Главные и побочные ступени лада
I, IV, V – главные ступени лада.
II, III, VI, VII – побочные ступени лада.
Первая ступень называется тоника – Т
IV ступень называется субдоминанта – S
V ступень называется доминанта – D
T S D
I II III IV V VI VII I
Гамма
Звукоряд из 7-ми ступеней расположенных в определенном порядке называется – гамма.
Состав мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Состав минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Интервалы
Интервал – это расстояние между двумя звуками.
Интервал – это 2 звука, которые звучат одновременно или по очереди. Если звуки звучат одновременно, интервал называется гармоническим, а если по очереди – мелодическим.
1 – прима (ч.1)
2 – секунда (м.2,б.2)
3 – терция (м.3, б.3)
4 – кварта (ч.4)
5 – квинта (ч.5)
6 – секста (м.6, б.6)
7 – септима (м.7, б.7)
8 – октава (ч.8)
Попевки
ч.1 – Андрей-воробей, не гоняй голубей!
м.2 – Плачу я, плачу я!
б2. – Мой весёлый друг!
м.3 – Ночка тёмная!
б.3 – Солнце красное!
ч.4 – Постой, погоди!
ч.5 – Медуза плавает в воде.
м.6 – А я двойку получил.
б.6 – Я пятёрку получил!
м.7 – Я с горки скачусь!
б.7 – Я расту в высоту.
ч.8 – Вот он, дом большой!
Тоновый и ступеневый
состав интервалов
ч.1 – прима чистая – 1 ступень – 0 тонов
м.2 – секунда малая – 2 ступени – 0,5 тона
б.2 – секунда большая – 2 ступени – 1 тон
м.3 – терция малая – 3 ступени – 1,5 тона
б.3 – терция большая – 3 ступени – 2 тона
ч.4. – кварта чистая – 4 ступени – 2,5 тона
ч.5 – квинта чистая – 5 ступеней – 3,5 тона
м.6 – секста малая – 6 ступеней – 4 тона
б.6 – секста большая – 6ступеней – 4,5 тона
м.7 – септима малая – 7 ступеней – 5 тонов
б.7 – септима большая – 7 ступеней – 5,5 тонов
ч.8. – октава чистая – 8 ступеней – 6 тонов
Виды трезвучий
Трезвучия бывают четырёх видов: мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные.
Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков расположенных по терциям ( через ступеньку)
Б5\3 = б.3 + м.3
М5\3 = м.3 + б.3
Ум5\3 = м.3 + м.3
Ув5\3 = б.3 + б.3
Главные трезвучия лада
Главные трезвучия лада строятся на главных ступенях лада.
На I-вой ступени строится тоническое трезвучие (Т5\3)
На IV-той ступени строится субдоминантовое трезвучие (S5\3)
На V-той ступени строится доминантовое трезвучие (D5\3)
До мажор
T5\3 S5\3 D5\3
Виды трезвучий от звука “до”
Б5\3 М5\3 Ум5\3 Ув5\3
Порядок знаков альтерации в тональностях
Диезы: 1 – фа, 2 – до, 3 – соль, 4 – ре, 5 – ля, 6 – ми, 7 – си.
Бемоли: 1 – си, 2- ми, 3 – ля, 4 – ре, 5- соль, 6 – до, 7 – фа.
Динамические оттенки
Динамика – это сила звучания.
f – форте (громко)
p – пиано (тихо)
mf – меццо форте (средним звуком \ не очень громко)
mp – меццо пиано (тоже средним звуком \ не очень тихо)
ff – фортиссимо (очень громко)
pp – пианиссимо (очень тихо)
- cresc. – крещендо (усиление звука)
- dim. – диминуэндо (уменьшение звука)
Транспонирование
Транспонирование – это перенос мелодии в другую тональность. При этом ступени остаются такими же, а ноты меняются.
Кварто-квинтовый круг
Тональностей.
Бемольные тональности
До мажор – ля минор = 0
Фа мажор – ре минор = 1
Си мажор – соль минор = 2
Ми бемоль мажор – до минор = 3
Ля бемоль мажор – фа минор = 4
Ре бемоль мажор – си бемоль минор = 5
Соль бемоль мажор – ми бемоль минор = 6
До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7
Диезные тональности
До мажор – ля минор = 0 #
Соль мажор – ми минор = 1 #
Ре мажор – си минор =2 #
Ля мажор – фа диез минор = 3 #
Ми мажор – до диез минор = 4 #
Си мажор – соль диез минор = 5 #
Фа диез мажор – ре диез минор = 6 #
До диез мажор – ля диез минор = 7 #
Обращение трезвучий
Обращением интервала или аккорда называется новый интервал или аккорд, который образуется при перемещении нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз с оставлением остальных звуков на месте.
Обращения в тональности
Первое обращение трезвучия называется секстаккорд.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккорд.
Т6 – тонический секстаккорд
Т6\4 – тонический квартсекстаккорд
S6 – субдоминантовый секстаккорд
S6\4 – субдоминантовый квартсекстаккорд
D6 – доминантовый секстаккорд
D6\4 – доминантовый квартсекстаккорд
До мажор
T5\3 T6 T6\4 S5\3 S6 S6\4 D5\3 D6 D6\4
Обращения от звука
Б6 – мажорный секстаккорд
Б6\4 – мажорный квартсекстаккорд
М6 – минорный секстаккорд
М6\4 – минорный квартсекстаккорд