Тема 1. классификация прикладных
Музыкальных программ
Программное обеспечение, предназначенное для записи, редактирования и обработки звука, достаточно разнообразно. Эти программы, являются связующим звеном между операционной системой и звуковой картой компьютера. Функциональные возможности программ непрерывно расширяются. Современному специалисту в области компьютерной музыки и аранжировке необходимо иметь знания о существующих прикладных музыкальных программах, уметь самостоятельно выбирать необходимое программное обеспечение в соответствии с требованиями той или иной задачи и иметь практические навыки использования наиболее распространенных обработок.
Все прикладные музыкальные программы условно можно разделить на несколько больших групп:
· аудиредакторы;
· секвенсоры (DAW);
· VST и DX модули обработки сигнала;
· VSTi и DXi синтезаторы;
· нотные редакторы.
В свою очередь эти классы включают в себя различные программы, которые отличаются друг от друга в основном фирмой-производителем и интерфейсом, возможностями и заводскими настройками (пресетами).
Аудиоредакторы могут отличаться в зависимости от их предназначения. Самые простые из них имеют ограниченные возможности по редактированию звука и минимальное количество поддерживаемых аудиоформатов. Профессиональные пакеты могут включать многодорожечную запись, поддержку профессиональных звуковых плат, синхронизацию с видео, расширенный набор кодеков, огромное количество эффектов как внутренних, так и подключаемых — плагинов. Звуковые данные графически представляются в виде последовательности отсчетов. Основные задачи аудиоредакторов — запись и воспроизведение звука, преобразование его уровня, динамического диапазона, спектрального состава (АЧХ) звука, фазовых характеристик и многие другие задачи. Имеются многочисленные приборы контроля параметров. Большинство профессиональных аудиоредакторов отличаются лишь интерфейсом и некоторыми возможностями. Это такие программы как WaveLab, Sony Sound Forge, Cool Edit Pro. В данном курсе лекций рассмотрена работа с программой WaveLab фирмы Steinberg. Положительное отличие программы от других редакторов — возможность обработки аудиоматериала различными эффектами в реальном времени.
Секвенсор(sequence, последовательность) — устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки, как совокупности нот и характеристик их исполнения, представляемых в виде MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что MIDI-сообщения от устройств (например, от клавишного синтезатора, MIDI-клавиатуры, драм-машины) записываются во внутреннюю программную память для последующего воспроизведения. В настоящее время получили распространение программные секвенсоры — программы для персональных компьютеров ( FL Studio, Ableton Live, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Apple Logic Pro, PreSonus Studio), выполняющие секвенсорные функции. Помимо разнообразных средств записи и редактирования MIDI-данных, они могут записывать, редактировать, обрабатывать и сводить многоканальный звук. Осуществлять вывод на печать ноты созданного произведения. Такие программы получили название DAW (Цифровая Рабочая Аудио Станция).
VST (DX) модули обработки сигнала и VSTi (DXi) синтезаторы — программные приложения, встраиваемые модули для хост-программ (платформ), в качестве которых используются аудиоредакторы и DAW. Следует отметить, что многие из этих приложений могут использоваться самостоятельно (Standalone).
Нотные редакторы — самостоятельные программы для набора, редактирования, распечатки, сохранения и озвучивания нотного текста. Возможности их велики: можно создавать целые партитуры любой сложности и для любогосотава оркестра, выводить для сохранения или на печать отдельные партии музыкальных инструментов в графическом виде, набирать текст вокальных произведений. Такие программы как Sibelius и Finale – лидеры среди нотных редакторов. Так же как и в случае с аудиоредакторами они мало отличаются своими возможностями. В курсе рассмотрены основные характеристики программы Sibelius. Более подробно нотные редакторы изучаются в дисциплине «Нотные издательские ситемы».
ТЕМА 2. MIDI-интерфейс
Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Создан в 1983 году ведущими производителями электронных музыкальных инструментов Yamaha, Roland, Korg, E-mu и другими. MIDI представляет собой так называемый событийно-ориентированный протокол связи между инструментами. Всякий раз, когда исполнитель производит какое-либо воздействие на органы управления (нажатие/отпускание клавиш, педалей, изменение положений регуляторов и т.п.), инструмент формирует соответствующее MIDI-сообщение. Другие инструменты, получая сообщения, отрабатывают их так же, как и при воздействии на их собственные органы управления. Таким образом, поток MIDI-сообщений представляет собой как бы слепок с действий исполнителя, сохраняя присущий ему стиль исполнения — динамику, технические приемы и т.п. При записи на устройства хранения информации MIDI-сообщения снабжаются временными метками, образуя своеобразный способ представления партитуры. При воспроизведении по этим меткам полностью и однозначно восстанавливается исходный MIDI-поток. MIDI-данные представляют собой сообщения или события (events), каждое из которых является командой для музыкального инструмента. Стандарт предусматривает 16 независимых и равноправных логических каналов, внутри каждого из которых действуют свои режимы работы; изначально это было предназначено для монотембральных инструментов, способных в каждый момент времени воспроизводить звук только одного тембра — каждому инструменту присваивался номер канала, что давало возможность многотембрального исполнения. С появлением многотембровых (multi-timbral) инструментов они стали поддерживать несколько каналов (современные инструменты поддерживают все 16 каналов и могут иметь более одного MIDI-интерфейса), поэтому сейчас каждому каналу обычно назначается свой тембр, называемый по традиции инструментом, хотя возможна комбинация нескольких тембров в одном канале. Канал 10 по традиции используют для ударных инструментов. Различные ноты соответствуют различным ударным звукам фиксированной высоты. Остальные каналы используют для мелодических инструментов, когда различные ноты соответствуют различной высоте тона одного и того же инструмента.
MIDI-сообщения делятся на канальные, относящиеся к конкретному каналу, и системные, относящиеся к системе (устройству) в целом.