Игры, направленные на формирование предпосылок к общению со сверстниками

Игра "Колечки" (Русская народная мелодия "Как у наших у ворот")

Цель: учить детей собирать и нанизывать колечки на палочку, действуя рядом со сверстниками.

Оборудование: колечки-серсо, пластмассовая или деревянная палочка.

Ход игры: взрослый напевает песню и крутит цветные колечки-серсо, нанизанные на палочку:

Ты, колечко, покружись,

Нашим деткам покажись!

Так, так, и вот так,

Не поймать тебя никак!

С окончанием пения, разбрасывает колечки. Малыши собирают колечки и нанизывают их на палочку. Игра повторяется столько раз, пока у детей сохраняется к ней интерес. Взрослый следит за тем, чтобы малыши не толкались, не отбирали колечки у сверстников, брали по одному колечку, а не все сразу.

Игра "Маленькие ладушки"

Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального ритма.

Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый поет песню, хлопая в ладоши:

Ладушки, ладушки,

Маленькие ладушки,

Рученьки-крошки

Хлопают в ладошки.

(Музыка 3. Левиной, слова Т. Мираджи)

Протягивает руки к малышам ладонями вверх:

Вот они ручки!

Обращаясь к детям, взрослый спрашивает: "А где ручки у Саши (Маши)? Саша, покажи ручки! Где ручки? Вот они!"

Взрослый поет песню под музыкальное сопровождение, а малыши выполняют движения по показу или совместно с взрослым. Далее дети хлопают в ладоши, повернувшись друг к другу. На последнюю фразу протягивают ручки к сверстнику, касаясь его пальчиков своими. Взрослый хвалит малышей, предлагает заглянуть в глазки партнера.

Игра "Звонкий бубен" (Русская народная мелодия "Посею лебеду на берегу")

Цель: учить детей совершать ритмичные действия с бубном под музыкальное сопровождение, подражая сверстнику.

Оборудование: бубны средней величины по количеству детей.

Ход игры: взрослый ударяет в бубен, напевая веселую мелодию. Затем предлагает поиграть наиболее активному малышу под музыкальное сопровождение.

Далее взрослый просит одного из малышей раздать бубны всем детям. Взрослый играет на фортепиано, а малыши ударяют ладошкой по бубну, подражая сверстнику, который стоит напротив.

Необходимо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда звучит музыка, и прекращали действие с прекращением музыки.

Игра "Шагаем вместе" (Музыка Р.Шумана "Марш")

Цель: учить детей вместе шагать по комнате соответственно ритму и характеру музыки.

Ход игры: малыши со взрослым шагают по комнате под музыкальное сопровождение. Если есть необходимость, можно шагать, держась за руку взрослого. Взрослый обращает внимание детей на то, что начинать и заканчивать движение можно только с началом и окончанием музыки.

Игра "Гопачек"(Украинская народная мелодия в обр. М. Раухвергера, движения Л.Спарбер)

Цель: учить малышей действовать вместе со сверстником, менять движения при смене музыки.

Ход игры: взрослый и малыши держатся за руки, образуя маленький кружок и выполняют движения.

Такты 1-8 - стучат пяткой об пол, подпевая: "Чок, чок, каблучок"

Такты 9-16 - быстро топают ногами, напевая: "Ля, ля, ля. ля, ля, ля!"

Игра "Ладошки" (Русская народная мелодия, слова Н. Блуменфельд)

Цель: учить детей подпевать, выполняя действия соответственно тексту песни, подражая сверстнику.

Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый пост песенку с музыкальным сопровождением, выполняя движения в соответствии с текстом и побуждая детей к активным действиям и подпеванию. Другой взрослый помогает малоактивным детям, используя метод совместного действия.

Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки, отдохнем немножко.

Хлопают в ладоши. Да! Да! Да!

Ритмично поглаживают коленки. Кашку варили, ложечкой мешали, Куколку кормили, кошечке давали. Водят пальцем по ладони, как бы помешивая кашу.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Кулачки сложили, кулачками били:

Тук, тук, тука-тук, тук, тук, тука-тук!

Стучат кулачком левой руки по кулачку правой и наоборот.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Ладушки устали, деток забавляли.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля! Ля, ля, ля, ля, ля, ля!

Вращают кистями рук, поднятыми над головой.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Ладушки устали, целый день играли.

Баю, баю, баю! Баю, баю, баю!

Складывают ладони и подкладывают под щеку.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Игра "Догони зайку"

Цель: учить детей играть вместе со сверстниками, догонять зайку, не толкаясь, и только, когда закончится песенка, ждать своей очереди.

Оборудование: плюшевый зайка на резинке.

Ход игры: малыши свободно располагаются на полу. Взрослый держит на резинке плюшевого зайчика и, показывая детям, как он умеет ловко прыгать, поет песню:

Зайка к деткам подбежал,

Возле деток прыгать стал:

Прыг - скок, прыг - скок -

Догони меня, дружок!

(Музыка Е.Тиличеевой, слова Ю.Островского)

Зайчик скачет перед детьми. С окончанием песни взрослый отбрасывает зайку в сторону и восклицает: "Аи, убежал зайка!". Малыши бегут за зайчиком. Взрослый дает детям возможность погладить зайку, подержать его, затем прячет за спину и предлагает детям позвать его. Малыши повторяют за взрослыми: "Зая, зая, зая!" Зайка появляется и снова скачет. Игра повторяется столько раз, сколько у детей сохраняется интерес к ней.

Игра "Веселые ложки" (Русская народная мелодия "Ах, ты, береза")

Цель: учить детей начинать и заканчивать игру всем одновременно и вместе с музыкой, развивать чувство музыкального ритма.

Оборудование: музыкальный центр, две кошечки би-ба-бо, деревянные ложки по количеству малышей, ширма.

Ход игры: на ширме появляются две кошки - би-ба-бо, каждая держит в лапках по деревянной ложке: Мы, серенькие кошки, Сыграем вам на ложках.

Кошки "исполняют" аккомпанемент к русской народной музыке, звучащей в аудиозаписи, дети хлопают в ладоши. Далее кошки раздают детям деревянные ложки (каждый ребенок подходит к ширме и получает ложки). Детям объясняют, как надо ержать ложки и играть. Малыши исполняют ритмический аккомпанемент к музыке, кошки пляшут.

Игра "Подружились" (Русская народная мелодия "На горе мы пиво варили")

Цель: учить детей выполнять движения соответственно частям музыкального произведения, доброжелательно относиться к сверстнику.

Ход игры: взрослый предлагает детям взять партнера за руку, встать на середину комнаты и показать, как они дружат, любят друг друга, жалеют: такты 1 - 8 (дети гладят друг друга по головке); такты 9-17 (берутся за руки и медленно кружатся, по окончании музыки обнимаются).

Необходимо следить за тем, чтобы дети осторожно гладили друг друга, не доставляя неприятных ощущений, не дергали за волосы, не хлопали партнера по голове.

Наши рекомендации