ТЕМА 8. Программа Steinberg Cubase
Программа Steinberg Cubase — DAW (Цифровая Рабочая Аудио Станция) принадлежит к числу наиболее мощных виртуальных звуковых студий профессионального уровня. За счет имеющихся виртуальных синтезаторов, эффектов и обработок Cubase все меньше нуждается в реальной студийной аппаратуре. Хотя при наличии таковой Cubase прекрасно справляется с ролью программной среды, которая интегрирует виртуальные и аппаратные компоненты в эффективно функционирующее единое целое.
К основным свойствам Cubase можно отнести:
· возможность записи и редактирования MIDI-композиций;
· наличие MIDI-эффектов;
· возможность записи, редактирования и воспроизведения звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 32 бит с плавающей запятой;
· полная поддержка нескольких многоканальных форматов звука (Surround) вплоть до формата 5.1;
· возможность работы с VST-плагинами (аудиоэффектами и обработками реального времени);
· возможность полной компенсация задержки, вносимой VST-плагинами;
· возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука;
· наличие подключаемых виртуальных синтезаторов (VSTi);
· наличие функции «замораживания» (Freeze) для VSTi и аудио-треков, позволяющей экономить ресурсы процессора;
· импорт и экспорт цифрового звука в различных форматах;
· представление музыки в виде нот, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений;
· графическое управление параметрами синтеза звука;
· микширование сигналов и управление студийным оборудованием;
· практически неограниченное число уровней отмены операций редактиро-вания;
· наличие удобных средств для работы с лупами;
· возможность объединения студийных компьютеров в сеть на основе тех-нологии VST System Link;
· возможность совместной работы Cubase с приложениями, поддержи-вающими протокол ReWire;
· гибкая маршрутизация аудиосигналов, возможность построения развитой системы студийного мониторинга;
· наличие уникального средства передачи всех оттенков и нюансов испол-нения музыки, основанного на внедрении таблиц экспрессии, применимых к специально созданным банкам инструментов;
· наличие мощных средств поиска, загрузки, экспортирования и импорти-рования медиафайлов самых различных форматов;
· многовариантность решения задач по редактированию (в том числе неразрушающему) MIDI- и аудиофайлов;
· удобная организация структуры проекта и системы управления параметрами синтеза, темпом, музыкальным размером, транспонированием за счет наличия треков различных типов;
· воспроизведение цифрового видео.
Совместно с Cubase поставляются высококачественные VST-инструменты. Управлять ими, как и настоящими синтезаторами/сэмплерами, можно и с помощью традиционных MIDI-команд, и с помощью записанных на MIDI-треки данных автоматизации в виде огибающих (интерактивных графиков изменения тех или иных параметров). В комплект поставки Cubase включено много VST-аудиоплагинов, отличающихся способностью к управлению посредством автоматизации и множеством интересных пресетов: здесь и виртуальные приборы динамической обработки, и частотные фильтры, и самые разные звуковые эффекты. Многие VST-плагины соответствуют стандарту VST 3. В частности, это означает, что некоторыми из них можно управлять по боковому каналу (Side Chain), получая необычные эффекты. Имеются средства поддержки внешних управляющих устройств. Можно от-редактировать таблицу закрепления ударных инструментов за клавишами MIDI-клавиатуры. Есть специальный редактор для создания партий ударных инструментов. Нотный редактор Cubase 5 по возможностям сравним с луч-шими образцами специализированных программ, предназначенных для под-готовки партитур к изданию. Клавишный MIDI-редактор позволяет записы-вать музыку пользователям, не владеющим нотной грамотой. Редактор-список сообщений обеспечивает прецизионную точность установки значений параметров синтеза, длительностей и моментов извлечения звуков.
Программа в лучших традициях Cubase оснащена обширной системой функций, преобразующих MIDI-сообщения в соответствии с заданными алгоритмами. В связи с этим следует упомянуть группу функций квантизации (в том числе при записи MIDI-сообщений в реальном времени), позволяющих и устранить погрешности исполнения музыки, и обработать записанную партию в соответствии с неким образцовым стилем. Оригинальное звучание MIDI-партий можно получить с помощью встроенных MIDI-эффектов. Авто-матизация сколь угодно сложных преобразований MIDI-данных реализуется посредством логического редактора. Имеется возможность использовать в проекте внешние аппаратные устройства синтеза и обработки звука.
Использование трека аранжировки позволяет разделить проект на фрагменты и изменять порядок их следования и количество повторов. Исходный материал проекта (порядок следования частей и сообщений) при этом не изменяется, просто воспроизводится этот материал в другом порядке, определяемом списком воспроизведения. Можно сформировать множество списков воспроизведения (вариантов аранжировок) и переключать их «на лету». Программа предоставляет пользователям все средства, необходимые для эффективного редактирования композиций. В ней внедрены все наиболее передовые технологии преобразования звуковых данных и редактирования MIDI-сообщений.
Работа в окне проекта
Окно проекта Cubase (рис. 8.1) можно считать основным окном. Именно этим окном вам придется пользоваться чаще всего. В Cubase одновременно может быть открыто несколько проектов. В заголовке окна каждого проекта отображается имя файла проекта. Если же проект не был сохранен в файле, вместо имени файла будет присутствовать надпись Untitled.
Рис. 8.1. Окно Cubase (нет созданных треков)
В Cubase существуют много различных видов треков:
· MIDI Track (миди-трек) — трек для управления MIDI устройствами (синтезаторами); на нем хранятся МШ1-данные;
· Audio Track (аудиотрек) — трек для записи/воспроизведения звуковых данных;
· Instrument Track (инструментальный трек) — гибрид предыдущих двух треков: трек, к которому подключается и с которого посредством MIDI управляется виртуальный инструмент VSTi;
· FX Track (FX-трек) — вспомогательный трек, предназначен исключительно для подключения VST-плагинов (эффектов и обработок), выполняет роль шин AUX в традиционных микшерах — посыл сигналов с нескольких аудио-, групповых или инструментальных треков для обработки эффектами параллельного действия;
· Group Cannel Track (групповой трек) — вспомогательный трек, предназначен для группирования сигналов от нескольких аудио-, FX- или инструментальных треков в целях обработки полученного субмикса одним набором плагинов;
· Folder Track (трек-контейнер) — может содержать треки всех видов, включая другие треки-контейнеры; способствует улучшению визуальной структуры проекта; Marker Track (трек маркеров) — трек для размещения маркеров (специальных меток), тоже позволяет улучшить визуальную структуру проекта;
· Tempo Track (трек для управления темпом) — хранит информацию об изменении темпа проекта;
· Signature Track (трек музыкального размера) — хранит информацию об изменениях музыкального размера;
· Transpose Track (трек транспонирования) — хранит информацию об общем изменении высоты тона для всего проекта;
· Ruler Track (трек дополнительной шкалы времени) — позволяет отображать в проекте нужное количество шкал времени в заданных форматах (не обязательно одинаковых);
· Video Track (видеотрек) — предназначен для размещения видео;
· Arranger Track (трек аранжировки) — специальный трек, который позволяет изменять порядок воспроизведения заданных фрагментов проекта.
Щелчком правой кнопки мыши на области списка треков вызывается контекстное меню. В нем все команды, начинающиеся с Add, добавляют в проект трек соответствующего типа.