Раздел 2. Игры, направленные на физическое развитие
Развитие и коррекция общих движений
Физическое развитие - одно из важных направлений системного подхода к обучению и воспитанию детей раннего возраста.
С раннего возраста имеют большое значение для психического развития ребенка такие основные движения как ползанье и ходьба, которые укрепляют мускулатуру брюшного пресса и грудной клетки. Умения ребенка устойчиво сидеть, ползать и ходить, а также двигательная активность расширяют не только его возможности восприятия окружающего мира, но и создают условия для взаимодействия с близкими взрослыми.
Двигательные возможности детей раннего возраста с психофизическими отклонениями важно реализовывать в системе специальных игр и упражнений. Формирование чувства равновесия, правильной осанки, координации движений у ребенка влияют на совершенствование навыка ходьбы. Игровая форма занятий позволяет ребенку закрепить приобретенные умения и навыки и активизировать его способности к выполнению целенаправленных движений.
Своевременное и регулярное включение физических упражнений в занятия с ребенком нормализуют и активизируют работу всех систем детского организма. Вместе с тем, физическое воспитание влияет на развитие таких физических качеств, как ловкость, меткость, сила, быстрота, выносливость и др.
Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации создает условия для успешной адаптации ребенка с психофизическими нарушениями в окружающей среде.
Игра "Соберём колечки"
Цель: развитие у детей умения двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.
Ход игры: взрослый показывает детям палочку с колечками, по счёту "раз, два, три", взмахивает палочкой и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, принести колечки, дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку, затем игра повторяется снова.
Для этих же целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубики в коробке и т.д.
Игра "Сходим к мишке в гости"
Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.
Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1,5-2 м. с зацепами, мягкая игрушкамишка.
Ход игры: взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20-30 см, затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребёнка, эмоционально его одобряет.
Игра "Доползи до игрушки"
Цель: формировать у ребёнка навык ползания.
Оборудование: яркая, красочная, новая игрушка.
Ход игры: взрослый показывает игрушку ребёнку на расстоянии 3 м, побуждает ползти и взять игрушку. Если навык ползания только формируется, взрослый подходит к ребёнку, помогает ему ползти, подставляя руки под подошвы его ног, тем самым, создавая дополнительную опору для толчка. Когда ребёнок справится с заданием, взрослый эмоционально хвалит его, обыгрывает игрушку.
Игра "Цыплята и наседка"
Цель: учить детей подлезать под препятствие, действовать по сигналу, развивать мышцы живота, спины, ног.
Оборудование: веревка, натянутая на высоте 50 см от уровня пола - домик цыплят, желтые шапочки - маски для каждого ребёнка, шарики.
Ход игры: взрослый собирает детей за натянутой верёвкой в домике, надевает им шапочки-маски цыплят, объясняет, что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зёрнышки. Как только услышат, что прилетела большая птица, они должны быстро спрятаться в домике.
Дети и взрослый подлезают под верёвку, начинают собирать небольшие шарики, рассыпанные на полу. По команде взрослого: "Большая птица!" дети прячутся в домик.
Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей, затем роль птицы может выполнять ребёнок.
Игра "Проползём по мостику"
Цель: совершенствовать у ребенка навык ползания. Оборудование: гимнастическая скамейка, одинаковые игрушки (например, погремушки) по количеству детей в яркой коробке.
Вариант 1.
Ход игры: взрослый приносит красивую коробку, привлекает внимание детей к ее содержимому (гремит). Ставит коробку на противоположный от детей конец скамейки, предлагает им проползти через "речку по мостику", опираясь на ладони и колени по гимнастической скамейке, достать коробку и взять игрушку.
После выполнения задания взрослый хвалит ребенка.
Вариант 2.
Взрослый предлагает ползти по скамейке, подтягиваясь на руках, если ребенок не справляется, можно подставлять руки под подошвы его ног, создавая опору.
Игра "Догони мяч"
Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной руке в зависимости от размера мяча.
Оборудование: мячи разных размеров.
Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей, в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т. д.
Игра "Карусель"
Цель: развивать у ребенка равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус. Оборудование: обруч.
Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за обруч и побегать под слова потешки:
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Игру можно повторить, меняя движение. Можно проводить подобные игры-упражнения на приседание, вставание на носочки, держась за обруч.
Игра "Самолётик"
Цель: развивать у ребенка навык бега.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в самолетик - полетать: "Беги ко мне, будем летать!" Малыш бежит в объятия взрослого, который подхватывает его под мышки, поднимает, вместе с ним кружиться, затем ставит на землю. Во время движения взрослый имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторять его: "У-у-у-у!"
Если кружение вызывает негативную реакцию у ребёнка, то можно просто поднять и прижать малыша к себе.
Игра "Спрячем зайку в домик"
Цель: учить ребенка ходить по ограниченной площади.
Оборудование: длинный кусок обоев, игрушечный заяц, домик из конструктора.
Ход игры: на полу стелится кусок обоев. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке - зайке: "Зайка потерялся, помоги зайке по тропинке добраться до домика". Во время игры взрослый говорит потешку:
Ты по мостику пройди,
Ножки ты не намочи.
Проводятся аналогичные игры: "По извилистой дорожке", "Через ручеёк" (ходьба по гимнастической скамейке).
Игра "Будем мыться"
Цель: учить ребенка перешагивать через препятствие.
Оборудование: большая коробка, детская мочалка, ковшик.
Ход игры: взрослый говорит: "Сейчас мы будем мыться, вот наша ванночка". Побуждает ребенка залезть в коробку. Изображает, что он моет ребёнка мочалкой, поливает из ковшика, говорит потешку:
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги - вправо, брызги - влево,
Будет чистым наше тело.