Мораль индивидуальности – в проявлении себя
Поэтому основная идея сегодняшней морали человека- Проводника состоит в том, чтобы проявлять свою индивидуальность в обществе. Вы никогда не задумывались, почему люди так любят большие праздники, дискотеки, почему такой популярностью пользуются карнавалы? Просто именно там, смешавшись с толпой, человек может не бояться проявить себя. Мало того, что там существует своя мораль, в которой именно зажатый человек кажется смешон, как директор клуба культуры в старом советском фильме «Карнавальная ночь»; но помимо того, только на «карнавале» человек может быть уверен, что его поведение никак не отразится на его социальном лице и не будет иметь влияние на его карьеру. Можно сказать, что это единственное место, где от человека требуют проявления себя самого.
Но кто же мешает вам, если вы обладаете здравым рассудком, проявлять самого себя в социуме? Всегда существует, если задуматься, тысячи лазеек, как, не нарушая общепринятых норм, хотя бы выглядеть так, как вы хотите.
Что, по правилам на работу нужно ходить в белой рубашке и галстуке – иначе выгонят; страшно? Ну, для начала оденьте другой фасон рубашки или другой галстук… Если вы не стремитесь изменить свой имидж в знак протеста против руководства, а сохраняете «баланс приличия» и принимаете «корпоративные правила», то это – ваше
право. А вообще-то данные страхи упираются не в то, что человек считает себя настолько убогим, что боится потерять «очень хорошую работу» и не найти другую – просто человек сам не верит, что он вообще кому-то нужен. Чтобы снять страх перед тем, что если вы не соответствуете нормам, вас выгонят с работы, просто последуйте следующему совету: устраиваясь на работу, сразу же начните подбирать себе… другую работу. Это не значит, что вы должны уволиться – просто когда вы поймёте, что за месяц-два легко найдёте себе место не хуже, «страх как рукой снимет».
Не будем забывать, что мир – это всего лишь зеркало наших собственных мыслей: и если вы не боитесь несоответствия, то его никто и не заметит. Вы сможете быть самим собой на любой работе, на любом месте – и, что вас удивит (если есть страх, что ваши «внешние» изменения не примут друзья или близкие люди) окружающими это будет только приветствоваться.
Конечно , следует делать разделение между проявлением собственной индивидуальности и желанием попасть в психиатрическую лечебницу: не стоит приходить в офис в акваланге, даже если так очень хочется самовыразиться… Искусство самовыражения и подчёркивания собственной индивидуальности немыслимо без гармонии с окружающим пространством и глубокого уважения к окружающим – и это вторая сторона главной морали взаимоотношений с миром.
Свободная Индивидуальность
Итак, вы имеете полное право делать то, что вам вздумается: жить, так как хотите, одеваться так, как хотите, вести такой образ жизни, какой пожелаете. И только ваши собственные страхи – остаться без средств, одиноким, непризнанным – являются единственным препятствием к реализации этого права.
Вы никогда не задумывались, что в обществе вы находитесь какие-то 50–100 лет, а всё остальное время отвечаете за то, как вы относитесь к самому себе – насколько вам удалось обрести себя. Поэтому, вполне естественно, что стать собой – главное в этой жизни. Глупо идти на временный компромисс по причине внутренней слабости или нерешительности. И поэтому данное моральное правило «быть самим собой» – это мораль более высокая, чем просто требования социума.
В Бусидо есть такое правило, что «путь превыше правды и истины, тому, кто этого не понимает, объяснять это бесполезно». Дело в том, что общественная правда и истина зависит в большей степени от того, в каком направлении общество движется в тот или иной момент истории. Сегодня, например, с сочувствием приходится смотреть на уходящее в прошлое поколение, потратившее всю жизнь на строительство коммунизма и свято верившее в его истины: если судить по-человечески – это не их вина, что сегодня ценности коммунизма оказались ложными, а на смену им пришли новые моральные устои и нормы. Но с точки зрения Сущности и предназначения человека на Земле – они повинны в том, что шли в общей массе: даже незнание космических законов не освобождает от ответственности. Вряд ли то, что человек волею государственного строя «поступал так же, как все» поможет его Сущности прибавить светимости – «в толпе нет личностей».
Так что же тогда делать в социуме, как же взаимодействовать с окружающими?
Если вы допускаете, что не только вы сами являетесь яркой индивидуальностью, но и люди , которые вас окружают , также имеют своё внутреннее Я и способны самовыражаться , то тогда общественные взаимодействия перестают быть слепым «клонированием» образов жизни друг друга, становясь взаимосотрудничеством – обменом опытом.
Необходимо принять, что каждый самостоятельно, порой в большей степени интуитивно, формирует собственный образ жизни, а соответственно, и свой образ в нём.
Поэтому не следует акцентировать внимание на том, что именно человек добавил в свою жизнь, а необходимо всего лишь попытаться понять: какое чувство или что им при этом двигало. То есть оставьте человеку право иметь зелёную машину в красный горошек – ну нравится ему так! – а подумайте, что же такого позитивного он испытывал или испытывает, когда придумывал её образ или когда он на ней ездит? Например, ему нравится, когда люди вокруг, видя его машину, улыбаются.
Отмечу, что если жизнью человека управляет значимость и осталась хотя бы толика противостояния миру, то воспринимать улыбки окружающих водитель данной машины будет либо как насмешки, либо как зависть: не стоит забывать закон, что то, что у вас внутри, то вас и окружает. Если же намерение человека действительно чисто, направлено на себя, а не является демонстрацией окружающим своего превосходства как «более освободившегося человека», если это просто искреннее желание порадовать себя и окружающих, то и внешний мир и люди в нём ответят человеку тем же – будут просто радоваться его идее.
К сожалению, зачастую, как только человек пытается самовыразиться, то из-за поспешности и неумения делать всё последовательно начинает себя проявлять, не войдя в гармонию с миром. Иначе говоря, спеша экспериментировать, человек не учитывает укоренившиеся у него внутри страхи. Естественно, что окружающее, всегда чутко улавливающее фальшь, указывает ему на это – даёт урок, может быть в виде безобидной
шутки или даже замечания со стороны «правильного» гражданина. И человек, не понимая, что это был всего лишь урок, призванный помочь ему освободиться от собственного страха, возвращается к тому, откуда начал, но только ещё более озлобленный. Второй раз начать «раскрываться» ему будет уже намного сложнее.
Итак, вы определили, что «этот автомобиль» соседа нравится ему тем, что помогает окружающим смеяться и поднимает им настроение. Если вы подумаете, то поймёте: когда люди вокруг радуются, то поднимается настроение и у вашего соседа – ему нравится, что его окружает большее количество улыбающихся людей, от чего и его жизнь становится более светлой, наполненной радостью. Если вы поняли этот мотив: намерение вызывать улыбки у окружающих, – вы по морали свободной личности не можете слепо облепить и свой автомобиль жёлтыми пятнами – это плагиат, – но сможете придумать для себя что-то ещё, что также будет наполнять жизнь вокруг вас радостью. И если вы считаете, что одев ярко жёлтый с нарисованными свинками галстук, вы сможете вызвать улыбки, то можно и так. Если предполагаете, что это не гармонирует с тем, чем вы занимаетесь или вашим окружением, то сделайте что-то более, по нормам общества, скромное.
Думаю, что вы уже поняли: не важно, что вы делаете, важно – чтобы ваши действия выражали вашу внутреннюю суть, желания и гармонировали как с вами, так и с окружающим миром. Поэтому любая социальная система или строй не могут помешать человеку выразить самого себя: они задают не более чем условия, которые в процессе самовыражения необходимо учитывать. И что важно знать во избежание ошибок: попытки противопоставить себя государственной или общественной системе или текущему историческому моменту, мало того, что ничем хорошим не заканчиваются для «активиста», который не учитывает того, что ничто случайно не существует и выполняет пусть непонятную для него или «злую» по его пониманию функцию, но главное состоит в том, что такое поведение говорит-то как раз не о том, что этот человек – индивидуальность, а как раз об – обратном.
Приглядитесь к своему окружению, вернее к его «лучшей» части: если вы будете обращать внимание не на то, что человек носит или на чём ездит, а задумываться – зачем ему те или иные «аксессуары», что это ему даёт для самовыражения или получения позитивных эмоций, – то вы действительно, сначала по чуть-чуть, потом всё мощнее начнёте выражать свою индивидуальность; при этом достаточно легко уйдёте от тех
внутренних социальных страхов и противоречий, которые постоянно тревожат и портят жизнь большинству обывателей.