Приемы развития интонирования

1. Настройка на первом звуке песни.

2. Восприятие мелодии с голоса.

3. Исполнение мелодии на музыкальных инструментах.

4. Пение по подгруппам и индивидуально.

5. Индивидуальная работа с фальшиво поющими детьми.

6. Поощрение.

7. Систематическое использование вокальных упражнений.

Ансамбль.

Педагог показывает детям момент вступления. Побуждает к слуховому вниманию, слаженности звучания. Следует стремиться не только к одновременности звучания, но и его выразительности: мягкости окончания музыкальных фраз, динамических и смысловых оттенков.

ПРИЕМЫ:

1. Собрать внимание детей на музыкального руководителя, который дает знак (кивком головы) к пению.

2. Музыкальный руководитель дирижирует пением (a cappеlla).

3. Начало пения по показу воспитателя.

Вопросы

1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развит

дошкольника.

2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Ох на детского голоса.

4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара.

5.Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

Литература

Б р ы г и н а Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пе­нию //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. М е т л о в Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. - С. 18-50.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НА.Ветлугиной. — М., 1989.-С. 76-89.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 93-98.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. - С. 111-119, 147 -151, 170-174.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1988.

Дополнительная литература

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967. Гальперин И. Воспитание песней // Дошк. воспитание. — 1986. — № 1. — С. 70.

Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред. В.Н.Шацкой. — М., 1970.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Егоров А.И. Гигиена голоса и его физиологические основы. — М., 1962. Лопатина М. Роль попевок в формировании певческой деятельности // Дошк. воспитание. — 1979. — № 12. — С. 78.

О р л о в а Н.Д. О детском голосе. — М., 1966.

Задания

1. Подготовить сообщение о методической системе вокального воспитания М.И.Глинки (см.: Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обуче­ния пению. -М., 1992. - С. 13-14, 185-188).

2. Разработать игровые задания, подобрать приемы, упражнения, нагляд­ные пособия, направленные на формирование вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикция) и хоровых (чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.

3. Подобрать по две скороговорки для младших, средних и старших до­школьников. Предложив группе студентов различные варианты их проговари-вания или пропевания, добиться единого темпа исполнения, ритмического и динамического ансамбля. Исполнить сочиненную мелодию скороговорки с разнообразными интонациями (радостно, робко, таинственно, печально и т.п.). Разработать приемы формирования художественного ансамбля.

Используя малые фольклорные формы, сочинить несколько упражнений для распевания в старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.

Вопросы

1. Анализ вокальных произведений, исполняемых детьми разного дошко.-ного возраста.

2. Этапы обучения детей пению. Специфика методов обучения на кажл этапе разучивания песни.

3. Приобщение к пению детей раннего возраста.

4. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста. Ра

игровых методов и приемов в обучении.

5. Особенности методики обучения пению детей 5, 6, 7-го года жизни.

6. Методика работы по «Музыкальному букварю» Н.А.Ветлугиной.

Литература

Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.

М., 1989.-С. 97-114.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

С. 99-104.

С т у л о в а Г.П. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988. — С. 35-56

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сое

Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М., 1986.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5—6 лет / Сое

Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сое

Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1988.

Дополнительная литература

Алексеев В. Обучение детей выразительному пению // Дошк. воспитание. 1980. -№ 1.-С. 88.

Давыдова М. Импровизация — одна из основ музыкального воспитания //До воспитание. - 1994. — № 6. — С. 89-91.

Орлова Т. Система упражнений для развития музыкального голоса и слуха (по

готовительная к школе группа) //Дошк. воспитание. — 1982. — № 8—10.

Стацура Т. Приемы развития певческих навыков у детей старшей группы д ского сада//Дошк. воспитание. — 1987. — № 11. — С. 94.

Задания

1. Написать аннотацию на сборник песен для дошкольников (по выбор>

Проанализировать его содержание с точки зрения принципов отбора вокально,

репертуара.

2. Написать развернутую характеристику песни из репертуара одной возрастных групп, используя предложенную ниже схему.

3. Составить план-конспект последовательного разучивания песни (по вь бору) на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Выделить задачи обучения пению на каждом занятии, методы и приемы коллективной и инди­видуальной работы с детьми.

4. Разработать методические рекомендации по разучиванию упражнения из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Продумать разнообразные практиче­ские действия, направленные на развитие голоса и слуха у дошкольников, а также варианты усложнения заданий, предлагаемых в пособии.

Схема анализа песни

1.Авторы музыки и слов песни.

Воспитательная ценность музыкального произведения (характер, интона­ционная выразительность музыки, содержание литературного текста, его идея и художественная ценность).

1. Анализ литературного текста:

— наличие сюжета, обращения, диалога;

— ритмичность литературного текста;

— наиболее значительные в выразительном отношении слова;

— непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания;

— наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);

— сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.

4. Анализ мелодии песни:

— лад, тональность, наличие отклонений и модуляций;

— соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;

— размер, темп;

— динамические нюансы;

— мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;

— характер, интонационная выразительность мелодии;

— характер движения, особенности развития;

— способ звуковедения;

— интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирова­ния при разучивании песни;

— наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интона­циям речи;

— ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка;

— связь средств музыкальной выразительности с текстом;

— диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.

5. Аккомпанемент:

— художественные достоинства;

— соответствие эмоционально-образному содержанию песни;

— доступность для восприятия детьми;

— наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особен­ности.

6. Структура песни:

— одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная, форма рондо;

— драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).

7. Педагогические выводы.

Наши рекомендации