Тема: Пение – основной вид музыкальной деятельности.

Тема: Пение – основной вид музыкальной деятельности.

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Возрастная характеристика голоса и музыкального слуха детей. Охрана детского голоса.

Программа и задачи воспитания по пению. Вокально-хоровые навыки.

Методика обучения пению в группах

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры по пению.

1. Пение должно звучать не только на музыкальных занятиях, но и на ИЗО,

чтении сказок, в процессе бесед, на физкультурных занятиях, во время игр (хороводы), на прогулках в теплое время года. Во время трудовых процессов.

При выборе песни надо учитывать ее воспитательную и художественную ценность, простоту, яркость мелодии и ее построение. Желательно, чтобы в репертуар входили песни разнообразного характера: бодрые, спокойные, грустные, веселые, лирические и шуточные. А также с разнообразной тематикой.

Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим и психологическим особенностям детей, выполнял эстетические и общеобразовательные задачи. Важную роль здесь играют и музыка, и текст.

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Упражнения для развития певческого голоса и слуха.

Их основная цель – развитие певческой техники и музыкального слуха детей. Каждое упражнение имеет свою основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона, чистоты интонирования, чувства ансамбля и т.д.

Песни для различных видов музыкальной деятельности.

· СЛУШАНИЕ

· ХОРОВОЕ И СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ (a cappella и сопровождением)

Уже с 3 лет дети пробуют песни петь песни без сопровождения с поддержкой голоса взрослого. Это попевки, маленькие песни. Основная цель – развитие чистоты интонации.

В песнях с сопровождением на начальных стадиях работы, мелодия песни точно дублирует инструмент, мелодические ходы удобны, написаны в удобной тесситуре. На следующих этапах разучивания задачи усложняются: сопровождение только частично дублирует мелодию, используются песни со вступлением, с паузами, припевом и запевом различного характера, встречаются мелкие длительности, распевания, длинные музыкальные фразы.

· Пение с движением.

Объединение пения с движением требует от детей больших физических усилий, сосредоточенности и распределения внимания. Важно помнить, что резкие движения приводят к учащению дыхания, и пение становится резким и невыразительным.

· Игра на детских музыкальных инструментах с пением.

Репертуар предназначен для «Почемучек» и «Фантазеров». В начале года дети импровизируют на заданную тему («колокольчики», «дождик»). Цель – познакомить с инструментом, дать поиграть с ним, как с игрушкой. Затем дети играют ритмические упражнения на 1-2 нотах и напевают. Постепенно дети учатся подбирать по слуху мелодии знакомого репертуара.

· Музыкальная грамота.

Обращая внимание детей на движение звуков мелодии, их протяженность, характер исполнения песни, педагог дает ребятам некоторые сведения о высоте и продолжительности звуков, тембре, темпе, ритме, динамике.

· Творчество.

Детям предлагается сочинить мелодию к тексту, хороводу.

2.Подбирая песню, следует учитывать вокальные способности и музыкальное развитие детей. Нужно помнить, что у детей короткое дыхание. Следовательно, песня должна быть с короткими музыкальными фразами, которые заканчиваются на четвертные и половинные ноты.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона детского голоса:

Диапазоны Возраст детей
Ми – ля (2-3 года)
Ре-ля (3-4 года)
Ре-си (4-5 года)
(До)ре-до второй октавы (5-6 лет)

Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует громкого, форсированного звучания. Кроме выше сказанного, нужно учитывать построение мелодии: мелодические ходы, ритмический рисунок, окончание музыкальной фразы. Так пунктирный ритм, разные окончания музыкальных фраз, пение звуков на один слог тяжело не только для малышей, но и для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка музыкального руководителя к

Разучиванию песни.

1. Выучить песню наизусть ( чтобы петь ее с сопровождением и без него);

2. В связи с художественным образом продумать все оттенки (динамические, темповые, где брать дыхание, очень хорошо выучить аккомпанемент и отработать выразительную дикцию);

3. Продумать приемы разучивания песни (трудные места в мелодии, трудно выговариваемые места, как удержать внимание и интерес детей).

Важно помнить, что первое исполнение песни дает не только сильное впечатление, но и помогает качественному его разучиванию.

Этапы разучивания песни

Разучивание песни.

- сначала песню учат без музыкального сопровождения ( с голосом взрослого и подыгрыванием мелодии), чтобы дети лучше усвоили интервалику;

- пение без музыки и с ней;

- тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно ( дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);

- текст должен учиться с мелодией;

- широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя.

Дыхание.

Музыкальный руководитель не дает каких-либо специальных упражнений на дыхание, т.к. оно укрепляется в процессе самого пения. Он следит, чтобы дети взяли дыхание перед пением и между музыкальными фразами, но не посередине слова. Музыкальный руководитель должен сам сказать, где нужно взять дыхание. Песни должны с короткими музыкальными фразами.

Дикция.

Большое значение имеет произношение согласных и гласных букв. Особое значение нужно уделить окончанию слов (шелест, кузнечик), точному выполнению знаков препинания. Речевые дефекты требуют долгой и кропотливой работы.

Интонирование.

Чистота интонирования зависят от музыкального слуха. Есть дети, у которых отсутствует музыкальный слух («гудошники»), и дети, которые слышат мелодию, но не могут ее воспроизвести. У них отсутствует координация между слухом и голосом. Дети с плохой дикцией тоже поют фальшиво.

Чтобы развить чистоту интонирования нужно брать песни, удобные по диапазону, дыханию и тесситуре.

Ансамбль.

Педагог показывает детям момент вступления. Побуждает к слуховому вниманию, слаженности звучания. Следует стремиться не только к одновременности звучания, но и его выразительности: мягкости окончания музыкальных фраз, динамических и смысловых оттенков.

ПРИЕМЫ:

1. Собрать внимание детей на музыкального руководителя, который дает знак (кивком головы) к пению.

2. Музыкальный руководитель дирижирует пением (a cappеlla).

3. Начало пения по показу воспитателя.

Вопросы

1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развит

дошкольника.

2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Ох на детского голоса.

4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара.

5.Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

Литература

Б р ы г и н а Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пе­нию //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. М е т л о в Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. - С. 18-50.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НА.Ветлугиной. — М., 1989.-С. 76-89.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 93-98.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. - С. 111-119, 147 -151, 170-174.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1988.

Дополнительная литература

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967. Гальперин И. Воспитание песней // Дошк. воспитание. — 1986. — № 1. — С. 70.

Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред. В.Н.Шацкой. — М., 1970.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Егоров А.И. Гигиена голоса и его физиологические основы. — М., 1962. Лопатина М. Роль попевок в формировании певческой деятельности // Дошк. воспитание. — 1979. — № 12. — С. 78.

О р л о в а Н.Д. О детском голосе. — М., 1966.

Задания

1. Подготовить сообщение о методической системе вокального воспитания М.И.Глинки (см.: Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обуче­ния пению. -М., 1992. - С. 13-14, 185-188).

2. Разработать игровые задания, подобрать приемы, упражнения, нагляд­ные пособия, направленные на формирование вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикция) и хоровых (чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.

3. Подобрать по две скороговорки для младших, средних и старших до­школьников. Предложив группе студентов различные варианты их проговари-вания или пропевания, добиться единого темпа исполнения, ритмического и динамического ансамбля. Исполнить сочиненную мелодию скороговорки с разнообразными интонациями (радостно, робко, таинственно, печально и т.п.). Разработать приемы формирования художественного ансамбля.

Используя малые фольклорные формы, сочинить несколько упражнений для распевания в старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.

Вопросы

1. Анализ вокальных произведений, исполняемых детьми разного дошко.-ного возраста.

2. Этапы обучения детей пению. Специфика методов обучения на кажл этапе разучивания песни.

3. Приобщение к пению детей раннего возраста.

4. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста. Ра

игровых методов и приемов в обучении.

5. Особенности методики обучения пению детей 5, 6, 7-го года жизни.

6. Методика работы по «Музыкальному букварю» Н.А.Ветлугиной.

Литература

Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.

М., 1989.-С. 97-114.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

С. 99-104.

С т у л о в а Г.П. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988. — С. 35-56

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сое

Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М., 1986.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5—6 лет / Сое

Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сое

Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1988.

Дополнительная литература

Алексеев В. Обучение детей выразительному пению // Дошк. воспитание. 1980. -№ 1.-С. 88.

Давыдова М. Импровизация — одна из основ музыкального воспитания //До воспитание. - 1994. — № 6. — С. 89-91.

Орлова Т. Система упражнений для развития музыкального голоса и слуха (по

готовительная к школе группа) //Дошк. воспитание. — 1982. — № 8—10.

Стацура Т. Приемы развития певческих навыков у детей старшей группы д ского сада//Дошк. воспитание. — 1987. — № 11. — С. 94.

Задания

1. Написать аннотацию на сборник песен для дошкольников (по выбор>

Проанализировать его содержание с точки зрения принципов отбора вокально,

репертуара.

2. Написать развернутую характеристику песни из репертуара одной возрастных групп, используя предложенную ниже схему.

3. Составить план-конспект последовательного разучивания песни (по вь бору) на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Выделить задачи обучения пению на каждом занятии, методы и приемы коллективной и инди­видуальной работы с детьми.

4. Разработать методические рекомендации по разучиванию упражнения из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Продумать разнообразные практиче­ские действия, направленные на развитие голоса и слуха у дошкольников, а также варианты усложнения заданий, предлагаемых в пособии.

Схема анализа песни

1.Авторы музыки и слов песни.

Воспитательная ценность музыкального произведения (характер, интона­ционная выразительность музыки, содержание литературного текста, его идея и художественная ценность).

1. Анализ литературного текста:

— наличие сюжета, обращения, диалога;

— ритмичность литературного текста;

— наиболее значительные в выразительном отношении слова;

— непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания;

— наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);

— сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.

4. Анализ мелодии песни:

— лад, тональность, наличие отклонений и модуляций;

— соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;

— размер, темп;

— динамические нюансы;

— мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;

— характер, интонационная выразительность мелодии;

— характер движения, особенности развития;

— способ звуковедения;

— интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирова­ния при разучивании песни;

— наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интона­циям речи;

— ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка;

— связь средств музыкальной выразительности с текстом;

— диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.

5. Аккомпанемент:

— художественные достоинства;

— соответствие эмоционально-образному содержанию песни;

— доступность для восприятия детьми;

— наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особен­ности.

6. Структура песни:

— одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная, форма рондо;

— драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).

7. Педагогические выводы.

Тема: Пение – основной вид музыкальной деятельности.

Наши рекомендации