Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой. Например:

Allegro con grazia П. Чайковский. Симфония № 6, ч. 11

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной:

Allegro H. P. -Корсаков. 100 русских народных песен, № 75

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Ах! Зе_ ле_ на гру_ ша в са_ ду ша_

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

та_ ет_ ся,

В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается:

Allegretto Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

На по_ лях кол_ хо_ зов вста_ ли по ква_ дра_там

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

строй_ны_е бе_ ре_ зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_ ты.

Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.:

Allegro vivo М. Глинка. Оп. « Иван Сусанин», д. II, Краковяк

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Moderate assai ed espressivo H. Мясковский. Соната № 1

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

60 [Andante non tanto] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Moderato assai

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

fff

Poco meno allegro e rubato H. Мясковский. Соната № 1, финал

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Группировка длительностей в вокальной музыке

Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему:

1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например:

Vivace assai М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа.

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

2) В тех случаях, когда один слог текста распевается на двух и более звуках, все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются, как правило, в одну группу общим ребром (вязкой) и, кроме того, непременно охватываются лигой:

Adagio Н. Р.-Корсаков. Оп. «Садко», к. II

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. „ - student2.ru

Распевание слогов на нескольких (трех и более) звуках особенно характерно, в частности, для русских народных протяжных песен:

Наши рекомендации