Об учителях. Не спешите «сливать» своего учителя

Моя цель - сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека.
Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни. Я всего лишь хочу вос­питать хороших граждан. Если ребенок с момен­та своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приоб­ретает доброе сердце

Шиничи Судзуки Из книги «Взращенные с любовью»

Шиничи Сузуки (1899-1998)
Философ, скрипач, педагог, автор метода «Рождение таланта».
Главный принцип: «музыкальность — не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита».
Таким образом, научить ребенка играть на скрипке — не сложнее, чем научить его говорить на родном языке.
При условии, что обучение начинается рано. В школе Сузуки дети начинали учиться игре на скрипке в 2 года.
При этом уроки не начинались до тех пор, пока сам ребенок не захочет этого так, что его невозможно будет удержать.
Именно в формировании подобного желания и заключается основная хитрость метода Сузуки.
К 4 годам его ученики свободно обращались со скрипкой.
Не все дети, обучавшиеся в школе Сузуки, становились потом профессиональными музыкантами.
Но педагог и не ставил такой цели. Сузуки утверждал, что занятия музыкой — это путь познания самого себя. А человек, познавший себя, легко может стать «первой скрипкой» любого коллектива.

«Настоящий учитель никогда не говорит, что есть истина; он лишь направляет, указывает на путь к истине, которую каждый определяет для себя сам.

Хороший учитель – лишь катализатор».

Брюс Ли

«Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему найти

это в себе», — Галилео Галилей.

Однажды, занимаясь с одной ученицей 3-4 месяца, её родители внезапно, без объяснений прервали обучение. Честно говоря, это был не единичный случай в моей практике, который заставил задуматься. Ребёнок, который получил уже достаточно серьёзные результаты, внезапно прерывает связь с педагогом, а ведь на самом деле в этом есть проблема и я поделился этим со своим очень хорошим другом великолепным руководителем дворца культуры «Юбилейный» Александром и вот, что он мне на это ответил:

«Учитель является этапом творческого пути ученика, с учётом его мировоззрения, в которое учитель добавляет свои грани творчества. И от того, сколько будет учителей, и какие они будут, из этого как из пазлов сложится сам ученик. Если учитель один, значит, ученик прошёл одну школу.

Например: Где ты, у кого учился? Класс профессора такого-то.

Ни в коем случае нельзя сжигать мосты в отношении учителя с учеником. Это необходимо хотя бы потому, что становясь на более высокую ступень творчества, ученик сможет «сверять часы» по первоначальному учителю, т.е. чего он уже достиг. Для этого и необходимы новые встречи со старым учителем, причем новые встречи необходимы как ученику, так и учителю. В том числе, потому что учитель продолжает жить в своих учениках. И это для самого учителя также свой творческий этап. Образно выражаясь: учитель сажает дерево, ухаживает за ним и встречаясь с бывшим учеником, который достиг определённого успеха собирает, таким образом, творческий урожай.

А от себя добавлю:

Не спешите «сливать» вашего учителя, если он чем-то не нравится. Мир каждого человека, в том числе и педагога уникален. Также как и опыт. Дайте ему возможность и самое главное время вложить в вашего ребенка или в вас ту часть себя, которая развита у него лучше всего. У каждого учителя были также мастера, которые в него вложили знания. Каждый учитель что-то несёт для вас. Какое – то послание. Не пройдите мимо этого послания просто из-за своей недальновидности.

Один прививает любовь (так было со мной). Моя самая первая учительница по музыке привила чувство вкуса и любовь игре. Даже в те дни, когда я был абсолютно не готов к уроку, она просто мне играла. Заметьте, не наказывала, не била по рукам линейкой, не орала, а играла мне. Причем она была одна из немногих в музыкальной школе учителей, которая закончила только музыкальное училище, что не мешало ей прекрасно подбирать по слуху. Возможно, именно благодаря этому я не бросил музыку. И эти уроки запомнились навсегда. За что я ей очень благодарен) и, на мой взгляд – это основное. Это топливо на всю жизнь. Если вам привили любовь, вас как буд – то «заразили» вирусом (в хорошем смысле этого слова) на всю жизнь.

Есть такие педагоги, которые знают досконально предмет. Одним словом сухие теоретики. Их польза тоже бесценна. Без теории вы не познаете глубину, горизонты, не выйдете за свои рамки. Она как компас. Сколько литературы написано не играющими людьми. Но польза от неё не становится меньше.

Есть педагоги технари. Благодаря таким у вас будет фундамент – мощнейшая техника.

Ну и наконец:

Учителя по призванию, которые дают всё это вместе: любовь, сухую теорию, технику и многое другое. Таких немного.

Представьте что ваш ребенок да и вообще любой человек это бриллиант с множеством граней. Грани символизируют различные таланты. Но изначально он не обработан. Имеет

«базовые» или нормальные установки, т. е. такие как у всех. Но с большим потенциалом. Так вот учителя и есть те великие шлифовщики наших сердец и душ. Шлифовщики наших бриллиантов. Шлифовщики, которые помогают граням заблестеть. А если посмотреть шире то каждый человек в том числе и вы сами прикладываете к этому свою руку.

Каждый учитель посеет в вашем сознании и опыте семена своей индивидуальности, которые со временем прорастут в поле вашей собственной. Поле ваших талантов

Alexandr Fonarev©

Наши рекомендации