственность за кого-то или что-то – и это не так. Если человек хочет жить, то он должен для этого что-то делать: не

следует искать внешнего врага: ни в устройстве социальной системы, ни в ценностях или традициях общества, ни в чём-то ещё более-менее объективном. Следует присмотреться не к тому, «кто принуждает», а к тому, «к чему принуждают». И выясняется, что человек протестует против того образа жизни, которым живёт – и на поддержку которого вынужден тратить свои силы. Вот именно в том, чтобы «жить не так, как хочется», и состоит «психологическая пытка», и само принуждение.

Согласитесь, что мы попадаем в довольно глупую ситуацию: то, что мы не умеем жить согласно собственным взглядам, – что никто не запрещает, а мы просто не умеем, – принуждает нас делать действия по поддержке мучающего нас образа жизни, что в итоге превращает каждый день нашей жизни в психологическое истязание. Подвергая, таким образом, самих себя «психологической пытке», бессознательное включает защитные механизмы – и мы, подобно животному в клетке, медленно умираем. Чёрный комизм состоит в том, что мы сами залезли в эту виртуальную клетку, держим в руке ключ от неё – и страшно мучаемся от несвободы.

Но страдания могут прекратиться тогда, когда мы всё же выйдем из «клетки» – перестанем жить «как бог на душу положит»: жить так, как не хотим. И можно дать некую схему – алгоритм избавления от «психологической пытки» жизнью, который уже знаком читателю:

Жизнь является психологической пыткой – причиной страданий человека: необходимостью проживать болезненные состояния беспокойства , страха , тревожности…

Психологическая пытка – следствие принуждения: необходимость занимать своё время и тратить силы на исполнение чужих желаний и распоряжений, подгонять себя под «чуждый стереотип» – означает подвергаться постоянному насилию…

Возможно избавиться от принуждения: возможно избежать внешнего насилия без борьбы, противостояния…

Проецирование своего мира избавляет от принуждения и прекращает Психологическую Пытку: уходит необходимость исполнять чужие желания – и силы начинают затрачиваться на реализацию собственных, – что прекращает страдания человека.

Диалог с ситуациями – способ научиться проецировать свой мир.

Если все пункты не являются новыми, а лишь структурируют логику, то последний пункт требует уточнения. В данной книге мы рассмотрели законы и принципы, позволяющие во многом изменить свои взгляды и обрести понимание происходящих и с нами, и с миром процессов. Но это вовсе не означает, что эти принципы удастся реализовать: нужны практические навыки, знания, инструменты. Их может быть множество – мир крайне щедр и многообразен. Но мы, перепробывав всё существующее на сегодняшний день в науке и культуре, не нашли чего-либо целостного, способного действительно, а не на словах, дать результат: провести человека от уровня обычного человека – до проектировщика своего мира. Поэтому была создана методология ЭССЛ, за свои десять лет существования показавшая великолепные результаты в решении данной задачи : по крайне мере , то , что она позволяет поэтапно осваивать искусство проецирования своей реальности, мы можем гарантировать. Но, безусловно, наверняка существуют какие-то ещё системы, отвечающие тем же «техническим требованиям» – гарантии за которые мы «не даём»: каждый может экспериментировать, искать, проверять самостоятельно.

Что же касается методологии ЭССЛ, то центральным её понятием является принцип «отношение». Он говорит о том, что для того, чтобы начать становиться собой, осознавать свою Сущность, начать работать с ситуациями, необходимо научиться правильно формировать собственное отношение ко всему, с чем вы соприкасаетесь – а не

«слушать окружающих».

Для того чтобы можно было самостоятельно научиться формировать своё личное отношение к чему - либо , существует достаточно простая схема . Сначала нужно определить то, к чему вы хотите создать своё отношение. Ведь нередко, если дело не касается конкретного человека или вещи, «наименование» может быть достаточно размытым: его нужно опредметить. После этого необходимо выявить все факты, связанные с этим объектом: не то, что вы о нём слышали, думаете или вам рассказывали – а именно факты. После этого «забыть», о ком или чём идёт речь – и собрав вместе только выявленные факты, согласно им дать новое наименование «объекту». То есть подумать, как можно назвать то, что производит именно этот набор фактов. Если вы сделали всё правильно, то можно поставить знак равенства между первоначальным названием и новым наименованием. После этого можно считать, что у вас теперь существует конкретная, лично ваша позиция, на которую вы можете опираться и на основании которой можете принимать решения.

Умение формировать своё отношение позволяет не только создать позицию, но помогает человеку понять то, с чем он в действительности имеет дело: то есть перестать видеть вокруг себя мифы и маски – и начать воспринимать мир реальным. Можно не говорить о пользе такого умения в повседневных делах, позволяющего не обманывать самого себя, не попадать в неоднозначные или глупые ситуации: без этого умения в принципе невозможно вообще работать с ситуациями. И иногда даже складывается впечатление, что жизнь – это ребус, в котором ситуация даёт человеку «ребус», а он, в свою очередь, должен понять – с чем имеет дело на самом деле и создать своё отношение.

Между тем будет нечестно не сказать о тех «подводных камнях», которые мешают человеку, даже знающему принципы формирования своего мира. Первым идёт ментальная лень. Бывает, человеку просто некогда что-то формировать, создавать – а по сути, человек просто ленится. Вторым «камнем» является безответственность. Человек может очень ответственно выполнять социальные функции – но глубоко наплевательски относиться к простройке своего внутреннего мира: создать его «между делом» в общих набросках . Мало того , возможно , человек будет прорабатывать детали своего индивидуального образа жизни – но о том, какую пользу его «творение» принесёт миру, почему оно будет ему нужно, даже не задумывается; в этом случае, у него просто не будет энергии на проецирование своего творения. И третий «камень» – элементарный эгоизм. Человек может захотеть быть единственным среди окружающих, который живёт наполненной жизнью: иными словами, развиваясь сам, не давать шанс окружающим его людям. В этом случае, система обычных людей, которая находится в стагнации, его не отпустит: энергия, которая могла быть потрачена на проецирование, уйдёт на попытки вырваться. Необходимо понимать, что хорошо может быть только тогда, когда и окружающим вас людям тоже хорошо жить. Не надо их тянуть – но и осознанно лишать шансов является преступлением.

Таким образом, вот три основных «камня преткновения», которые делают невозможным формирование и проецирование своего внутреннего мира в реальности.

Поэтому, завершая книгу, можно пожелать читателю, осваивая шаг за шагом этот материал, создавая «жизнь своей мечты» и становясь всё более гармоничной личностью, избежать этих трёх «подводных камней».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Весь фокус, по утверждению Чианга, заключался в том, что Джонатану следовало отказаться от представления о себе как о существе, попавшем в западню ограниченного тела с размахом крыльев в сорок два дюйма и рабочими характеристиками, которые могут быть замерены и просчитаны.

Суть в том, чтобы осознать: его истинная природа, его Сущность – совершенная, как ненаписанное число, существует всегда и везде во времени и пространстве.

Джонатан упорно пытался… Настойчиво и яростно, изо дня в день, от восхода до полуночи.

Однако, несмотря на все усилия, ни на волос не сдвинулся с места, на котором стоял.

– Вера здесь ни при чём, – не уставал повторять Чианг, – забудь о ней. Даже в случае обычного умения летать, на одной вере вряд ли далеко улетишь… Нужно точно знать, как это делается практически.

Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»

Изложенный в книге СФЕРО материал является крайне сложным для понимания с первого раза, тем более для самостоятельного освоения и применения в жизни. Также понятно, что даже при наличии желания, многие люди не смогут обучаться по методологии ЭССЛ: посещать практические занятия. У кого-то это может быть связано с излишней занятостью, для кого-то присутствие на занятиях Методологии ЭССЛ будет невозможным по причине проживания в другом городе, – и может быть ещё масса причин. Но это является всего лишь сложностью, но не говорит о том, что человек не сможет самостоятельно научиться создавать свою реальность и проецировать свой внутренний мир. В помощь тем, кто будет самостоятельно стремиться применить материал данной книги в своей жизни, необходимо дать некий «компас».

Когда человек делает только первые шаги в направлении своего мира, он сталкивается с двумя основными вопросами: как развить осознанность и начать понимать себя, и какими чёткими правилами руководствоваться.

Первый вопрос осознания самого себя нельзя решить без осознания принципиальных законов мировых взаимодействий : нельзя решить сознательным линейным путём. По этой причине мы даём методику, позволяющую системно и целостно развивать осознанность, интуитивное видение – и в итоге, понять и самого себя, и выйти на контакт с собственной Сущностью , и осознать принципиальные механизмы взаимодействий человека с миром.

Для решения второго вопроса – освоения основных правил проявления своей индивидуальности, – приводятся структурированные положения данной книги. Их изучение позволит не только получить ясность в решении текущих жизненных ситуаций и более осознанно и чётко принимать решения, но со временем позволит более глубоко понять материал данной книги.

Двигаясь указанным путём, удастся начать понимать свои желания, освободиться от негатива, лучше начать ориентироваться в ситуации: просто это будет несколько дольше, чем при прохождении методологии. Но это не значит, что результат будет хуже. Помимо того, крайне рекомендую, если есть такая возможность, даже изучая

ЭССЛ – по книгам или практически – также использовать со всей серьёзностью работу с данными приложениями: эффект будет многократно усилен.

Также необходимо отметить, что использование приложений по началу может вызвать ряд сложностей – но не следует отступать: проявляя упорство и волю, будет сформировано намерение становиться собой. Поэтому не опасайтесь сложностей: нередко, чем труднее в начале и дольше что-то не получается, тем мощнее становится намерение – и в последствии стремительнее развитие.

И перед тем, как перейти к рассмотрению приложений, можно сказать одну фразу, которую в древности нередко говорили человеку, приступающему к нелёгкому приобретению знаний: «Награда превзойдёт все ваши ожидания».

Приложение 1

Наши рекомендации