Музыкальная культура и искусство Древней Руси
Древнерусская культура. «Слово о полку Игореве». Высокие образцы домонгольской живописи и архитектуры в Киеве, Новгороде, Владимире.
Церковная служба как центр русского музыкального профессионализма в эпоху средневековья. Знаменный распев. Культура колокольных звонов.
Скоморошество. Значение народного творчества для развития профессиональных музыкальных традиций. Музыка быта, ее неотделимость от фольклора и своеобразный профессионализм. Культура средневекового Новгорода; Феофан Грек. Культурные достижения Московской Руси; Андрей Рублев.
Музыка XVII-XVIII веков
Эволюция церковной музыки. Раннее многоголосие. Стилевой перелом в середине XVII века, начало периода русского музыкального барокко. Партесное пение.
Профессионализм в светской музыке. Кант.
Новые явления и светские тенденции в русской музыкальной культуре XVII века. Основные музыкальные явления в России времен Петра I.
Новый стилевой перелом в середине XVIII века: конец периода барокко и начало периода классицизма и сентиментализма.
Первостепенное значение во второй половине XVIII века светской музыки как нового для России явления; возникновение оперы, сонаты, романса в рамках русской музыкальной культуры; образование национальной композиторской школы в области светской музыки; общий подъем светской музыкальной культуры.
Композиторская школа последней трети XVIII века. Национальное преломление общеевропейских стилей эпохи – классицизма и сентиментализма. Типичная тематика. Общие особенности музыкального языка, роль бытовой музыки (в особенности фольклора) как основы творчества композиторов, языковое сближение церковных и светских жанров. Важнейшие жанровые области: опера, камерная вокальная музыка, хоровая музыка; меньшая роль инструментальных жанров. Основные особенности опер (В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин), «российской песни» (Ф.Я. Дубянский, О.А. Козловский), нового духовного концерта (М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский), инструментальной музыки (И.Е. Хандошкин, Д.С. Бортнянский).
Музыкальная культура России первой половины XIX века
Стилевое разнообразие русской музыки первой трети XIX века: завершение традиций классицизма и сентиментализма, возникновение романтизма и его выдвижение на первый план. Русский романтизм как национальный вариант общеевропейского стиля эпохи.
Отечественная война 1812 года, ее влияние на общественную жизнь России; восстание декабристов, воздействие идей декабризма на общественное развитие и русскую культуру. Историческое значение творчества А.С. Пушкина.
Формы музыкально-общественной жизни; распространение музыки в русском обществе; городская песня и романс. Основные оперные жанры.
А.Н. Верстовский (1799-1862) – крупнейший представитель оперного искусства в России до М.И. Глинки. Творческий путь А.Н. Верстовского. Работа композитора в различных музыкально-театральных жанрах. Содержание оперы «Аскольдова могила», романтические черты, народно-песенная основа музыки. Камерные вокальные сочинения.
Развитие камерной вокальной музыки в начале XIX века; определение важнейших песенно-романсных жанров: элегии, лирического романса, «русской песни», песен с испанской, восточной тематикой и др.
А.А. Алябьев (1787-1851) – один из создателей русского классического романса. Жизненный и творческий путь А.А. Алябьева. Работа в различных жанрах вокальной, инструментальной, театральной музыки. Связи А.А. Алябьева с прогрессивными кругами русского общества, отражение в творчестве вольнолюбивых настроений своего времени. Романсы и песни А.А. Алябьева, разнообразие их жанров («русские песни», романсы на восточную тематику, тема изгнанничества). Гражданское, социально-обличительное содержание в романсах позднего периода творчества.
Творческий путь А.Е. Варламова (1801-1848). Преобладание лирической тематики и «русских песен» в сочинениях Варламова. Основные стилистические особенности романсов и песен.
Творчество А.Л. Гурилева (1803-1858). Бытовая тематика романсов и песен. Характерные особенности музыкального языка.
§ 4. Русская классическая музыкальная школа:
Становление и развитие
М.И. Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки. Обусловленность творческих достижений общественным подъемом в начале XIX века. Жизнеутверждающий характер искусства М.И. Глинки. Воспроизведение действительности в эстетически приподнятом виде как существенная особенность творческого метода.
Прогрессивные идеи творчества М.И. Глинки. Основные области композиторской деятельности. Влияние личности и творчества А.С. Пушкина на музыку М.И. Глинки. Историческое значение творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки для русской культуры. Сочетание в творчестве композитора черт классического (объективное отражение действительности, утверждение этических идеалов, ясность и уравновешенность стиля, стройность и соразмерность музыкальных форм) и романтического (проявление характерных тенденций музыкального искусства XIX века: особый интерес к фольклору и национальной самобытности, значение красочных приемов в области гармонии и оркестрового колорита) направлений.
Творческий путь М.И. Глинки. Основополагающая роль музыки М.И. Глинки в развитии важнейших жанров русской музыки. Историческая обусловленность возникновения новых явлений в оперном искусстве того времени – героико-патриотического и эпико-лирического жанров. Оперы композитора как высшие достижения в этих жанрах; их значение в дальнейшем развитии русской музыки. Различные типы симфонизма в наследии композитора; роль фольклора в симфонических произведениях; влияние М.И. Глинки на симфоническую музыку русских композиторов. Традиции вокальной лирики конца XVIII – начала XIX веков. в его песнях и романсах; новые разновидности романсовых жанров. Значение музыки М.И. Глинки в развитии русской балетной и камерно-инструментальной музыки. Органическое соединение в его творчестве традиций национальной русской музыки и лучших достижений западноевропейской музыкальной культуры. Общеевропейская основа музыкального языка и формообразования при ясно выраженном влиянии русского фольклора: черты народной песенности в мелодии, синтез классической функциональной системы и ладогармонических элементов фольклорного происхождения, первостепенная роль вариационности вплоть до ее сочетания с сонатностью, применение подголосочной полифонии. Владение всеми средствами композиторского мастерства. Глубокое постижение русского народного творчества, обращение к фольклору других народов.
Оперное творчество.Первостепенное значение опер в наследии М.И. Глинки. Связи оперного творчества композитора с традициями русского и западноевропейского оперного театра. Выдвижение на первый план народно-массового начала, обилие и разнообразие массовых сцен. Главенство вокальных партий при значительной роли оркестра. Преимущественно кантиленный характер вокальных партий. «Номерная» композиция при сквозном развитии важнейших тематических (интонационных) элементов. «Ария-портрет» как центральное звено музыкальной характеристики персонажа. Выражение основного конфликта оперы посредством контрастной национально-фольклорной окраски партий конфликтующих персонажей.
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») – первая классическая историко-патриотическая трагедийная русская опера. Сюжет, его первоисточники. История создания и постановки. Новаторское понимание классических оперных принципов. Жанровые особенности: черты ораториальности (значение хоровых сцен, трактовка героев как выразителей черт народа) и трагедийности (значение конфликтных сцен). Сочетание свойств конфликтной и эпической драматургии. Трактовка образа народа, особая роль народно-массовых сцен. Использование лучших достижений европейской музыки: Г.Ф. Генделя (монументальность письма), К.В. Глюка (драматические приемы, идея подвига), В.А. Моцарта (индивидуализация характеристик героев, полифоническое мастерство в построении ансамблей), Вебера (применение лейтмотивов, программная увертюра). Ярко выраженный русский стиль музыки, опора на фольклорные жанры. Использование традиций польской музыки во втором действии. Драматургия (конкретные способы противопоставления пластов русской и польской музыки) и строение оперы. Симфоничность оперы (развитие лейтмотивов, значение увертюры и антрактов). Развитость и новизна оперных форм.
«Руслан и Людмила» – образец сказочно-эпической оперы; влияние былинного эпоса. Сюжет, идея оперы, сравнение с поэмой А.С. Пушкина. Конкретные проявления эпичности стиля, драматургия. Использование метода обобщающих музыкальных характеристик-портретов. Интонационное единство характеристик. Применение лейтмотивов в опере. Соразмерность частей и целого, законченность больших и малых построений как проявление классической традиции. Роль рондообразности в построении крупных сцен. Новые разновидности вариационных форм. Полифоническое письмо ансамблей. Новые приемы в построении больших монологических сцен. Значение симфонических эпизодов (антрактов, танцевальных сюит). Увертюра как образец программного симфонизма, ее значение увертюры для развития русского эпического симфонизма (А.П. Бородин, А.К. Глазунов).
Симфоническое творчество.Преобладание произведений жанрово-картинного характера. Ведущая роль жанра одночастного крупного произведения. Преобразование типовых форм европейской музыки. Использование тем народных песен, обусловившее приемы развития тематизма, черты формы, фактуры, оркестровки. Хронология основных произведений. Различные типы симфонизма.
«Камаринская». Время и история создания. Понятие жанрового симфонизма и трактовка в этом плане жанра скерцо. Характеристика тем, композиторская задача. Форма, ее особенности, группировка вариаций, тональный план. Методы варьирования. Претворение традиций хорового и инструментального народного музицирования в симфонической увертюре.
«Арагонская хота». Время и история создания, использование народных тем, их характеристика. Состав оркестра, его особенности, воспроизведение гитарного звучания. Противопоставление темы вступления темам экспозиции. Особенности строения, роль вариационного изложения тем, особенности развития материала в разработочном разделе, объединение тем в коде.
«Вальс-фантазия». Время и история создания. Форма и строение произведения. Характеристика тем и разделов сочинения.
Камерное вокальное творчество.Роль песенно-романсовых жанров в музыкально-общественной жизни первой половины XIX века. Место камерной вокальной музыки в творчестве М.И. Глинки. Разнообразие тематики. Связи с фольклорными и профессиональными музыкальными и поэтическими традициями. Круг поэтов. Традиционные и новые вокальные жанры. Романсы с испанским колоритом и в стиле итальянской баркаролы. Песня-сценка («Попутная песня»), фантазия («Ночной смотр»), драматический монолог («Песнь Маргариты»). Объединение в цикле «Прощание с Петербургом» различных жанров вокальной лирики. Разнообразие форм и средств музыкальной выразительности.
Романсы. Традиционное понимание романса как области лирики. Обобщенное отражение словесного текста в кантиленной вокальной мелодии, ее ведущая роль. Широкое использование «гитарной» фактуры в фортепианной партии. Связи романсов М.И. Глинки с бытовой музыкой. Опора на традиционные жанры в раннем романсовом творчестве и жанровое разнообразие произведений зрелого и позднего периодов.
А.С. Даргомыжский (1813-1869) – один из создателей русской классической музыкальной школы. Своеобразие творческого облика композитора как последователя М.И. Глинки, определившего новые пути развития русского музыкального искусства. Эволюция стиля А.С. Даргомыжского от романтизма к критическому реализму. Создание новых жанров в области оперы и камерной вокальной музыки. Отражение новых тенденций общественной жизни, тяготение к социальной тематике и психологизму, интерес к драматическим сюжетам и образам. Психологическая наблюдательность, конкретность бытовых подробностей. Воссоздание в музыке интонаций речи и через них социально-психологического профиля героя как существенная черта творческого метода А.С. Даргомыжского. Преимущественный интерес композитора к музыке со словесным текстом. Соотношение слова и музыки, вокальной и инструментальной партий. Первостепенное значение декламационности, новаторство в области речитатива, изобразительные приемы. Традиционный в целом характер гармонии, постоянное использование типовых европейских форм (свободных, смешанных, контрастно-составных) при тяготении к сквозному строению. Городская песня и бытовой романс как основа музыкального языка А.С. Даргомыжского. Основные произведения композитора.
Оперное творчество.Ведущая роль лирико-драматического жанра. Понимание оперы как драмы, высокая степень подчинения музыки действию, его быстрый темп и конфликтный характер. Постепенное преодоление «номерной» композиции. Развитие и изменение образов как один из основных принципов драматургии. Ясно выраженная связь с традициями в ранних произведениях и гораздо меньшее их влияние в последующем творчестве.
«Русалка» – лирико-психологическая бытовая драма на социальной основе. Истоки этого жанра. История создания и сценическая судьба. Оригинальная трактовка народных хоровых сцен. Приемы индивидуальных характеристик Наташи и Мельника, развитие их драматических образов. Роль конфликтных психологических сцен, закономерности их строения. Новаторство А.С. Даргомыжского в области оперной формы, речитатива.
Значение «Русалки» и «Каменного гостя» в истории русской оперы.
Камерное вокальное творчество.Разнообразие тематики. Характер поэтических текстов, поэты, к которым обращался композитор. Сатирические и обличительные образы, острота характеристик, психологизм, юмор. Традиционные и новые жанровые разновидности: русская песня, лирический романс, элегия, испанский романс, восточный романс, драматический монолог, комическая песня, драматическая песня, фантазия и др. Развитие традиций городского музыкального быта. Особенности трактовки формы, роль речевой интонации и речитатива. Значение камерного вокального творчества А.С. Даргомыжского в истории русской музыки.