Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п.
В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой. Например:
Allegro con grazia П. Чайковский. Симфония № 6, ч. 11
Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка
Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной:
Allegro H. P. -Корсаков. 100 русских народных песен, № 75
Ах! Зе_ ле_ на гру_ ша в са_ ду ша_
та_ ет_ ся,
В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается:
Allegretto Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII
На по_ лях кол_ хо_ зов вста_ ли по ква_ дра_там
строй_ны_е бе_ ре_ зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_ ты.
Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.:
Allegro vivo М. Глинка. Оп. « Иван Сусанин», д. II, Краковяк
Moderate assai ed espressivo H. Мясковский. Соната № 1
60 [Andante non tanto] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV
Moderato assai
fff
Poco meno allegro e rubato H. Мясковский. Соната № 1, финал
Группировка длительностей в вокальной музыке
Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему:
1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например:
Vivace assai М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа.
2) В тех случаях, когда один слог текста распевается на двух и более звуках, все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются, как правило, в одну группу общим ребром (вязкой) и, кроме того, непременно охватываются лигой:
Adagio Н. Р.-Корсаков. Оп. «Садко», к. II
Распевание слогов на нескольких (трех и более) звуках особенно характерно, в частности, для русских народных протяжных песен: