Стадийность в работе над музыкальным произведением – залог успешного обучения музыканта-исполнителя.
Работа над музыкальным произведением делится на этапы. Это необходимо для распределения нагрузки и задач перед учеником, для лучшего усвоения материала. Начинается все с подготовительного этапа. Он проводится учителем во внеурочное время с целью экономии времени на уроке и включает в себя знакомство педагога с произведением, так же педагог должен сделать исполнительскую редакцию с учетом особенностей ученика: детальный разбор текста, определение этапов работы над произведением с учеником. Анализ штрихов, приемов, аппликатуры, динамики. Общие требования этого периода: организация правильных игровых движений на всех этапах работы над произведением, формирование ярких музыкальных представлений для успешности работы над произведением и рационального начала. Ознакомительный этап: качественно показать произведение, заинтересовать им ученика. Познакомить его с основными сведениями о композиторе, произведении, эпохе, где и когда оно было создано, в каком жанре написано (или дать задание дома прочитать, и рассказать на следующий урок). Жанр — совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Эти условия необходимы чтобы произведение звучало в нужном стиле. Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени. На основе созданного художественного образа можно определять дальнейший темп, характер произведения, уловить основное настроение. Основной этап. Детальный теоретический разбор: определение общей формы, обратить внимание на повторы, похожие места, на технические сложности, лучше пометить их графически. Объяснить фразы, цезуры, мотивы, интонации. Проанализировать драматургию, мелодию и гармонии, определение ритмических сложностей. Затем идет исполнительский анализ: определить подходящую артикуляцию, штрихи, туше, агогику, расставить точную аппликатуру, подобрать точные приемы. Заключительный этап: определение характера произведения, работа над звуком и динамикой. Здесь очень важен слуховой контроль. Наступает когда ученик уверенно владеет текстом, когда способен ориентироваться в нотах. В результате этого этапа задачей педагога является доведение произведения до концертного состояния, подготовка ученика к выступлению. Основным правилом при работе над произведением считается, что нельзя ставить несколько задач сразу. Надо идти от простого к сложному, не перескакивая, а постепенно добавляя новые задачи.
Билет №4. Особенности работы с учениками младших классов детской музыкальнойшколы в процессе обучения игре на инструменте.Возраст учеников младших классов 6-11 лет. Это 1 — 4 классы. Особенности возраста младшего школьника: 1. сосредоточенно заниматься делом он может только 10 — 20 минут — это говорит о слабости произвольного внимания; 2. для младших школьников важна близкая мотивация — получить хорошую оценку в конце урока; 3. характер (изменчив по условиям окружения) и темперамент (не меняется в течении всей жизни) значительно влияют на индивидуальные особенности ученика; 4. распространена среди них невнимательность. Причины: леность мысли, отсутствие серьезного отношения к учебе, повышенная возбудимость ЦНС. Задачи первых уроков: вызвать интерес к занятиям, научить воспринимать простейшие муз образы, возбудить интерес к исполнению музыки, в дальнейшем сформировать ученика, как целостную, духовную и креативную личность. Они проходят в игровой форме и направлена на ознакомление с инструментом. Начинаются первые уроки с рассказа о музыке на примерах природы, живописи, литературы, о необходимости упорных занятий. Чтобы ученик имел представление о музыке и инструменте, нужно сыграть пьесу, доступную для его понимания. Очень важен а младших классах донотный период. Его продолжительность от двух недель, до 6 месяцев. В это время изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения (становиться сильнее). Цели: переход от игры к учебе, получение ЗУНов, воспитать силу воли. Ученик в донотный период должен заниматься: написанием нот, изучением терминов, составных частей инструмента, подбирать знакомые мелодии на инструменте по слуху, транспонировать их в другие тональности, пробовать варьировать и импровизировать на тему этой мелодии. Задачи педагога: 1. изучить своего ученика, выявить его задатки( слух, память, чувство ритма), 2. привить мотивацию, чтобы он был заинтересован в процессе учебной деятельности, 3. сформировать первые навыки звукоизвлечения, 4. воспитать ученика, чтобы у него была хорошая сила воли, дисциплина, чтобы вся работа в дальнейшем выполнялась им качественно, 5. внушить ребенку, что учение — не праздник, а серьезная работа, однако, интересная и позволит узнать много нового. Обучение должно быть оптимизированным, чтобы при минимальных затратах достигались максимальные результаты. Этому способствуют: 1. выбор инструмента с учетом физиологических особенностей, 2. оптимальный возраст для занятия музыкой, 3. заинтересованность родителей, 4. синкретичность — целостное восприятие ребенком окружающего мира. Нужно воспользоваться возрастной особенностью и расширить круг художественно — эстетических ценностей. Работать над посадкой и постановкой рук — уделить этому периоду особое внимание, так как именно с первых шагов освоения инструмента формируется дальнейшая посадка и постановка рук за инструментом. Необходимо правильно подбирать программу: она должна быть простой, с доступной аппликатурой, штрихами и приемами. Произведения программные, т. е. Имеющие названия. При работе над ними уделять внимание метроритмическому восприятию, создавать игровые ситуации согласно программе произведения. Применять метод сольфеджирования. Репертуар должен быть разнохарактерным: гаммы, этюды, рнп, детские песенки, простейшая классика. Оценки: вначале плохие не ставят, чтобы не нарушить психическое развитие, чтобы о процессе обучения оставались лишь хорошие воспоминания. Результатом начального периода должны быть: правильная посадка и постановка, правильное чтение нот с листа, сосредоточенность слухового внимания на качественном звукоизвлечении, умение контролировать свободу движения рук и пальцев, игра по слуху, транспонирование.
2. Штрихи, артикуляция как средство выразительности при исполнении музыкального произведения Артикуля́ция — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий[1].Штрих (— способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрих (нем. Strich — черта, линия) — звуковой художественный результат, получаемый определенной артикуляцией и игровым приемом. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания. Это характерная деталь артикуляции, мера , которой определяется слитность –раздельность, и ударность-безударность. Условно делятся на две группы: раздельные ( нон легато, стаккато, маркато, деташе) и слитные (легато). Главный признак раздельного штриха — каждый звук исполняется отдельным движением. Штрих в инструментальном исполнительстве есть артикуляционный способ произнесения ( выразительного интонирования) музыкальных тонов, продиктованный художественно — содержательным толкованием музыки и достигаемый с помощью соответствующих приемов звукоизвлечения. Штрих является неотъемлемой частью артикуляции. Артикуляция — характер произношения синтаксического элементов звуков в музыке, определяемый слитностью-раздельностью, ударностью-безударностью сопряженных между собой музыкальных тонов. Шкала степени слитности от легатиссимо до стакатиссимо. Артикуляция затрагивает два аспекта: различие в атаке звука (видах туше) и сопоставление звуков по слитности-раздельности (штрих) Функции артикуляции разнообразны, нередко связь с ритмом, темпом, динамикой, а так же связь с общим характером музыкального произведения. Артикуляция — одно из средств, с помощью которых возможно осуществлять фразировку. Работа над артикуляцией: фиксировать внимание на деталях, избирать способы прикосновения к инструменту, создавать образы на каждый штрих.
Билет №5. Роль педагога-воспитателя в образовательном процессе. Егопедагогические, организаторские способности, личные качества.Педагог по специальности — человек, обладающий педагогическими, организаторскими способностями, владеющий пед мастерством, определенными личными качествами, понимающий ответственность перед обществом за воспитание и обучение подрастающего поколения. Педагогические способности включают наблюдательность, хорошую память, воображение, интуицию, эмоциональность и темпераментность, внимательность, чуткость и вместе с тем требовательность к ученику, умение анализировать свои и чужой опыт, критиковать свои действия, воспринимать критику других. Организаторская — проявляется в руководстве, контроле и оценке познавательной деятельности ученика, развитии музыкальных способностей. Важно уметь планировать свою работу, импровизировать с учетом обстановки, наладить работу ученика в классе и дома. Также она включает в себя организацию концертов, мастер классов, открытых уроков, выездов на конкурсы и составление расписания. Педагогическая — предполагает отличное знание предмета и умение применять свои знания на практике. Уметь вызвать интерес к предмету изучения, увлеченность работой. Уметь кратко, ясно и интересно выражать свои мысли. Владение методикой преподавания — главный показатель проф квалификации педагога. Владение пед техникой — возможность быстро ереключаться на разные методы и приемы обучения для достижения лучшего результата. Профессиональное владение инструментом — одно из условий успеха в работе. Стремление пополнять свои знания, перенимать положительный опыт у коллег. Большое значение уровень общей культуры, спец и пед знаний для совершенствования мастерства. Личные качества: призвание к профессии, любовь к детям. Оптимистичный радостный тон, во взоимоотношениях с детьми (умение скрывать проблемы, плохое настроение). Бодрость, энергичность. Умение держать себя с достоинством, искренне весело и серьезно. Интерес к жизни ученика (нельзя быть равнодушным), стремление скорее стать ему не нужным. Музыкальная педагогика — искусство требуещее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ форму, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога — стать как можно быстрее не нужным ученику, привить ему сомостоятельность мышления, методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство. Педагогическая этика. Личные качества педагога. В основе лежит морально-нравственный облик педагога. Надо быть справедливым в оценке своих и чужих учеников. Это является залогом роста авторитета среди учеников и коллег. Толерантность в отношении с коллегами. Педагог должен быть добрым, положительным человеком . Не должно быть любимчиков и изгоев. Работать честно, спокойно со всеми. Фильтровать эмоции. Не обсуждать своих коллег со студентами (не критиковать). В присутствии постороннего не оскорблять, не осуждать личность ученика. Не использовать не нормативную лексику, личные оскорбления. Терпение -первое и главное качество педагога. По мелочам не взрываться. Не бояться признавать свои ошибки. Не сваливать все на ученика.
2. Особенности работы с учениками старших классов детской музыкальнойшколы в процессе обучения игре на инструменте.В работе с обучающимися старших классов особенно пристальное внимание следует уделять воспитательной работе. Физические особенности развития организма в этот период влекут за собой легкую возбудимость, раздражительность и быструю утомляемость. Иногда даже нарушается пластичность и координация движений ученика. В этом возрасте значительно расширяется круг интересов, рождается интерес к отдельным областям знания, стремления проявить себя.Большой такт и выдержка педагога помогут найти верный тон в общении с учеником, своевременно изменить методы педагогического воздействия следует чаще прибегать к методам убеждения, больше обращаться к сознанию ученика, изучать его запросы и стремления к познанию в области искусства, больше внимания уделять самостоятельной работе ученика: учить его работать внимательно , сосредоточенно , осознанно. На уроке надо постоянно учить его мыслить, рассуждать и принимать правильное решения. Систематическая работа в этом направлении развивает настойчивость и преодолении трудностей, воспитывает волю, характер ученика. Следует заострять его внимание на таких требованиях, как умение слушать, понимать и видеть нотный текст, самостоятельно находить нужные игровые приемы. Следует избегать приемов « натаскивания», когда педагог старается избавить ученика от каких-либо усилий, предупреждает и исправляет ошибки. Это метод отрицательно сказывается на развитии музыкального мышления ученика, его творческой инициативы и самостоятельности.Для расширения музыкального кругозора ученику следует чаще посещать концерты не только народной музыки. следует чаще организовывать походы в музей, театры, предлагать читать ученикам специальную литературу о музыке и музыкантах; устраивать различного рода конкурсы, викторины, классные вечера, слушать игру своих товарищей. Ученик должен накапливать музыкальные впечатления путем активного слушания и чтения с листа новых произведений.Большое значение в этот период обучения придается самостоятельной работе ученика по изучению произведений. Нужно подбирать для этого пьесы более легкие и наиболее интересные, в которых ученик мог бы использовать уже приобретенные исполнительские навыки. Следует расширять и углублять анализ изучаемых произведений. Давать задания по самостоятельному разбору пьес. Интересной и полезной формой самостоятельной работы является анализ музыкальных произведений; определение содержания, характера пьесы, выявление использованных в них выразительных средств, нахождение исполнительских приемов для их реализации. Это дает возможность развить у ученика активность музыкального мышления и, кроме того, выявить у ученика активность музыкального мышления и, кроме того, выявить мельчайшие детали. Надо предвидеть ошибки самостоятельного изучения музыкального материала учеником и направлять его внимание на точность воспроизведения нотного текста, особенно его ритмическую сторону, смену направления движения меха и другие моменты, короче говоря, надо учить правильной методике работы над пьесой.С развитием интеллекта, ростом сознания, более углубленного осмысления изучаемого музыкального материала, интенсивнее происходит развитие музыкальных способностей ученика. Необходимо воспитывать управление музыкальным слухом всех игровых действий ученика. Слух должен подсказывать, что и как надо выразить в игре. Ритмическое чувство обостряется при выполнении более сложных ритмических фигур: синкоп, триолей, пунктирного ритма, полиритмии. Музыкальная память воспитывается на произведениях все большего объема, усложненной фактуры изложения музыкального материала. На этом этапе обучения закладываются основы исполнительской техники ученика. Следует подводить сознание ученика к необходимости вести серьезную работу по развитию технических навыков, нужных для освоения более сложного музыкального материала.По мере того, как ученик овладевает различными исполнительскими приемами, появляется возможность исполнения произведений вариационной и сонатной формы, более сложных произведений полифонического склада. Расширяется круг авторов разных времен и направлений и вместе с этим углубляется понимание стилевых и жанровых особенностей исполнения.В индивидуальный план ученика включаются произведения народной музыки в виде обработок и вариационных циклов, произведения композиторов – классиков. Пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Пьесы должны быть различны по характеру, содержанию, жанру и стилю, темпу исполнения, а также по использованию различных технических приемов.Последний год обучения много внимания следует уделять отработке выпускной программы ученика. Важно, чтобы задолго до выпускного экзамена он освоил произведения технически. Выучил их наизусть, умел исполнять выразительно и музыкально.Особенно тщательно следует готовить ученика, который стремится продолжить обучение в музыкальном училище, стать профессиональным музыкантом.Преподавателю необходимо хорошо знать музыкальный репертуар учеников старших классов и уметь убедительно демонстрировать образцы исполнения пьес, которые изучаются в классе.Общий уровень преподавания повысится, если чаще выступать перед учениками в качестве исполнителя.
Билет №6 1. Реализация принципа индивидуального обучения в классе по специальности с учётом темперамента и характера учащегося..Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник (живой), флегматик (медленный, спокойный), холерик (энергичный, страстный), меланхолик (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Задача в том, чтобы найти наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы, поскольку темперамент у человека свойство врожденное и не подлежит изменению. У холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить свои нежелательные реакции. От них надо мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, плавных движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с людьми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика стоит поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный тихий голос. На учащихся меланхоликов надо воздействовать мягкостью тактичностью и чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще более затормаживают и снижают работоспособность. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль играют одобрения, похвала, подбадривание. У них необходимо развивать общительность, через общественную деятельность вводить их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического темперамента, которым обычно уделяется не достаточно внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому нет оснований делать их объектом специальной работы. У флегматика следует развивать большую подвижность, активность, необходимо больше активизировать деятельность флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи. У учащихся сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любимому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться. Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств. Характер — стержневая особенность личности (главная, постоянная), которая отражает весь образ мыслей, побуждений, весь склад психической жизни человека; достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. Одним из ведущих показателей характера выступает воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. На ней строится процесс сознательного контроля, над эмоциональными состояниями и мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации, и игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, осуществляется за счет формирования сознательного контроля над поведением при усвоении определенных правил поведения. От разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера. В отличии от характера темперамент характеризует динамическую сторону личности, эмоциональную возбудимость, темп и ритм протекания психических процессов. Методы работы: вредит развитию учащегося авторитарный, жесткий стиль работы преподавателя, основанный на примитивной формуле «делай как я». При постоянном употреблении такой стиль преподавания ведет к затормаживанию индивидуально — личностных качеств ученика, к подавлению активного и волевого начала в его действиях. Поэтому нужно поощрять самостоятельность, творческие поиски учащихся в ходе учебной работы. Так можно сформировать целеустремленность, настойчивость вкус к преодолению трудностей.
2. Рациональная аппликатура как художественное и техническое средство выразительности. аппликатура- это способ расположения и чередования пальцев на инструменте. Удобная аппликатура значительно облегчает исполнение музыкального произведения, способствует выработке беглости пальцев, извлечению звука хорошего качестваи облегчает преодоление различных технических трудностей.Особенно важна правильная аппликатура для исполнения легато, то есть для связной игры.Правильная аппликатура обеспечивает удобное,естественное положение пальцев руки и свободные плавные движения. Типичные аппликатуры гамм, арпеджирообразных последовательностей, двойных нот , аккордов должны быть твердо освоены учащимся,чтобы встретив ту или иную последовательностьпальцы ,как бы свми находили правильную аппликатуру. Качество звука , извлекаемого из инструмента зависит от характера и способа нажатия клавишиВыбирая аппликатуру , нужно учитывать следующие положения: 1.По возможности , сообразоваться с естественным расположением пальцем на клавиатуре.2. Повторяя пассаж , или иную последовательность, сохранять первоначальную аппликатуру. 3.Если в пассаже содержиться отрывок из какой-нибудь гаммы или арпеджио, тот этот отрывок должен исполняться по возможности с сохранением аппликатуры соответствуюющей гаммы и арпеджио. 4. Избегать повторения одним и тем же пальцем соседних нот,исключая скольжение пальца на близко расположенную клавишу. 5. При повторении одной и той же ноты более двух раз смена пальцев обязательна.Умение находить удачную аппликатуру приобретается Учащимся не сразу,а врезультате большой и длительной работы . Поэтому самостоятельность в вопросах выборааппликатуры не должна слишком рано предоставляться учащимся, так как это приведет к бессистемной и беспорядочной игре.Нужно также систематически работать над преодолением технических трудностей , связанных с освоением следующих приемов: 1. Последовательное нажатие двух соседних клавиш одним и тем же пальцем путем соскальзывания с одной клавиши на другую. Это применяется при исполнении двойных нот, аккордов, пьес полифонического склада, а так же при растяжении пальцев .2. Последовательное нажатие одной и той же клавиши при медленном или быстром повторении одного и того же звука (репетиции).Такое повторение исполняется,в зависимости от художественных требований, или одним и тем же пальцем, или двумя, или тремя пальцами в последовательном чередовании.3.Подмена пальцев на одной и той же клавишише без перерыва в звучании применяется особенно часто при исполнении полифонических отрывков , где бывает необходимо длительное выдерживание какого-либо звука при одновременном движении в других голосах .Исполнитель , прошедший хорошую школу и имеющий солидную подготовку , самостоятельно выбирает наиболее удобную для себя аппликатуру. На начальных этапах обучения учащийся должен выполнять требование педагога в выборе более удобной аппликатуры
Билет №71. Урок - основной вид работы в классе по специальности. Типы уроков, виды, элементы.
Урок — это форма организации обучения, направленная на осуществление общих художеественно воспитательных задач. Целью урока является овладение учащимися изучаемого материала, а также ЗУНами. Такая форма применяется при классно — урочной системе, проводится в классе. Все элементы урока взаимосвязаны. К ним относятся 1. подготовка куроку, 2. проверка д/з, 3. работа над изучаемым материалом, 4. работа над новым материалом, 5. состовление д/з. Виды работ: освоение музыкльных произведений, игра по слуху, ансамбль с учителем, работа с концертмейстером. Уроки бывают разного типа: индивидуальные (специальность), групповые (сольфеджио, муз литература), коллективные (2-5 чел. Ансамбль), самостоятельные (когда перед учеником ставится задача и он на уроке самостоятельно ее решает), открытые (преподаватель демонстрирует методы своей работы, открыто показывает как проходят уроки у него в классе), мастер — класс. Подготовка педагога к уроку заключается в просмотре и редактировании, подборе учебного материала, отборе методов и приемов работы. Планирование и импровизация должны в равной степени присутствовать на уроке. Урок является образцом для самостоятельной работы ученика. На уроке должна царить творческая, деловая обстановка, распологающая к сосредоточенности. Правельное сочетание различных видов работ и распределение времени. Устронение однообразия, «штампа» в проведении урока. Подддерживание внимания и интереса ученика к занятиям. Поощерение инициативы и самостоятельности ученика; разумная требовательность, выдежка педагога, умение владеть собой, умение разобраться в ошибках ученика, находить иные способы пояснения; совместно с учеником искать и находить способы переодаления трудностей. Спокойный тон, ясный образованный язык; своевременная похвала или порицание. Достижение положительнх результатов на каждом уроке — важное средство воспитательного воздействия на ученика. Яркое, мастерское исполнение пьесы педагогом, которую разучивает учиник, как и утрирование недостатков его игры, оказывает большое воздействие. Опрос ученика о характере, содержании исполняемой им пьесы помогает выяснить его муз представления и своевременно скоректировать их. Подведение итогов кажого урока заключается в четкости, ясности указаний для домашней работы ученика.
.2.«Роль технического развития в исполнительском процессе. Принципы выбора инструктивного материала (упражнения, гаммы, этюды)»Первоочередная задача баяниста, как и любогомузыканта-инструменталиста – донести мысль композитора до слушателя, а так же проявить свое индивидуальное начало в исполнении этих же произведений. И, несмотря на то, что многие удавшиеся исполнители говорят в унисон, что «техника – не главное», все же без достаточного уровня беглости и ловкости мышления и моторики, вышеупомянутые задачи являются невыполнимыми. ( - мое мнений)Вся техника баяниста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а так же технику игры мехом и технику звукоизвлечения. К мелкой технике относятся гаммо- и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. Соответственно упражнения и этюды: гаммы, арпеджио, репетиции, мелизмы (все разными аппликатурами и позициями). Этюды и пьесы: этюды черни (гаммы, арпеджио), Купирен «молоточки», Дакен «кукушка» (мелкая моторика, мелизмы)…К крупной технике относятся пальцевое тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника. Этюды и пьесы: Этюды Шендерева (на аккордику и октавы), Шуберт-Лист «Лесной царь» (кистевая техника)…Техника меха: тремоло, вибрато, рикошет. Этюды и произведения. Тремоло – Вивальди «зима», «гроза», вибрато: Семенов «Брамсиана» (ближе к концу произведения эмитируется звук виолончели не без применения вибрато), «калина красная». Рикошет: Чайковский-Семенов Русский танец «трепак». Семенов сонаты для баяна.
Билет №8 1.Принципы организации самостоятельной работы ученика в процессе обучения игре на инструменте. Самостоятельность — способность человека самому ставить себе цели, и самому их достигать. Самостоятельный — независимый от других человек, решительный обладающий инициативой. Самостоятельная работа ученика, является главной состовляющей обучения. Задачи педагога для развития самостоятельности ученика: 1. научить поставленные на уроке цели и методы переносить на домашние занятия. 2. заинтересовать ученика, педагог должен сам четко понимать, чего именно он хочет добиться. 3. Педагог должен рекомендовать как, сколько и в какой последовательности стоит заниматься, а так же ясно поставить задачу и обрисовать метод. 4. Педагог должен обладать авторитетом перед учеником. Также важно понимать разницу между терминами самостоятельный и самодеятельный. Самодеятельность — проявление личного начала в деле, не профессиональная музыкальная деятельность, а так же не вызывающие одобрения самовольные действия. Но с другой стороны самодеятельный — способный к самостоятельному труду. Желание быть самостоятельным появляется у ребенка с самого рождения. Еще одна задача педагога направить стремление к самостоятельности к занятиям на инструменте. Причины мешающие развитию самостоятельности: 1. ограниченный репертуар. 2. плохое чтение с листа. 3. отсутствие логического мышления (неумение разобрать произведение, грамотно подобрать аппликатуру, штрихи). Учитель должен записывать задание в дневник, а так же работать с карандашом в нотах (отмечать сложные места). Количество домашних занятий определяется возможностями ученика, его свободным временем. Если ученик не выполнил домашнее задание, необходимо спросить у него почему задание не получилось. Стоит так же поощрять инициативу ученика, то что он сделал самостоятельно, запоминается лучше и остается в памяти более длительный срок, нежели то что ему рассказал учитель (обычно ученики запоминают 15 % информации за весь урок) Навык самостоятельной работы складывается из нескольких составляющих: 1. ежедневные занятия. 2. умение чередовать занятия с отдыхом. 3. разбор произведения в медленном темпе. 4. ежедневная проработка трудных мест. 5. умение проставить удобную, грамотную аппликатуру. 6. обащать внимание на ритм, темп, аппликатуру, штрихи, динамику. 7. умение работать над техническими трудностями. Преподаватель должен отмечать даже самые незначительные успехи. Учить ученика внимательно слушать себя. Рекомендуется включать в программу произведения выученные учеником самостоятельно. Для развития самостоятельности давать задания — подобрать аппликатуру, продумать образ произведения.
.2.«Художественно-выразительные возможности музыкального инструмента и его роль в современной исполнительской практике.»Мало инструментов могут похвастаться таким богатым спектром возможностей, как баян. Современный баян является плодом целой эволюции развития клавишно пневматических инструментов , каждое звено которой, в свою очередь являлось детищем инженерного гения и творческой инициативы. Все в стремлении к одной цели – сделать универсальный муз. Инструмент, который бы выполнял максимальное количество задач в сфере звуковыразительности. В итоге мы имеем русский национальный инструмент, который в академизме не уступает фо-но, органу или скрипке, но по возможностям превышает все вышеупомянутые и др. инструменты.На баяне весьма успешно исполняется органная музыка (так как метод звукоизвлечения является схожим у этих инструментов, а от сюда и схожесть тембров и звукоподачи). Прекрасно звучит старинная оркестровая и клавесинная музыка, так как на баяне можно повторить почти все возможные приемы игры на скрипке, виолончели …, клавесине, фо-но, флейте …Готово выборная система позволяет перекладывать и играть практически всю фортепианную музыку. Так называемую педаль с небольшими потерями можно сымитировать на баяне протягивая звук чуть дольше указанного (но, к сожалению, не везде так выходит). Во многом, конечно, фортепианные произведения в исполнении их на баяне приобретают немного другой более «экзотический» характер (токката Хачатуряна), что, конечно является положительным аспектом.Разумеется баян является виртуозным инструментом (Римский-Корсаков «полет шмеля», Купирен «молоточки», почти весь баянный оригинальный репертуар (холминов, На Юн Кин, Семенов …)). И вместе с тем очень лирическим певучим инструментам (Рахманинов «Вокализ», Бах «ария»)С относительно недавнего времени Баянный репертуар стали пополнять переложения с симфонического репертуара («Щелкунчик» (несколько номеров), «Танец дьявола», «пляска смерти», …), что еще больше возвысило баян,
Билет №9 1.Основные принципы выбора учебной программы с учётом возрастных, индивидуальных особенностей ученика ( мл. и старшие классы). младшие классы).
Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех муз средств) не должна быть громоздкой, сложной. Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами выразительности. Последнее требование к произведениям, включенным в программу, быть доступными для детского восприятия и исполнения. Репертуар в ДМШ бывает: педагогический, концертный, досуговый, ансамблевый, хрестоматийный. Грамотно подобранный педагогический репертуар способствует формированию художественно-интеллектуального уровня подготовки ученика, влияет на развитие его исполнительской техники в процессе обучения игре на инструменте. Пед репертуар состоит из переложений русской и зарубежной классики, схема повторяется из класса в класс , но произведения становятся все сложнее по объему, штрихам, муз языку. Концертный репертуар отличается яростью, доходчивостью материала. Он легче уровня ученика, его сценическое самочувствие должно быть спокойным. Не рекомендуется использовать произведения крупной формы. Произведения должны быть с интересной мелодией, ясной гармонией. Досуговый репертуар — пьесы издававшиеся раньше в сборниках для балалаечника — любителя, популярные, известные мелодии песни. Инструктивный материал — этюды для развития техники, концертные этюды, гаммы, упражнения. Программа: в младших классах — песенки, считалки, обработки рнп, темы ясные, доходчивые, программные произведения. Программа должна быть выбрана по принципу: форте-пиано, быстро-медленно, чередование струн, приемов. Количество пьес в младших классах должно быть намного больше, чем в старших. Репертуар должен усложнятся по мере освоения приемов игры, штриховой палитры. Программа старших классов — тоже самое + крупная форма. Начинать следует с сюиты(ученику проще воспринять программу), потом вариации. Воспитываем в ученике выносливость, силу воли, объем музыки увеличивается. Особенности работы над произведением малой и крупной формы. Первым этапом работы над любым произведением является создание общего представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы — знакомство с материалами о произведении, композиторе, стиле, эпохе, характере, форме произведения. Затем педагог должен проиграть произведения от начала до конца, обращая внимание ученика на указания темпа, динамики, штрихов. Следующий, основной этап — разучивание произведения, работа над приемами,