Соната в творчестве венских классиков.
I. Ответь на вопросы:
1. Какая из пройденных сонат наиболее характерна для творчества Гайдна и почему?
2. Для какого инструмента писал свои сонаты Гайдн? а Моцарт? а Бетховен?
3. Сколько сонат создали Гайдн? Моцарт? Бетховен?
4. Есть ли связь между Главной и Побочной партиями в сонате Гайдна ми минор?
5. В чем состоит необычность цикла в сонате Моцарта Ля мажор?
6. Какова форма первой части сонаты №11 Моцарта? Что такие вариации?
Какие виды вариаций бывают и какой вид вариаций использован в этой сонате?
7. Чем музыка сонат Бетховена отличается от музыки сонат Гайдна и Моцарта и почему?
8. Чем необычна 1 часть Восьмой сонаты Бетховена? Что означает ее название? Какова роль вступления? Сколько раз и где оно звучит в первой части?
9. В каких тональностях в сонате №8 звучит Побочная партия в экспозиции и репризе? О чем это говорит?
10. В чем своеобразие сонаты №14 Бетховена? Сколько в ней частей и какие они? Почему 2 часть звучит в ре-бемоль мажоре?
11. Где находится драматическая кульминация сонаты №14?
12. Какая часть сонаты №14 написана в сонатной форме, почему? Сравни с сонатой №8. Чему подчинена последовательность частей в сонате №14?
13. Что означает название сонаты Бетховена №23? Есть ли в ней тема судьбы и где?
II. Определи отличительные черты сонаты Гайдна ре мажор, особенности ее строения.
Разберись в жанровой основе тем в сонатах Гайдна ми минор и ре мажор.
Вспомни, какие жанры использовали венские классики для вторых частей своих сонат.
Объясни, почему финал сонаты Моцарта №11 называется “турецким маршем”? В чем особенности его строения?
Охарактеризуй содержание и особенности сонаты Бетховена №14.
III.Угадай темы:
IV.Угадай тему с пяти нот:
У.Выбери верный ответ
1. Соната №14 Бетховена называется ... а) - “Аврора”, б) - “как бы фантазия”, в) - “Патетическая”, г)- “Лунная”, д) - “Аппассионата”
2. Соната №8 Бетховена называется… а) - “Аврора”, б)- “как бы фантазия”, в)- “Патетическая”, г)- “Лунная”, д)- “Аппассионата”
3. Соната, название которой дал сам Бетховен… а)- “Аврора”, б) -“как бы фантазия”, в)- “Патетическая”, г)- “Лунная”, д)-“Аппассионата”
4. Кому посвящена соната Бетховена №8… а)- Дж. Гвиччарди, б)-Лихновскому, в)- Моцарту
5. Первая часть сонаты Моцарта №11 написана в… а)- сонатной форме, б)- форме вариаций, в)- сложной трехчастной форме
СИМФОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ.
I. Ответь на вопросы:
1. Что такое симфония? Почему она считается самым сложным жанром музыкального искусства?
2. Кто явился предшественником венских классиков в создании симфонии?
3. Кого считают отцом классической симфонии и почему?
4. Каков был оркестр у Гайдна? Что изменил Бетховен?
5. Вспомнив строение сонатно-симфонического цикла, уясни, какая часть цикла определяет характер целого? В какой форме она пишется? Объясни почему.
6. Какая часть симфонического цикла жанровая? Что это значит?
7. Что такое “Лондонские симфонии”, кто их автор?
8. Что такое “тремоло литавр”, в каком разделе и в какой симфонии оно звучит?
Какова роль вступления в 1 части этой симфонии?
9. Что общего между Главной и Побочной партиями в симфонии Гайдна №103?
10.В чем заключается ладовое своеобразие тем второй части симфонии Гайдна №103? В какой форме написана эта часть? Что происходит с темами в процессе развития?
12. Когда и где Моцарт создал симфонию №40? Какая музыкальная форма наиболее часто встречается в ней?
13. Чем характер основной темы финала отличается от Главной темы 1 части?
14. В чем заключается единство цикла? Каково значение финала (сравни с симфонией №103 Гайдна).
15. Что нового внес Бетховен в симфонию?
16. Где находится драматическая кульминация 1 части Пятой симфонии Бетховена?
17. Каков выразительный смысл речитатива гобоя и где он звучит?
18. В каких частях и разделах симфонии №5 звучит “мотив судьбы”?
19. В каких темах Пятой симфонии ощущается ритм марша? Случайно ли это?
20. Какую тему Пятой симфонии можно считать лейтмотивом?
21. В каких симфониях Бетховена отражены образы героической борьбы?
22. В чем заключается новаторство Девятой симфонии Бетховена? Каково ее значение в творческом пути композитора?
23.О каких симфониях и каких композиторов идет речь?
а) “А симфония _________?_______, наверное, станет самой его любимой. Сможет ли он еще когда-нибудь столь же точно передать то, что порой так явственно и остро чувствует? Смятение, щемящая грусть или целый шквал страстей, в которых, наверное, не удастся до конца разобраться? Он, как сейчас, помнит момент, когда она вся вдруг зазвучала, да, да - вся разом! Этого никто не может понять, когда он рассказывает. Но ведь он сразу услышал ее. Сначала ему показалось, что кто-то тихо, вполголоса напевает ему что-то очень тревожное, взволнованное. Он услышал эту тему, такую трепетную, близкую и в то же время незнакомую, и она мгновенно закружилась и понеслась куда-то вдаль, то изменяясь, то появляясь вновь. А затем возникла другая - более изящная и спокойная тема, и они устремились вперед вместе, влекомые каким-то неведомым “вечным” движением. На время - в ясной, спокойной второй части - оно уступит место чудесному, блаженному покою Анданте или Менуэту, музыка которого скорее драматична, чем танцевальна. Но потом это движение возникает вновь, и финал симфонии стремительно парит, как бы продолжая и заканчивая то, о чем рассказывалось в начале симфонии”.
б) “Замысел “____?_________” ____?________ долго вынашивал, давно мечтая посвятить симфонию очень дорогой для него теме - теме природы. Сколько раз природа возвращала ему бодрость, радость и вдохновение! Ее бесконечно разнообразный мир в тяжкие минуты нередко заменял ему общество друзей. “Никто не может любить природу, как я, - говорил композитор . - Леса, деревья и скалы шлют тот отклик, которого ждет сердце человека”.
в) “В __?_____ он подводил итог всему, о чем говорил прежде в отдельных произведениях, - о жизни, смерти, любви, борьбе. Такой задачи не ставил себе, кажется, еще ни один композитор! Он хорошо понимал это. Равно, как и то, что решать ее надо было совершенно новыми средствами”. (М. Зильберквит “Рассказы о симфонии”)
г) З.Шпет в книге “Великие симфонии” (1840) к одной из симфоний классиков сделал следующую подтекстовку ее главной темы:
“И с улыбкой, и песней веселой отправляемся мы на прогулку,
Напеваем мелодию звонко, начиная симфонию эту…”
О какой симфонии идет речь? Верно ли, на твой взгляд, такое понимание ее характера?
II. Выбери правильный ответ:
1. Симфония, первая часть которой открывается медленным вступлением ... а)- №103 Гайдна, б)- №40 Моцарта, в)- №5 Бетховена, г)- №9 Бетховена
2. Симфония, четвертая часть которой написана в сонатной форме... а)- №103 Гайдна, б)- №40 Моцарта, в)- №5 Бетховена, г)- №9 Бетховена
3. Симфония, третья часть которой - скерцо ... а)- №103 Гайдна, б)-№40 Моцарта, в)- №5 Бетховена, г)- №9 Бетховена
4. В финале симфонии участвует хор… а)- №5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна
5. В симфонии звучит “мотив судьбы”… а)- №5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна
6. Симфония, начинающаяся с тремоло литавр… а)- №5 Бетховена, б)-№9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна
7. Во вступлении звучат две контрастные темы, воплощающие образы враждебных сил… а)- №5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г) №103 Гайдна
8. Тональное соотношение Г.п. - П.п. в 1 части симфонии - Es-dur B-dur… а)-№5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна
9. Симфонии, вторые части которых написаны в форме двойных вариаций… а)- №5 Бетховена, б)-№9 Бетховена, в)-“Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна
10.”Часы”, “Медведь”, “Учитель”, “Военная” - эти ________________ сочинил… а) - Моцарт, б)- Бетховен, в)- Гайдн
11.Симфонии “Юпитер”, “Пражская” принадлежат перу… а) -Моцарта, б)-Бетховена, в)- Гайдна
12.Симфонии “Героическую”, “Пасторальную” создал… а)-Моцарт, б)-Бетховен, в)- Гайдн
13.Название симфонии Гайдна №103… а)- “Прощальная”, б)-“С тремоло литавр”, в)- “Сюрприз”
14.Симфонии, которые не принадлежат Гайдну… а)-“Военная симфония”, б)- “Пасторальная симфония”, в)-Прощальная симфония”, г)-“Симфония с тремоло литавр”, д)-“Героическая”
15.Вид симфонического оркестра, который сформировался в творчестве Гайдна… а)- тройной, б)- парный, в)-большой, г)- камерный
16.Слышал ли Моцарт последние симфонии Гайдна… а)- да, б)- нет
17. Количество симфоний в творческом наследии Моцарта… а)- 104, б)-41, в)- 9
III. Гайдн сочинил 104 симфонии. Моцарт - __?__, Бетховен - ___?____. Найди в этой последовательности закономерность. Попробуй объяснить.
Сравни третьи части симфоний №103 Гайдна и №40 Моцарта: какая из них более соответствует жанру менуэта, а какая лишена явной танцевальности, постарайся объяснить.
Расскажи о Девятой симфонии Бетховена (история создания, премьера, новизна, идея и т.д.)
Размеры симфоний Бетховена значительно превышают размеры симфоний Гайдна и Моцарта. Попробуй объяснить.
По воспоминаниям современников, однажды во время исполнения Пятой симфонии Бетховена присутствовавшие в зале французские гренадеры встали и отдали салют. Подумай, музыка какой части побудила их к такому действию и почему?
В финал 5 симфонии Бетховен впервые вводит тромбон, флейту-пикколо, контр фагот, подумай, почему?
Подумай, зачем в область чисто инструментальной музыки Бетховен вводит слово, звучание человеческого голоса?
IV. Определи следующие фрагменты:
V. Угадай фрагменты следующих тем:
VI. Определи верные тональности:
Симфония Моцарта №40 d moll
Симфония Бетховена №5 Es dur
Побочная партия 1 части симфонии №40 Моцарта cis moll
Симфония Гайдна №103 c moll
Побочная партия 1 части симфонии Гайдна №103 A dur
2 часть симфонии Бетховена №5 B dur
Соната Моцарта № 11 As dur
Соната Бетховена № 8 g moll
Соната Бетховена № 14 f moll
Побочная партия 1 части симфонии №5 Бетховена
Симфония Бетховена №9
Увертюра Бетховена “Эгмонт”