О Всероссийском дистанционном детско-юношеском конкурсе
Информационное письмо
Всероссийский дистанционный
Детско-юношеский конкурс
по музыкально-теоретическим дисциплинам
г. Нижний Новгород
09-23 ноября 2017 г.
Министерство культуры Нижегородской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки», Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр художественного образования», Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М. А. Балакирева» объявляют о проведении Всероссийского дистанционного детско-юношеского конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам среди учащихся ДМШ, ДШИ, музыкальных училищ и колледжей. Данный проект объединяет ключевые теоретические предметы, по которым ведется обучение в музыкальных образовательных учреждениях системы предпрофессионального и среднего профессионального образования России и стран ближнего зарубежья.
Всероссийский дистанционный детско-юношеский конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам призван популяризировать музыкально-теоретические дисциплины в сфере детского музыкального образования, активизировать просветительскую деятельность в области классического музыкального искусства, способствовать сохранению и развитию лучших педагогических традиций нижегородской и отечественной школ, повышению качества научно-методической работы, повышению квалификации преподавателей, совершенствованию педагогического мастерства и обмену профессиональным опытом преподавателей образовательных учреждений искусств г. Нижнего Новгорода, Нижегородской области и других субъектов РФ.
УТВЕРЖДАЮ
_________________
С.А. Горин,
Министр культуры Нижегородской области
«___»______________2017 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О Всероссийском дистанционном детско-юношеском конкурсе
по музыкально-теоретическим дисциплинам
Учредители и организаторы конкурса.
Министерство культуры Нижегородской области;
ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки»;
ГБУ ДПО НО «Учебно-методический центр художественного образования»;
ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) им. М. А. Балакирева».
Организационный комитет
Горин С.А. (председатель) | Министр культуры Нижегородской области, Заслуженный работник культуры РФ |
Фертельмейстер Э.Б. (сопредседатель) Кораллов И. В. (сопредседатель) | Ректор ФГБОУ ВО «ННГК им. М. И. Глинки», Народный артист РФ, профессор Директор ГБПОУ «НМУ им. М. А. Балакирева», Заслуженный артист РФ, профессор |
Попов А.Ю. | Директор ГБУ ДПО НО «Учебно-методический центр художественного образования» |
Шоронова И. Ю. | Заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «НМУ им. М. А. Балакирева» |
Зайцев В. Б. | Заместитель директора по АХЧ ГБПОУ «НМУ им. М. А. Балакирева» |
Малышева С. В. | Главный бухгалтер ГБПОУ «НМУ им. М. А. Балакирева» |
Климентова Л.С. | Председатель ПЦК «Теория музыки» ГБПОУ «НМУ им. М. А. Балакирева» |
Цель конкурса.
Совершенствование предпрофессионального и среднего профессионального музыкального образования на современном этапе в аспекте информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи конкурса.
· Популяризация музыкально-теоретических дисциплин в сфере предпрофессионального и среднего профессионального музыкального образования;
· сохранение и развитие лучших традиций преподавания музыкально-теоретических дисциплин;
· актуализация ИКТ в сфере музыкально-теоретических дисциплин предпрофессионального и среднего профессионального музыкального образования;
· повышение эффективности и познавательности учебного процесса через сочетание классических традиций музыкальной педагогики и возможностей цифровых технологий и ИКТ.
· выявление и творческая поддержка молодых музыкантов;
· совершенствование педагогического мастерства преподавателей-теоретиков;
· развитие и укрепление межрегиональных методических и творческих связей.
УСЛОВИЯ КОНКУРСА
Участники конкурса.
1.1. В конкурсе приглашаются принять участие юные музыканты России — учащиеся детских музыкальных школ, детских школ искусств, студенты музыкальных училищ и колледжей. Также в конкурсе могут принять участие учащиеся детских музыкальных творческих объединений.
1.2. Участники конкурса должны иметь определённый уровень работы с информационно-компьютерными технологиями и навык самостоятельной работы с техническими средствами, заявленными в пп. 2.4, 2.6.
1.3. К участию в конкурсе допускаются лица с ограниченными физическими возможностями при условии соответствия уровня их знаний и степени самостоятельности требованиям, предъявляемым к участникам конкурса (см. пп. 2.4, 2.6).
1.4. Конкурс проводится по следующим категориям:
· Категория «А», средняя –2-3 классы (5-ти летний курс обучения) и 3-5 классы (7-ми летний и 8-ми летний курс обучения) включительно;
· Категория «B», старшая – 4-5 классы (5-ти летний курс обучения) и 6-7 классы (7-ми летний курс обучения) включительно;
· Категория «C», профориентированная –6 класс (5-ти летний курс обучения) и 8 класс (7-ми летний курс обучения) включительно;
· Категория «D», профессиональная младшая – 1-2 курсы музыкальных училищ и колледжей включительно.
· Категория «Е», профессиональная старшая– 3-4 курсы музыкальных училищ и колледжей включительно.
1.5. Конкурс проводится по музыкально-теоретическим дисциплинам в отдельных номинациях «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» для участников категорий «A», «B», «C», отдельных номинациях «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» для участников категорий «D» и «E», «Элементарная теория музыки» для участников категории «D», «Гармония» для участников категории «E». Программные требования по номинациям и категориям – см. Приложение 2 к настоящему Положению.
Жюри конкурса.
3.1. Для оценки выступлений участников в рамках Конкурса формируется жюри. В состав жюри входят профессиональные музыканты ведущих учебных заведений России.
3.2. Жюри определяет победителей во всех названных номинациях и категориях.
3.3. Решения Жюри окончательны и пересмотру не подлежат.
Порядок награждения.
4.1. Участники, занявшие в конкурсе I, II, III места (в каждой номинации и категории), награждаются дипломами лауреатов и получают звание «Лауреат Международного дистанционного детско-юношеского конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам».
4.2. Участники, занявшие в конкурсе IV, V, VI места (в каждой номинации и категории), награждаются Дипломами и получают звание «Дипломант Международного дистанционного детско-юношеского конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам».
4.3. Участники конкурса, не занявшие мест, указанных в пп. 4.1, 4.2, награждаются грамотами за участие в конкурсе.
4.4 Преподаватели, подготовившие лауреатов и дипломантов, награждаются дипломами «За высокий профессионализм и педагогическое мастерство».
4.5. Жюри имеет право присуждать не все премии и делить места между призерами.
5. Льготы лауреатам конкурса при поступлении в ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева».
5.1. Участники конкурса категорий «B», «C», участвовавшие в номинациях «Сольфеджио» и/или «Музыкальная литература» и получившие звание лауреата конкурса, при поступлении в ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева» на специальность «Теория музыки» освобождаются от устной части комплексного вступительного экзамена по специальности.
5.2. Участники конкурса категорий «B», «C», участвовавшие в номинации «Сольфеджио» и получившие звание лауреата конкурса, при поступлении в ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева» на специальность «Инструментальное исполнительство» освобождаются от устной части вступительного экзамена по сольфеджио.
5.3. Участники конкурса категорий «B», «C», участвовавшие в номинации «Сольфеджио» и получившие звание лауреата конкурса, при поступлении в ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева» на специальность «Хоровое дирижирование» освобождаются от устной части раздела «Сольфеджио» комплексного вступительного экзамена по специальности.
5.4. Участники конкурса категорий «B», «C», участвовавшие в номинации «Сольфеджио» и получившие звание лауреата конкурса, при поступлении в ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева» на специальности «Вокальное искусство», «Сольное и хоровое народное пение», освобождаются от раздела «Проверка музыкального слуха» комплексного вступительного экзамена по проверке музыкального слуха и актерского мастерства.
5.5. Указанные льготы действуют при поступлении в ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева» в 2018 г.
5.6. Лауреаты конкурса, поступающие в ГБПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева», должны предоставить в Приёмную комиссию оригиналы дипломов, подтверждающих звание лауреата.
Условия участия в конкурсе.
6.1.Участники конкурса категорий «A», «B», «C» имеют право выступать в двух номинациях конкурса, участники категорий «D», «Е» - в трех номинациях.
6.2. При выступлении одного участника в нескольких номинациях вступительный взнос оплачивается за каждую номинацию.
6.3. Образовательные учреждения подают анкету-заявку на участника до 23 октября 2017 г.по адресу электронной почты:
6.4. Анкета-заявка на участие в конкурсе предоставляется в электронном виде (форматы jpeg или pdf). Она должна быть заверена подписью руководителя учебного заведения и содержать следующие сведения:
· Ф.И.О.(полное) участника конкурса, дата рождения;
· Полное наименование музыкального учебного учреждения, почтовый адрес, индекс, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты;
· Ф.И.О.(полное) преподавателя/преподавателей;
· Домашний адрес участника, контактный телефон, e-mail;
· Номинация.
· Категория (с указанием класса/курса образовательного учреждения).
Образец заявки – см. Приложение 1.
Вместе с анкетой-заявкой высылаются в электронном виде (форматы jpeg или pdf):
· копия паспорта или свидетельства о рождении;
· справка об обучении в учреждении образования с указанием класса/курса, подписанная директором учреждения и заверенная печатью;
· цветная фотография участника (в электронном виде, формат jpeg);
· согласие на обработку персональных данных от совершеннолетнего участника конкурса – см. Приложение 3;
· согласие на обработку персональных данных от родителя (законного представителя) несовершеннолетнего участника конкурса – см. Приложение 4.
6.5. Подача анкеты-заявки в оргкомитет подтверждает согласие с условиями проведения конкурса.
6.6. Вступительный взнос — 500 рублей.
Оплата производится по безналичному расчету. Средства перечисляются на счет:
Получатель: Министерство финансов Нижегородской области
(ГБПОУ «НМУ им. М.А.Балакирева» л/с №24003050650)
ИНН 5262097165 КПП 526201001
БИК 042202001
КБК 05707040000000000130
ОКТМО 22701000
Р/с 40601810422023000001 в ВОЛГО-ВЯТСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ
Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД
«Вступительный взнос за участие во Всероссийском дистанционном детско-юношеском конкурсе по музыкально-теоретическим дисциплинам».
ЗАЯВКА
Первый тур — письменный.
Задания выполняются в течение 1 часа и присылаются организаторам конкурса в программе Skype (логин belikova.music) к указанному времени в виде графического файла (формат tiff, jpeg). Работу можно выполнить на нотной бумаге, затем сфотографировать или отсканировать.
Контрольные задания:
- Построение интервалов вверх и вниз от звука.
- Построение аккордов от звука вверх (кроме младшей группы).
- Построение гамм.
- Построение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
- Транспонирование на б.2 или м.3 вверх или вниз.
- Ритмическая группировка.
- Сочинить мелодию на заданную гармоническую последовательность, на заданный текст, на данный ритмический рисунок.
- В предложенных мелодиях проанализировать тональное развитие и записать тональный план.
- Записать тембровый диктант.
Второй тур — устный (on-line общение в программе Skype, время будет сообщено дополнительно).
Контрольные задания:
Определение на слух - согласно требованиям по возрастным категориям.
- Устный мелодический диктант (3 проигрывания).
- Последовательность интервалов вне лада (3 проигрывания).
- Последовательность аккордов в ладу (3 проигрывания).
Пение - согласно требованиям по возрастным группам.
- Гамм, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука.
- Мелодии с листа (уровень сложности соответствует учебной программе).
Теоретические и творческие задания.
- Реконструировать недостающие фрагменты в одноголосном или двухголосном примере – 3 проигрывания.
- Блиц-опрос по теоретическому материалу (согласно требованиям по возрастным группам).
- Из предложенных ритмических рисунков выбрать соответствующий исполненной мелодии - 2 проигрывания.
- Определить на слух элементы музыкальной речи в фрагменте музыкального произведения (лад, тональность, размер, ритмические фигуры, темп, динамика, фактура) – 2 прослушивания.
Требования по возрастным категориям по сольфеджио
Категория «А»:
Интервалы: ч1 — ч8, ув 4, ум5.
Тональности: до 3 знаков при ключе.
Аккорды вне лада: Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64, D7.
Аккорды в тональности: Трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 с разрешением.
Категория «B»:
Интервалы: ч1 — ч8, ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4.
Тональности: до 5 знаков при ключе.
Аккорды вне лада: Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64, D7 с обращениями, VIIм7, VIIум7.
Аккорды в тональности: Трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешениями, D7 с обращениями и разрешением, VIIм7, VIIум7 с разрешением 2 способами.
Категория «C»:
Интервалы: ч1 — ч8, ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4.
Тональности: до 7 знаков при ключе.
Аккорды вне лада: Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64, D7 с обращениями, VIIм7, VIIум7, Ув35, Ум35 .
Аккорды в тональности: Трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешениями, D7 с обращениями и разрешением, VIIм7, VIIум7 с разрешением 2 способами, Ув35, Ум35 (в натуральном и гармоническом виде) с разрешением, II7 с разрешением 2 способами.
Категория «D»:
Интервалы: ч1 — ч8, ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4. Ум.3, ув.6.
Тональности: до 7 знаков при ключе.
Семиступенные диатонические лады, пентатоника.
Аккорды вне лада: Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64, D7, Ув35, Ум35, VIIм7, VIIум7 с обращениями.
Аккорды в тональности: Трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешениями, D7 с обращениями и разрешением, VIIм7, VIIум7 с обращениями и разрешениями 2 способами, Ув35, Ум35 (в натуральном и гармоническом виде) с разрешением, II7 с обращениями и разрешениями 2 способами, трезвучия побочных ступеней лада (в натуральном виде мажора и минора) с обращениями и разрешениями.
Категория «Е»:
Тональности до 7 знаков при ключе.
Альтерированные звукоряды и хроматические гаммы.
Составные интервалы.
Хроматические интервалы: ум.3, ув.6, ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.3, ум.6, дв.ув.4, дв.ум.5, дв.ув.1, дв.ум.8 с разрешением.
Аккорды вне лада: Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64, Ув35, Ум35, Ум6, Ум64, малые и большие септаккорды с обращениями.
Аккорды в тональности: Трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешениями, D7 с обращениями и разрешением, VIIм7, VIIум7 с обращениями и разрешениями 2 способами, Ув35, Ум35 (в натуральном и гармоническом виде) с разрешением, II7 с обращениями и разрешениями 2 способами, трезвучия побочных ступеней лада (в натуральном виде мажора и минора) с обращениями и разрешениями, DD7 с обращениями и разрешениями, DDVII7 с обращениями и разрешениями.
Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства.
Первый тур — письменный.
Задания выполняются в течение 1 часа и присылаются организаторам конкурса в программе Skype (логин belikova.music) к указанному времени в виде графического файла (формат tiff, jpeg). Работу можно выполнить на нотной бумаге, затем сфотографировать или отсканировать.
Контрольные задания:
- Построение интервалов вверх и вниз от звука.
- Построение аккордов от звука вверх и вниз.
- Построение звукорядов.
- Построение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
- Транспонирование на любой интервал вверх или вниз.
- Ритмическая группировка.
- Сочинить мелодию на заданную гармоническую последовательность, на заданный текст, на данный ритмический рисунок.
- В предложенных мелодиях проанализировать тональное развитие и записать тональный план.
Второй тур — устный (on-line общение в программе Skype, время будет сообщено дополнительно).
Контрольные задания:
1. Определение терминов курса «Элементарная теория музыки» (блиц-опрос).
2. Построение звукорядов, интервалов, аккордов от звука вверх и вниз.
3. Построение интервалов и аккордов в тональности с разрешением.
4. Определение ошибок в заданных элементах музыкальной речи.
5. Творческие задания по указанным требованиям.
Конкретные задания обоих туров даются с учетом курса, на котором обучается участник конкурса.
Требования по элементарной теории музыки
Категория «D»:
Музыкальный звук, его свойства. Обертоновый ряд.
История музыкальной нотации. Ключи До.
Метр, ритм, темп.
Интервалы (простые, составные, характерные, хроматические) в тональности и от звука. Аккорды: главные трезвучия, побочные трезвучия, Ув.35 и Ум.35, D7, II7, VII7, DD7, DDVII7 (все указанные аккорды с обращениями и разрешениями, в тональности и от звука).
Лады: мажор и минор 3 видов, пентатоника, семиступенные диатонические лады.
Альтерированный звукоряд мажора и минора.
Хроматическая гамма мажора и минора.
Альтерированные аккорды D- и S-групп (согласно учебной программе дисциплины).
Тональности I степени родства.
Мелодия.
Период.
Первый тур — письменный.
Задания выполняются в течение 1 часа и присылаются организаторам конкурса в программе Skype (логин belikova.music) к указанному времени в виде графического файла (формат tiff, jpeg). Работу можно выполнить на нотной бумаге, затем сфотографировать или отсканировать.
Контрольные задания:
1. Письменная гармонизация мелодии или баса.
2. Реконструкция нотного текста в гармоническом четырехголосии.
3. Досочинение музыкального фрагмента в фактуре.
Примечание: в работе не обязательно будут представлены все три вида заданий.
Второй тур — устный (on-line общение в программе Skype, время будет сообщено дополнительно).
Контрольные задания:
1. Продолжить на фортепиано данный гармонический оборот.
2. Сочинить на фортепиано начальный гармонический оборот к заданной каденции.
3. Гармонический анализ музыкального фрагмента по нотному тексту.
Требования по гармонии
Категория «Е»:
1. Все темы курса гармонии до модуляции в тональности диатонического родства включительно (для специальностей «Инструментальное исполнительство», «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство», «Сольное и хоровое народное пение», «Музыкальное искусство эстрады»).
2. Все темы курса гармонии до постепенной модуляции на 3-6 знаков включительно для специальности «Теория музыки».
Конкретные задания обоих туров даются с учетом курса и специальности, на которых обучается участник конкурса.
Условия проведения конкурса в номинации «Музыкальная литература»
Первый тур — письменный.
1. Викторина. В предложенных номерах, название и автор которых не указаны, определить композитора, произведение, часть, раздел, тему.
2. Жанровая викторина. Определить жанр предложенных фрагментов музыкальных произведений.
3. Письменная работа, связанная с материалом, изучаемым в рамках предмета «Музыкальная литература».
Задания выполняются в течение 1 часа и присылаются организаторам конкурса в программе Skype (логин belikova.music) к указанному времени в виде текстового файла (формат doc, docx, odt).
Второй тур — устный (on-line общение в программе Skype, время будет сообщено дополнительно).
Каждому участнику будут заданы вопросы, связанные с темой (темами) из курса музыкальной литературы.
Учащиеся должны быть готовыми к следующим формам заданий:
- пояснить музыкальные термины соответственно программе музыкальной литературы,
- определить произведение, автора, назвать участников эпизода и место действия по видеофрагменту или фото,
- уметь определить композитора по портрету,
- уметь определить тембры инструментов симфонического и народного оркестра,
- проявить эрудицию в знании истории музыкальных жанров,
- назвать выдающихся композиторов, исполнителей-виртуозов, известных певцов XVIII-XXI вв., известные музыкальные коллективы XX – XXI вв.,
- «Музыкальный редактор»: найти заведомо ложные, ошибочные утверждения в тексте и исправить их,
- определить на слух или по видеофрагменту стиль и жанр неизвестных музыкальных произведений.
Музыкальные произведения
Категория «А».
М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Э. Григ.«Пер Гюнт».
П.И. Чайковский. «Детский альбом».
П.И. Чайковский. «Времена года».
И.-С.Бах.Токката и фуга d-moll.
«Хорошо темперированный клавир». Прелюдия и фуга C-dur, c-moll.
«Французская сюита с-moll. Аллеманда, куранта сарабанда, жига.
Й. Гайдн.Симфония № 103 Es-dur, соната e-moll, соната D-dur.
Категория «B».
И.-С.Бах.Токката и фуга d-moll.
«Хорошо темперированный клавир». Прелюдия и фуга C-dur, c-moll.
«Французская сюита с-moll. Аллеманда, куранта сарабанда, жига.
Й. Гайдн.Симфония № 103 Es-dur, соната e-moll, соната D-dur.
В. Моцарт.Симфония № 40 g-moll, соната № 11 A-dur, Опера «Свадьба Фигаро».
Л. ван Бетховен. Симфония № 5, Соната № 8 «Патетическая», Увертюра «Эгмонт».
Ф. Шуберт. Симфония № 8 h-moll.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Мельник и ручей».
Песни: «Серенада», «Форель», «Лесной царь», «Баркарола», «Ave Mariа».
Музыкальный момент № 6 f-moll.
Ф. Шопен.Этюд № 12 c-moll «Революционный», №1 C-dur.
Полонез A-dur,
Ноктюрны f-moll, Es-dur.
Прелюдии e-moll, c-moll, A-dur.
Мазурки ор. 56 № 2 C-dur, ор. 68 № 2 a-moll.
Вальс cis-moll.
Э. Григ. «Пер Гюнт».
М.И. Глинка.Оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».
«Камаринская»: 2 темы, «Вальс-фантазия».
Романсы «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня».
А.С. Даргомыжский.Опера «Русалка».
Романсы «Старый капрал», «Титулярный советник».
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Симфония № 2.
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
Фортепианный цикл «Картинки с выставки»:
«Прогулка», «Быдло», «Старый замок», «Тюильрийский сад»,
«Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»,
«Богатырские ворота».
Н.А. Римский-Корсаков.Опера «Снегурочка»; Симфоническая сюита «Шехеразада», I ч.
П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»; Симфония № 1 «Зимние грезы», «Детский альбом», «Времена года».
С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; балет «Ромео и Джульетта»,
симфония №7, I ч.
Категория «C».
И.-С.Бах.Токката и фуга d-moll.
«Хорошо темперированный клавир». Прелюдия и фуга C-dur, c-moll.
«Французская сюита с-moll. Аллеманда, куранта сарабанда, жига.
Й. Гайдн.Симфония № 103 Es-dur, соната e-moll, соната D-dur.
В. Моцарт.Симфония № 40 g-moll, соната № 11 A-dur, Опера «Свадьба Фигаро».
Л. ван Бетховен. Симфония № 5, Соната № 8 «Патетическая», Увертюра «Эгмонт».
Ф. Шуберт. Симфония № 8 h-moll.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Мельник и ручей».
Песни: «Серенада», «Форель», «Лесной царь», «Баркарола», «Ave Mariа».
Музыкальный момент № 6 f-moll.
Ф. Шопен.Этюд № 12 c-moll «Революционный», №1 C-dur.
Полонез A-dur,
Ноктюрны f-moll, Es-dur.
Прелюдии e-moll, c-moll, A-dur.
Мазурки ор. 56 № 2 C-dur, ор. 68 № 2 a-moll.
Вальс cis-moll.
Э. Григ. «Пер Гюнт».
М.И. Глинка.Оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».
«Камаринская»: 2 темы, «Вальс-фантазия».
Романсы «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня».
А.С. Даргомыжский.Опера «Русалка».
Романсы «Старый капрал», «Титулярный советник».
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Симфония № 2.
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
Фортепианный цикл «Картинки с выставки»:
«Прогулка», «Быдло», «Старый замок», «Тюильрийский сад»,
«Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»,
«Богатырские ворота».
Н.А. Римский-Корсаков.Опера «Снегурочка»; Симфоническая сюита «Шехеразада», I ч.
П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»; Симфония № 1 «Зимние грезы», «Детский альбом», «Времена года».
С.В. Рахманинов.Концерт для фортепиано с оркестром № 2, I ч.
Прелюдия cis-moll.
С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; балет «Ромео и Джульетта»,
Симфония №7, I ч.
Д.Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская», I ч.
А.И. Хачатурян. Скрипичный концерт; Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».
Р. Щедрин. «Кармен-сюита»; «Озорные частушки».
Категория «D».
И.С. Бах.ХТК. 1 том: С-dur, с-moll, cis-moll, D-dur, d-moll, es-moll, e-moll, F-dur, f-moll, Fis-dur, G-dur, g-moll, Gis-dur, A-dur, b-moll, h-moll. 2 том: gis-moll, h-moll, e-moll.
Месса h-moll №№ 1 («Kyrie eleison»), 2 («Christe eleison»), 1 («Kyrie eleison»), 4 («Gloria»), № 15 («Et incarnatus»), № 16 («Crucifiхus»), № 17 («Et resurrexit»), № 22 («Hosanna»), № 23 («Agnus Dei»), №24 («Dona nobis pacem»).
«Страсти по Матфею» №№ 1, 12, 26, 47, 72, 78.
Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга, Французская сюита c-moll, Токката и фуга d-moll, Пассакалия c-moll, Хоральные прелюдии f-moll и Es-dur.
Г.Ф. Гендель. «Мессия» (хор «Аллилуйя»).
Й. Гайдн. Симфонии №103, 104. Сонаты D-dur, e-moll, Es-dur.
«Времена года»: Гроза (№ 19) , Хор охотников (№ 29).
В.А. Моцарт. «Свадьба Фигаро»: Увертюра, Дуэт Фигаро и Сюзанны (№ 1, 2) , Каватина Фигаро (№ 3), Дуэт Сюзанны и Марцелины (№ 5), Ария Керубино, (№ 6), трио Базилио, Графа и Сюзанны (№ 7), Ария Фигаро (№ 9), Ариетта Керубино (№ 11), Каватина Барбарины (№ 23), Ария Фигаро (№ 26), Ария Сюзанны (№ 27).
«Дон Жуан»: Увертюра, Интродукция (№ 1, 2,), Ария Эльвиры (№ 3), Ария Лепорелло (№ 4), дуэт Церлины и Мазетто с хором (№ 5), дуэттино Церлины и Дон Жуана (№ 7), Ария Донны Анны (№ 10), Ария Дон Жуана (№ 11), сцена на кладбище (№ 22), финал оперы (№№ 24, 25, 26).
Симфонии № 40, 41.
Сонаты № 8, 11.
Реквием: № 1 (Requiem aeternam), № 3 (Dies irae), № 7 (Confutatis), № 8 (Lacrimosa).
К.В. Глюк. «Орфей» Ария Орфея («Потерял я Эвридику», 3 д.), Сцена с фуриями (2 д.).
Л. Бетховен. Симфонии № 3, 5, 9. Увертюра «Эгмонт».
Сонаты №№ 8, 14, 21, 23.
Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром.
Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лесной царь», «Маргарита за прялкой».
Симфония № 8.
Категория «Е».
И.С. Бах.ХТК. 1 том: С-dur, с-moll, cis-moll, D-dur, d-moll, es-moll, e-moll, F-dur, f-moll, Fis-dur, G-dur, g-moll, Gis-dur, A-dur, b-moll, h-moll. 2 том: gis-moll, h-moll, e-moll.
Месса h-moll №№ 1 («Kyrie eleison»), 2 («Christe eleison»), 1 («Kyrie eleison»), 4 («Gloria»), № 15 («Et incarnatus»), № 16 («Crucifiхus»), № 17 («Et resurrexit»), № 22 («Hosanna»), № 23 («Agnus Dei»), №24 («Dona nobis pacem»).
«Страсти по Матфею» №№ 1, 12, 26, 47, 72, 78.
Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга, Французская сюита c-moll, Токката и фуга d-moll, Пассакалия c-moll, Хоральные прелюдии f-moll и Es-dur.
Г.Ф. Гендель. «Мессия» (хор «Аллилуйя»).
Й. Гайдн. Симфонии №103, 104. Сонаты D-dur, e-moll, Es-dur.
«Времена года»: Гроза (№ 19) , Хор охотников (№ 29).
В.А. Моцарт. «Свадьба Фигаро»: Увертюра, Дуэт Фигаро и Сюзанны (№ 1, 2) , Каватина Фигаро (№ 3), Дуэт Сюзанны и Марцелины (№ 5), Ария Керубино, (№ 6), трио Базилио, Графа и Сюзанны (№ 7), Ария Фигаро (№ 9), Ариетта Керубино (№ 11), Каватина Барбарины (№ 23), Ария Фигаро (№ 26), Ария Сюзанны (№ 27).
«Дон Жуан»: Увертюра, Интродукция (№ 1, 2,), Ария Эльвиры (№ 3), Ария Лепорелло (№ 4), дуэт Церлины и Мазетто с хором (№ 5), дуэттино Церлины и Дон Жуана (№ 7), Ария Донны Анны (№ 10), Ария Дон Жуана (№ 11), сцена на кладбище (№ 22), финал оперы (№№ 24, 25, 26).
Симфонии № 40, 41.
Сонаты № 8, 11.
Реквием: № 1 (Requiem aeternam), № 3 (Dies irae), № 7 (Confutatis), № 8 (Lacrimosa).
К.В. Глюк. «Орфей» Ария Орфея («Потерял я Эвридику», 3 д.), Сцена с фуриями (2 д.).
Л. Бетховен. Симфонии № 3, 5, 9. Увертюра «Эгмонт».
Сонаты №№ 8, 14, 21, 23.
Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром.
Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лесной царь», «Маргарита за прялкой».
Симфония № 8.
Р. Шуман. «Карнавал», «Любовь поэта».
Ф. Лист.«Прелюды», Соната си-минор, Венгерская рапсодия № 2, «Кампанелла».
И. Брамс.Симфония № 4.
Р. Вагнер.«Лоэнгрин» 1 д., 3 д.
Д. Верди.«Аида», «Риголетто» (вступление, песня Герцога, баллада Герцога, ария Джильды из 1 д., сцена Риголетто из 2 д., квартет из 3 д.), «Травиата» (застольная, ария Виолетты из 1 д., сцена Виолетты и Жермона).
Ж. Бизе. «Кармен».
М.И. Глинка.«Иван Сусанин», «Камаринская», романс «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня».
А.С. Даргомыжский.«Русалка»(1 и 3 д.),«Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк», «Мне грустно».
А.П. Бородин.«Князь Игорь», симфония № 2.
М.П. Мусоргский.«Борис Годунов», «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти».
Н.А. Римский-Корсаков.«Снегурочка», «Царская невеста», «Шехеразада».
П.И. Чайковский.«Евгений Онегин», «Пиковая дама», 6 симфония.
Конкретные задания обоих туров даются с учетом класса/курса, на котором обучается участник конкурса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к Положению о Всероссийском дистанционном детско-юношеском конкурсе по музыкально-теоретическим дисциплинам
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
ознакомления с Порядком проведения Всероссийского дистанционного конкурса
Я, __________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
__________________________________________________________________,
(число, месяц, год рождения)
Гражданство:_____________________________________________________,
Адрес места регистрации:
__________________________________________________________________,
Паспорт________________, выдан __________________________________________________________________
(кем и когда)
подтверждаю, что с условиями и требованиями по проведению Всероссийского дистанционного конкурса ознакомлен (а).
В силу Федерального Закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ даю согласие организаторам конкурса на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию собственных персональных данных, а также своей конкурсной работы, в том числе в сети «Интернет».
дата «______»__________2017 г. Подпись____________ /_________________/
(Ф. И.О.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к Положению о Всероссийском дистанционном детско-юношеском конкурсе по музыкально-теоретическим дисциплинам
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
ознакомления родителя (законного представителя)
с Порядком проведения Всероссийского дистанционного конкурса
Я, __________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
__________________________________________________________________,
(число, месяц, год рождения)
Гражданство:_____________________________________________________,
Адрес места регистрации:
___________________________________________________________________,
Паспорт________________, выдан _________________________________________________________________
(кем и когда)
как родитель (законный представитель)
__________________________________________________________________,
(Ф.И.О. несовершеннолетнего)
__________________________________________________________________,
(число, месяц, год рождения несовершеннолетнего)
Адрес места регистрации:
___________________________________________________________________,
Паспорт________________, выдан __________________________________________________________________
(кем и когда)
на основании
___________________________________________________________________
(документ, подтверждающий, что субъект является законным представителем несовершеннолетнего)
подтверждаю, что ознакомлен(а) с условиями и требованиями по проведению Всероссийского дистанционного конкурса и представляю организаторам конкурса свое согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных
________________________________________________________________
(Ф.И.О. несовершеннолетнего)
а также его конкурсной работы, в том числе в сети «Интернет».
дата «______»__________2017 г. Подпись____________ /_________________/
(Ф. И.О.)
Информационное письмо
Всероссийский дистанционный
Детско-юношеский конкурс
по музыкально-теоретическим дисциплинам
г. Нижний Новгород
09-23 ноября 2017 г.
Министерство культуры Нижегородской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки», Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр художественного образования», Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М. А. Балакирева» объявляют о проведении Всероссийского дистанционного детско-юношеского конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам среди учащихся ДМШ, ДШИ, музыкальных училищ и колледжей. Данный проект объединяет ключевые теоретические предметы, по которым ведется обучение в музыкальных образовательных учреждениях системы предпрофессионального и среднего профессионального образования России и стран ближнего зарубежья.
Всероссийский дистанционный детско-юношеский конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам призван популяризировать музыкально-теоретические дисциплины в сфере детского музыкального образования, активизировать просветительскую деятельность в области классического музыкального искусства, способствовать сохранению и развитию лучших педагогических традиций нижегородской и отечественной школ, повышению качества научно-методической работы, повышению квалификации преподавателей, совершенствованию педагогического мастерства и обмену профессиональным опытом преподавателей образовательных учреждений искусств г. Нижнего Новгорода, Нижегородской области и других субъектов РФ.
УТВЕРЖДАЮ
_________________
С.А. Горин,
Министр культуры Нижегородской области
«___»______________2017 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийско