Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
Развитие польского национального искусства и литературы. Творчество польских композиторов: Ю. Эльснера, М. Каменьского, М. Огиньского, М. Шимановской, С. Монюшко. Круг образов польской народной музыки – отражение эпических картин, крестьянской жизни. Связь песенного начала с танцевальным. Народные танцы. Народное инструментальное исполнительство.
Фридерик Шопен (1810-1849). Значение искусства Ф. Шопена в польской и мировой музыке. Творческий путь. Характерные черты стиля Ф. Шопена. Новаторство в трактовке разнообразных жанров фортепианной музыки и их форм. Характер претворения фольклорных элементов. Проблема своеобразия ладовой и мелодико-ритмической структуры в мазурках. Героико-патриотическая концепция полонезов, драматизм содержания, масштабность формы. 24 прелюдии. Широкий круг тем и музыкальных образов. Многообразие жанров и их параллели с другими сочинениями. Поэтическая трактовка жанра ноктюрна. Преломление бытовых жанров, их поэтизация (вальсы). Особенности одночастных поэмных форм (баллад, скерцо, фантазий).
Романтическое претворение симфонической драматургии. Концерты. Соната h-moll – концепция сонатной драматургии.
Историческое значение наследия Ф. Шопена в мировой музыкальной культуре.
Ференц Эркель (1810-1893) – создатель венгерской национальной романтической оперы. Роль Ф. Эркеля в развитии музыкально-театральной и концертной жизни Венгрии. Основание в 1853 году в Пеште филармонического общества и в 1875 году музыкальной Академии.
Ференц Лист (1811-1886).Мировое значение композиторской, исполнительской, общественно-музыкальной, педагогической и критической деятельности Ф. Листа. Творческий путь. Эстетические воззрения. Широкий круг тем и образов, активное обращение к героической тематике. Ф. Лист – создатель жанра программной симфонической поэмы. Образцы мировой литературы, их романтическая трактовка. Принципы монотематизма. Внутренняя цикличность одночастных форм. Претворение принципов поэмности в жанре симфонии. «Фауст-симфония» – гениальное воплощение трагедии Гете.
Фортепианное творчество. Обогащение выразительных, тембральных и технических приемов. Фортепианный цикл «Годы странствий». Симфонизация жанра фортепианного концерта. Соната h-moll как симфоническая поэма для фортепиано. Венгерские рапсодии.
Значение творчества Ф. Листа.
Австро-немецкая музыкальная культура
Второй половины XIX века
Музыкальная жизнь Германии и Австрии. Рост демократических тенденций. Концертная и музыкально-театральная жизнь. Особая роль таких городов, как Берлин, Лейпциг, Веймар, Байрейт. Противоречия между различными творческими направлениями, в частности, между сторонниками Р. Вагнера и И. Брамса (Э. Ганслик, А. Амброс).
Рихард Вагнер (1813-1883). Творческий путь. Эстетические и философские взгляды. Деятельность Р. Вагнера как композитора, музыкального критика, поэта, дирижера. Освоение различных жанров оперной драматургии. Оперы 40-х годов: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» – новый этап в развитии немецкой романтической оперы. Кристаллизация принципов музыкальной драмы. Усиление роли оркестра, сквозное развитие действия, система лейтмотивов, деление на сцены.
«Тристан и Изольда» – психологическая музыкальная драма. Эмоциональная выразительность вокально-речевого интонирования. Мелодическая и гармоническая яркость основных лейтмотивов, их роль в симфоническом развитии этапов драмы. Интонационно-тембровое богатство оркестра.
«Нюрнбергские мейстерзингеры». Обобщение классических традиций немецкой музыки. Связи с музыкальной комедией и музыкальной драмой. Богатство вокальных форм, яркость претворения национальных песенных традиций, мастерство полифонического развития.
Тетралогия «Кольцо Нибелунга». Воплощение оперно-реформаторских идей. Героико-эпические и философско-психологические тенденции опер. Образно-звуковое богатство партитуры тетралогии, возвышенный строй ее музыки, драматический размах, богатство психологических оттенков, красочность картин природы.
Музыкальный язык Р. Вагнера. Интонационная яркость тематизма, новые гармонические средства выразительности, полифоничность фактуры. Интонационно-колористические достижения в оркестровке. Симфонические принципы музыкальной драмы Р. Вагнера. Влияние идей и новаторских достижений Р. Вагнера на развитие европейской музыки.
Оценка творчества Р. Вагнера русскими композиторами и критиками XIX века.
Иоганнес Брамс (1833-1897) и немецкая музыка его времени. Связи И. Брамса с австрийской культурой. Песенная основа творчества, связи с фольклором различных стран. Романтический склад его музыки при сохранении классических традиций. Их новаторская трактовка. Симфоническое творчество. Синтез бетховенских и шубертовских традиций в симфонизме композитора. Четвертая симфония. Лирико-философское содержание. Своеобразие тематизма, структуры, принципов развития. Особенности драматургии, черты сквозного развития.
Фортепианное творчество. Синтез классических и романтических тенденций в фортепианном стиле и трактовке жанров.
Антон Брукнер (1824-1896). Крупнейший симфонист и органист. Своеобразие симфонической концепции А. Брукнера. Значение эпического начала. Широкое использование в мелосе интонаций хорала и австрийской народной песенности. Симфония № 7. Мастерское владение полифонией. Драматичное противопоставление полярных чувств и образов, масштабность развития, монументальность строения симфонического цикла. Оркестр А. Брукнера.
Иоганн Штраус (1825-1899) – австрийский мастер высокохудожественной бытовой музыки. Трактовка И. Штраусом вальса, польки, галопа, чардаша. Оперетты И. Штрауса. «Летучая мышь» – яркий образец венской танцевальной оперетты. Напевная мелодика, разнообразие ритмов, выразительная оркестровка.