Интервалы гармонического мажора и гармонического минора
В гармоническом мажоре в связи с понижением на полтона VI ступени, а в гармоническом миноре — вследствие повышения на полтона VII ступени изменяется интервальная структура лада: целый ряд интервалов из-за альтерации указанных выше ступеней, непременно входящих в данный интервал в качестве его основания и вершины, приобретают новую тоновую величину, превращаясь при этом из больших в малые (и наоборот) или увеличенные, из чистых — в увеличенные и уменьшенные и т.д. Соответственно изменяется и количество в ладе интервалов того или иного вида. Наконец, возникают некоторые новые модификации интервалов, совершенно не свойственные натуральным видам мажора и минора, как, например, ув. 2 или ум. 4 и их обращения.
Нижеследующая таблица дает полную картину интервального состава гармонических видов мажора и минора:
Наименования интервалов | Основные виды интервалов | На каких ступенях встречаются | Количество интервалов данного вида | |
в гармоническом мажоре | в гармоническом миноре | |||
прима | чистая | на любой ступени | на любой ступени | |
секунда | малая | III, V, VII | II, V, VII | |
— »— | большая | I, II, IV | I, III, IV | |
— »— | увеличенная | VI | VI | |
терция | малая | II, III, IV, VII | I, II, IV, VII | |
— »— | большая | I, V, VI | III, V, VI | |
кварта | уменьшенная | III | VII | |
— »— | чистая | I, II, V. VII | I, II, III, V | |
— »— | увеличенная | IV, VI | IV, VI | |
квинта | уменьшенная | II, VII | II, VII | |
— »— | чистая | I, III, IV, V | I, IV, V, VI | |
— »— | увеличенная | VI | III | |
секста | малая | I, III, VII, | I, V, VII | |
— »— | большая | II, IV, V, VI | II, III, IV, VI | |
септима | уменьшенная | VII | VII | |
— »— | малая | II, III, V, | II, IV, V | |
— »— | большая | I, IV, VI | I, III, VI | |
октава | чистая | на любой ступени | на любой ступени |
Примечание: Здесь, как и в дальнейшем, повышение ступени обозначается знаком , а понижение — знаком .
Интервалы мелодического мажора и мелодического минора
Аналогичные изменения происходят и в интервальном составе мелодических видов мажора и минора в связи с понижением VI и VII ступеней в мелодическом мажоре или с повышением (на полтона) этих же ступеней в мелодическом миноре. При этом изменяются только те интервалы, которые содержат в своем составе альтерированные ступени мелодического мажора или минора. Наглядное представление об этом дает приводимая ниже таблица:
Наименования интервалов | Основные виды интервалов | На каких ступенях встречаются | Количество интервалов данного вида | |
в мелодическом мажоре | в мелодическом миноре | |||
прима | чистая | на любой ступени | на любой ступени | |
секунда | малая | III, V | II, VII | |
— »— | большая | I, II, IV, VI , VII | I, III, IV, V, VI | |
терция | малая | II, III, IV, V | I, II, VI , VII | |
— »— | большая | I, VI , VII | III, IV, V | |
кварта | уменьшенная | III | VII | |
— »— | чистая | I, IIIV, V | I, II, V, VI | |
— »— | увеличенная | VI | III | |
квинта | уменьшенная | II, III | VI , VII | |
— »— | чистая | I, IV, V, VII | I, II, IV, V | |
— »— | увеличенная | VI | III | |
секста | малая | I,II, III | V, VI , VII | |
— »— | большая | IV, V, VI , VII | I, II, III, IV | |
септима | малая | I, II, Ш, V, VII | II, IV, V, VI , VII | |
— »— | большая | IV, VI | I, III | |
октава | чистая | на любой ступени | на любой ступени |
Характерные интервалы
Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора (за исключением тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени мажорного лада или повышения на полтона VII ступени минорного лада. Их всего четыре:
ув. 2 и ее обращение — ум. 7,
ув. 5 и ее обращение — ум, 4.
По своей сути все характерные интервалы, встречающиеся только в гармонических видах мажорного и минорного ладов, являются хроматическими, чем, собственно, и определяется их х а-рактерность по сравнению с диатоническими интервалами мажора и минора* [Заметим, что гармонический мажор или минор нельзя считать «чистой* диатоникой. Не случайно поэтому в свое время проф. И. В. Способин очень метко называл такой вид лада полудиатоническим. Называют их также «условно-диатоннческими» ладами.] Отсюда и проистекает само название данной группы интервалов. Возникающая же дополнительно в гармоническом мажоре или миноре пара новых тритонов (ув. 4 и ее обращение — ум. 5) не может быть отнесена к характерным интервалам, ибо тритоны имеются и в натуральных видах мажорного и минорного ладов и, следовательно, не являются характерной особенностью гармонических мажора и минора.
Твердое знание ступеней гармонических мажора и минора, на которых строятся характерные интервалы, значительно облегчает их построение и нахождение в тональностях. Ниже приводятся две таблицы: одна из них включает только характерные интервалы; в другой приведены обе пары тритонов, встречающихся в гармонических видах лада (в скобках указаны ступени, на которых данный тритон встречается и в натуральном виде лада):
Характерные интервалы
Наименование интервалов | На каких ступенях встречаются | Количество интервалов данного вида | |
в гармоническом мажоре | в гармоническом миноре | ||
ув. 2 ум. 7 ув. 5 ум. 4 | VI VII VI III | VI VII III VII |
Тритоны
Наименование интервалов | На каких ступенях встречаются | Количество интервалов данного вида | |
в гармоническом мажоре | в гармоническом миноре | ||
ув. 4 ум. 5 | (IV) VI II (VII) | IV (VI) (II) VII |