Творчество с. в. рахманинова

1. "Лирика - один из источников обновления русского искусства на рубеже 19 - 20 веков. Лирика объективная, страстная, полная энергии и напряжения. В произведениях писателей просвечивает личность автора с его взволнованным отношением к изображаемому. Возрастает значение прямой речи, "авторского монолога", автор наделяет героев своими собственными мыслями и переживаниями. Это требовало, с одной стороны, экспрессии, ярких контрастов, с другой стороны - тонкой психологической нюансировки, чтобы передать многочисленные оттенки эмоционального состояния. Нет, не пейзаж влечет меня, не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит любовь и радость бытия. ( И.А. Бунин)

В области изобразительного искусства того времен наблюдается развитие пейзажной лирики. И.И.Левитан - создатель нового типа пейзажа - "пейзажа-настроения". "В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам, - это трудно выразить словом, это так похоже на музыку" (К.А.Коровин).

Вспомни прослушанные прелюдии Рахманинова. Связана ли его музыка с этими явлениями в русской литературе и живописи того времени? Найди и рассмотри пейзажи Левитана. Какие его картины могут служить иллюстрациями к произведениям Рахманинова?

2. Охарактеризуй музыку Рахманинова.

(подсказка: "Эмоционально-приподнятая музыка Рахманинова опирается на глубинные русские духовные традиции. В ней запечатлелись многообразные образы, выросшие из корней православного сознания… Это и ожидание русского Апокалипсиса, и поиски высшего смысла жизни, и щемящее чувство скорби по утраченным духовным идеалам. В сочинениях Рахманинова с обнаженной непосредственностью выразилось издревле присущие русскому человеку представления о двуединой основе мира, где столкнулись Божье и антихристово, Свет и тьма".

Романтически-возвышенное чувство единения с родной землей, с ее историей и православной верой никогда не покидало Рахманинова. Поэтому так важна в его творчестве тема родины, России»)

3. Какое главное средство выразительности у Рахманинова? Традиции какого композитора он продолжает?

Кто, на твой взгляд, прав в этом споре: А.Шенберг или С.Рахманинов?

"мелодия - первобытное средство музыкального выражения. Ее назначение в том, чтобы представить музыкальную мысль путем многократных повторений (тематическая разработка) и возможно медленного развития (вариации) - так, чтобы ее мог себе усвоить всякий, даже с трудом усваивающий. С слушателем поступают так, как взрослый с ребенком или разумный с идиотом. На интеллект, интенсивно и быстро работающий, это производит впечатление обидного вдалбивания..."

"Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление… Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова - главная жизненная цель композитора. Если он не способен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством…"

4. Какие жанры включает фортепианное наследии Рахманинова? Что нового он внес в прочтение старых жанров?

5. Вспомни, что такое концерт? Что характерно для этого жанра?

Сколько концертов для фортепиано с оркестром написал Рахманинов? Какой самый популярный? Писал ли он концерты для других инструментов? Почему?

Традиционно ли во Втором фортепианном концерте соотношение солиста и оркестра? Подробнее расскажи о цикле.

Подумай, какой пейзаж ассоциируется музыкой 2 части концерта? Меняется ли картина или она неподвижна? В каких взаимоотношениях находятся инструменты? Буря или гармония покоя слышны в этой музыке? Какое значение имеет то, что сначала основная тема звучит у флейты, затем у фортепиано, а в конце у скрипок?

6. Какова роль фортепианного сопровождения в романсах Рахманинова? Вот что сказал композитор о романсе "Ночь печальна": "собственно, не ему (то есть певцу) нужно петь, а аккомпаниатору на рояле". Как объяснить эти слова? К каким другим романсам Рахманинова следует применить эти слова?

7. Какие романсы написаны на стихи Ф.Тютчева? А на стихи женщин-поэтов?

8. Реши музыкальную задачу "Телефон". Кто авторы слов этих романсов?

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

9. Вспомни, какие виды романсов встречались в творчестве русских композиторов. Распредели романсы Рахманинова по следующим видам:

Русская песня -

Восточный романс -

Романс - сцена - диалог -

Любовная лирика -

Пейзажная лирика –

10.Определи следующие фрагменты:

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ МУЗЫКЕ___

1.

1. Хоровой концерт а capella - достижение композиторов... XVII, XVIII, XIX века.

2. Опера, симфония, романс - ведущий жанр творчества композиторов XVIII века.

3. Национальная композиторская школа сформировалась в России в XVIII, XIX, XX веке.

4. Тема борьбы человека за свое право на счастье нашла отражение в искусстве в конце XVIII, начале XIX, во второй половине XIX века.

5. Хоровой концерт a capella - высшая форма творчества Хандошкина, Бортнянского, Верстовского.

6. Хандошкин, Алябьев, Фомин - русский композитор-скрипач, один из первых создателей русской скрипичной сонаты.

7. Алябьев, Глинка, Чайковский - автор бытовых романсов.

8. Фомин, Глинка, Даргомыжский создал первую русскую классическую оперу.

9. Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков - создатель вокальных монологов.

10. Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский положил начало трем типам симфонизма: эпическому, лирико-драматическому, жанровому.

11. Бородин, Римский-Корсаков, Балакирев - руководитель музыкального содружества "Могучая кучка".

12. Бортнянский, Даргомыжский, Чайковский - современник Глинки.

13. Алябьев, Варламов, Глинка в своем творчестве не ограничивается рамками бытового изображения народной жизни, а стремится отобразить характер, "образ мыслей и чувствований народа".

14. Варламов, Гурилев, Глинка уделяет внимание не только городскому фольклору, но и старинной крестьянской песне.

15. Мусоргский называет Глинку, Даргомыжского, Римского-Корсакова "великим учителем музыкальной правды в музыке".

16. Глинка, Даргомыжский, Бородин - первый представитель критического реализма в музыке.

17. "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды" - творческое кредо Глинки, Даргомыжского, Бородина.

18. "Борис Годунов", "Хованщина", "Сорочинская ярмарка" - оперы Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского.

19. "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь" - социальная народная драма.

20. В опере "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь" хоры получили ведущую роль в развитии драматического конфликта.

21. Драматургия в опере "Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Князь Игорь" основана на сопоставлении контрастных картин.

22. "Он есть эпик в самом широком значении слова…" - писал Стасов о Мусоргском, Бородине, Чайковском.

23. Опера "Борис Годунов", "Снегурочка", "Царская невеста" написана на пушкинский сюжет.

24. Опера "Майская ночь", "Евгений Онегин", "Князь Игорь" написана на сюжет произведения Гоголя.

25. Опера "Снегурочка", "Пиковая дама", "Сказание о невидимом граде Китеже" создана по пьесе А.Н.Островского.

26. Хоровой речитатив впервые применяет в опере Глинка, Мусоргский, Чайковский.

27. "Алеко", "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь" - оперы Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

28. Чайковский, Мусоргский, Рахманинов в опере - симфонист, в симфонии - драматург.

29. "Пиковая дама", "Чародейка", "Мазепа" - оперы Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.

30. Глинка, Даргомыжский, Мусоргский сотрудничал в сатирическом журнале "Искра".

31. Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский написал вокальный цикл "Детская".

32. "Я помню чудное мгновенье", "Венецианская ночь", "Жаворонок" - романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова.

33. "Весенние воды", "В молчаньи ночи тайной", "Здесь хорошо" - романсы Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рахманинова.

34. "Старый капрал", "Мельник", "Титулярный советник" - вокальные произведения Глинки, Даргомыжского, Мусоргского.

35. "Шехеразада" - симфоническое произведение Глинки, Бородина, Римского-Корсакова.

36. Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев - замечательный мастер оркестрового колорита.

37. Черты оперного стиля Глинки нашли продолжение в "Камаринской", "Вальсе-фантазии", "Арагонской хоте".

38. "Божественная поэма" - это Симфония №1, Симфония №2, Симфония №3 Скрябина.

39. Три симфонии, "Поэма экстаза", "Прометей" - симфонические произведения Чайковского, Скрябина, Рахманинова.

40. Гурилев, Кюи, Рахманинов был не только выдающимся композитором, но и великолепным пианистом.

41. Четыре концерта для фортепиано с оркестром написал Чайковский, Скрябин, Рахманинов.

42. Чайковский, Бородин, Глинка по характеру своего дарования прежде всего лирик и драматург-психолог.

43. Стиль Чайковского, Скрябина, Рахманинова вырабатывался под воздействием идей символизма.

44. Чайковский, Скрябин, Рахманинов - автор шести симфоний.

45. Даргомыжский, Римский-Корсаков, Чайковский - автор 15 опер.

II. Чьи это даты жизни (соедини стрелками)?

1787 - 1851 Бородин

1799 - 1837 Мусоргский

1804 - 1857 Даргомыжский

1813 - 1869 Римский-Корсаков

1833 - 1887 Глинка

1839 - 1881 Чайковский

1840 - 1893 Рахманинов

1844 - 1908 Алябьев

1872 - 1915 Пушкин

1873 - 1943 Скрябин

III. Кто они?

1. Основоположник русской классической музыки 1. Балакирев

2. Представитель критического реализма в русской музыке 2. Бородин

3. Композиторы творческого содружества "Могучая кучка" 3. Глазунов

4. Основатель кружка "Могучая кучка" 4. Глинка

5. Создатель первой классической оперы в России 5. Даргомыжский

6.Создатель первого классического балета в России 6. Кюи

7. Композиторы, входившие в "Беляевский кружок" 7. Лядов

8.Композитор, экспериментировавший в области цветомузыки 8. Мусоргский

9.Композиторы-создатели первых зрелых образцов симфонии 9. Рахманинов

10.Композитор, которого называли "Левитаном русской музыки" 10. Скрябин

11. Чайковский.

12. Римский- Корсаков

IV. Выбери правильный ответ:

1. Кому посвящено стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновенье"?

а) Н.Ф. фон Мекк, б) А.П. Керн, в) Е.Е. Керн

2. Кому посвящен романс Глинки "Я помню чудное мгновенье"? а) Н.Ф. фон Мекк, б) А.П. Керн, в) Е.Е. Керн

3. Кому посвящена Четвертая симфония Чайковского? а) Н.Ф. фон Мекк, б) А.П. Керн, в) Е.Е. Керн

4. Основатель Перербургской консерватории… а) Николай Григорьевич Рубинштейн, б) Милий Алексеевич Балакирев, в) Антон Григорьевич Рубинштейн.

5. Основатель Московской консерватории… а) Н.Г. Рубинштейн, б) М.А. Балакирев, в) А.Г. Рубинштейн

6. Организатор первой Бесплатной музыкальной школы…а) Н.Г. Рубинштейн, б) М.А. Балакирев, в) А.Г. Рубинштейн

7. Зарубежный композитор, восхищенный музыкой Глинки и написавший транскрипцию "Марша Черномора"… а) Д.Верди, б) Ф. Лист, в) М.Равель, г) Р.Вагнер

8. Два зарубежных композитора, родившихся в один год с Даргомыжским… а) Д.Верди, б) Ф.Лист, в) М.Равель, г) Р.Вагнер

9. Французский композитор, оркестровавший "Картинки с выставки" Мусоргского… а) Д. Верди, б) Ф. Лист, в) М. Равель, г) Р. Вагнер

V. Жанры произведений.

"Богатырская" Бородина, "Женитьба" Мусоргского, "Лебединое озеро" Чайковского, "Картинки с выставки" Мусоргского, "Раймонда" Глазунова, "Псковитянка” Римского-Корсакова, “Щелкунчик” Чайковского, "Песни и пляски смерти" Мусоргского, "И скучно, и грустно" Даргомыжского, "Спящая красавица" Чайковского, "Детская" Мусоргского, "Детский альбом" Чайковского, "Времена года" Глазунова, "Времена года" Чайковского, "Манфред" Чайковского

1. Фортепианный цикл:_________________________________________________

2. Вокальный цикл:______________________________________________________

3. Опера: _____________________________________________________________

4. Балет: ______________________________________________________________

5. Симфония:___________________________________________________________

6. Романс: _____________________________________________________________

VI. Авторы опер

"Русалка", "Царская невеста", "Жизнь за царя", "Князь Игорь", "Руслан и Людмила", “Пиковая дама”, “Хованщина”, “Моцарт и Сальери”, “Алеко”, “Сказка о царе Салтане", "Иоланта", "Каменный гость", "Золотой петушок", "Сорочинская ярмарка", "Орлеанская дева", "Скупой рыцарь".

Глинка ________________________________________________________________

Даргомыжский _________________________________________________________

Мусоргский ____________________________________________________________

Бородин _______________________________________________________________

Римский-Корсаков ______________________________________________________

Чайковский ____________________________________________________________

Рахманинов ___________________________________________________________

VII Авторы сюжетов

" Ночь перед рождеством", "Руслан и Людмила", "Женитьба", "Русалка", "Каменный гость”, “Снегурочка”, “Сорочинская ярмарка”, “Борис Годунов”, “Моцарт и Сальери”, “Майская ночь”, ”Щелкунчик”, “Алеко” ,“Мазепа”, “Спящая красавица”, ”Евгений Онегин”.

Пушкин____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Гоголь_________________________________________________________________

Островский____________________________________________________________

Перро_________________________________________________________________

Гофман________________________________________________________________

VIII. В каких операх участвуют эти персонажи?

1. Кончак 1. "Жизнь за царя" Глинки

5. Наташа

6. Антонида 2. "Руслан и Людмила" Глинки

7. Пимен

8. Фарлаф 3. "Русалка" Даргомыжского

9. Князь Галицкий

10. Мельник 4. "Борис Годунов" Мусоргского

11. Гремин

12. Марфа 5."Князь Игорь" Бородина

13. Мизгирь

14. Герман 6."Снгурочка" Римского-Корсакова

15. Ленский 7. "Царская невеста" Римского-Корсакова

16. Берендей 8. "Евгений Онегин" Чайковского

17. Собинин 9. "Пиковая дама" Чайковского

18. Лиза

IX. Какие тембры голосов у этих оперных героев?

Варлаам, Людмила, Фарлаф, Борис Годунов, Ленский, Черномор, Ваня, Собинин, Антонида, Мельник, Князь, Наташа, Онегин, Снегурочка, Лель, Татьяна, Ольга, Юродивый, Кончак, Иван Сусанин, Иоланта

Тенор:_________________________________________________________________

Баритон:_______________________________________________________________

Бас: ___________________________________________________________________

Сопрано: ______________________________________________________________

Меццо-сопрано: ________________________________________________________

Контральто: ____________________________________________________________

Не имеет вокальной партии: ______________________________________________

X. Из каких опер взяты эти тексты?

1. "Что день грядущий мне готовит?" 1.Хор крестьян из "Евгения Онегина"

2."Невольно к этим грустным берегам…" 2. Монолог Бориса из 2 действия

3. "Уж как по мосту, мосточку…" 3.Песня Галицкого из "Князя Игоря"

4. "Достиг я высшей власти…" 4. Третья песня Леля из "Снегурочки"

5."Только б мне дождаться чести…" 5. Ария Ленского из "Евгения Онегина"

6. "Туча со громом сговаривалась…" 6. Предсмертная ария Сусанина

7. "Ты взойдешь, моя заря!" 7. Каватина Князя из "Русалки"

8. "Расходилась, разгулялась сила…" 8. Хор из оперы "Русалка"

9. "Полна, полна чудес могучая природа…" 9. Хор народа из "Бориса Годунова"

10."Как во городе было во Казани" 10. Хор из оперы "Жизнь за царя"

11. "Заплетися, плетень…" 11. Каватина Берендея из "Снегурочки"

12."Девицы, красавицы, душеньки…" 12.Песня Вани из оперы "Жизнь за царя"

13."Мужайся, княгиня, недобрые вести…" 13.Песня Варлаама из "Бориса Годунова"

14."Как мать убили у малого птенца…" 14.Хор девушек из "Евгения Онегина"

15. "Славься, славься ты, Русь моя!" 15.Хор бояр из "Князя Игоря"

XI. Назови авторов этих симфонических произведений.

"Вальс-фантазия", "Богатырская симфония", "Шехеразада", "Ромео и Джульетта", «Камаринская», "Кикимора", "Поэма экстаза", "В Средней Азии", "Манфред", "Прометей", "Ночь в Мадриде", , "Божественная поэма", "Арагонская хота", "Волшебное озеро", "Иванова ночь на лысой горе", "Испанское каприччио".

Глинка:_______________________________________________________________

Мусоргский:___________________________________________________________

Бородин:_______________________________________________________________

Римский-Корсаков: ______________________________________________________

Чайковский:____________________________________________________________

Лядов:_________________________________________________________________

Скрябин:______________________________________________________________

ХII. Назови авторов этих романсов и песен.

"Не искушай", Колокольчик", "Белеет парус", "Средь шумного бала", "Для берегов отчизны дальной", "Светик Саввишна", "Нет, только тот, то знал", "Редеет облаков", "Не пой, красавица при мне", "Шестнадцать лет", "Семинарист", "Сирень", "На заре ты ее не буди", "Жаворонок", "Соловей", "Красный сарафан", "Иртыш", "Мне грустно", "Я помню чудное мгновенье", "Сиротка", "Весенние воды", "Спящая княжна", "Старый капрал", "Песня темного леса", "Колыбельная Еремушке", "Морская царевна", "День ли царит", "Титулярный советник", "Попутная песня".

Глинка: ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Даргомыжский: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Мусоргский: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Бородин: ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Римский-Корсаков:____________________________________________________________________

Чайковский: __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Алябьев: _____________________________________________________________________________

Варламов: ___________________________________________________________________________

Гурилев:_____________________________________________________________________________

Рахманинов:__________________________________________________________________________

XIII. Кто автор текстов в этих романсах?

1."Попутная песня" 1. Пушкин

2."Шестнадцать лет", 2. Баратынский

3."Средь шумного бала" 3. Дельвиг

4."И скучно, и грустно" 4. Кукольник

5. "Снова, как прежде, один" 5. Лермонтов

6. Для берегов отчизны дальной" 6. А Толстой

7. "Весенние воды" 7. Некрасов

8. "Я помню чудное мгновенье" 8.Тютчев

9. "Колыбельная Еремушке" 9. Ратгауз

"Не искушай

XIV. Определи авторов следующих тем - рядом с нотным примером поставь номер автора:

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

1. Глинка, 2. Мусоргский, 3. Бородин, 4. Римский-Корсаков, 5. Чайковский, 6. Рахманинов.

XV. Как называются следующие произведения? Рядом с нотами поставь нужный номер.

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

1. Глинка "Мазурка" из оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин")

2. Глинка "Вальс-фантазия" 3. Глинка "Камаринская"

4. Мусоргский "Богатырские ворота"

5. Мусоргский "Старый замок" из "Картинок с выставки"

6. Римский-Корсаков "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане"

7. Чайковский "Вступление"и “ Вальс” из оперы "Евгений Онегин".

9. Чайковский "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик"

10. Чайковский "Июнь. Баркарола" из цикла "Времена года".

XVI. Определи названия нотных фрагментов и укажи их авторов.

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

1. ___________ "Вальс" из оперы "Иван Сусанин"

2. ___________ "Титулярный советник",

3. ____________ Каватина Князя из оперы "Русалка"

4_____________ _Хор "__________________" из оперы "Борис Годунов"

5.______________Тема _______________ из сюиты "Шехеразада"

6.______________________________ из оперы "Снегурочка"

7.______________Тема _из Четвертой симфонии

8.______________ Ариозо ______________,

9. Фрагмент _из оперы "Евгений Онегин"

10.____________ "Весенние воды".

XVII. Рядом с нотным примером проставь номер нужного романса.

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

1. Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

2. Соловей мой, соловей, голосистый соловей.

3. Средь шумного бала случайно, в тревоге мирской суеты…

4. Не искушай меня без нужды возвратом нежности своей.

5. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

6. Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты.

7. Мне минуло шестнадцать лет, но сердце было в воле.

8. Между небом и землей песня раздается

9. Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

10. Мне грустно, потому, что я тебя люблю.

ХVIII. Определи следующие фрагменты и укажи, из каких опер они взяты:

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru

1. Солнцу красному слава! Слава! Слава в небе у нас! - ___________________

2. Как во городе было во Казани - _____________________

3. С подружками по ягоду ходить - ______________________

4. Уж как на небе солнцу красному слава, слава! - ____________________

5. Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? -__________________

6. Ты взойдешь, моя заря! Над миром свет прольешь! - ______________________

7. Близок уж час торжества моего! - ____________________________

8. О дайте, дайте мне свободу, я мой позор сумею искупить.

9. Ах, истомилась, устала я. Ночью и днем только о нем… - ____________________

10. Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно - _____________

XIX. Кто эти композиторы? В какое время они жили? Какие произведения из созданных ими можешь назвать?

творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru

творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru творчество с. в. рахманинова - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации