Тема: Пение – основной вид музыкальной деятельности.
Тема: Пение – основной вид музыкальной деятельности.
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Возрастная характеристика голоса и музыкального слуха детей. Охрана детского голоса.
Программа и задачи воспитания по пению. Вокально-хоровые навыки.
Методика обучения пению в группах
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры по пению.
1. Пение должно звучать не только на музыкальных занятиях, но и на ИЗО,
чтении сказок, в процессе бесед, на физкультурных занятиях, во время игр (хороводы), на прогулках в теплое время года. Во время трудовых процессов.
При выборе песни надо учитывать ее воспитательную и художественную ценность, простоту, яркость мелодии и ее построение. Желательно, чтобы в репертуар входили песни разнообразного характера: бодрые, спокойные, грустные, веселые, лирические и шуточные. А также с разнообразной тематикой.
Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим и психологическим особенностям детей, выполнял эстетические и общеобразовательные задачи. Важную роль здесь играют и музыка, и текст.
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
Упражнения для развития певческого голоса и слуха.
Их основная цель – развитие певческой техники и музыкального слуха детей. Каждое упражнение имеет свою основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона, чистоты интонирования, чувства ансамбля и т.д.
Песни для различных видов музыкальной деятельности.
· СЛУШАНИЕ
· ХОРОВОЕ И СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ (a cappella и сопровождением)
Уже с 3 лет дети пробуют песни петь песни без сопровождения с поддержкой голоса взрослого. Это попевки, маленькие песни. Основная цель – развитие чистоты интонации.
В песнях с сопровождением на начальных стадиях работы, мелодия песни точно дублирует инструмент, мелодические ходы удобны, написаны в удобной тесситуре. На следующих этапах разучивания задачи усложняются: сопровождение только частично дублирует мелодию, используются песни со вступлением, с паузами, припевом и запевом различного характера, встречаются мелкие длительности, распевания, длинные музыкальные фразы.
· Пение с движением.
Объединение пения с движением требует от детей больших физических усилий, сосредоточенности и распределения внимания. Важно помнить, что резкие движения приводят к учащению дыхания, и пение становится резким и невыразительным.
· Игра на детских музыкальных инструментах с пением.
Репертуар предназначен для «Почемучек» и «Фантазеров». В начале года дети импровизируют на заданную тему («колокольчики», «дождик»). Цель – познакомить с инструментом, дать поиграть с ним, как с игрушкой. Затем дети играют ритмические упражнения на 1-2 нотах и напевают. Постепенно дети учатся подбирать по слуху мелодии знакомого репертуара.
· Музыкальная грамота.
Обращая внимание детей на движение звуков мелодии, их протяженность, характер исполнения песни, педагог дает ребятам некоторые сведения о высоте и продолжительности звуков, тембре, темпе, ритме, динамике.
· Творчество.
Детям предлагается сочинить мелодию к тексту, хороводу.
2.Подбирая песню, следует учитывать вокальные способности и музыкальное развитие детей. Нужно помнить, что у детей короткое дыхание. Следовательно, песня должна быть с короткими музыкальными фразами, которые заканчиваются на четвертные и половинные ноты.
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона детского голоса:
Диапазоны | Возраст детей |
Ми – ля | (2-3 года) |
Ре-ля | (3-4 года) |
Ре-си | (4-5 года) |
(До)ре-до второй октавы | (5-6 лет) |
Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует громкого, форсированного звучания. Кроме выше сказанного, нужно учитывать построение мелодии: мелодические ходы, ритмический рисунок, окончание музыкальной фразы. Так пунктирный ритм, разные окончания музыкальных фраз, пение звуков на один слог тяжело не только для малышей, но и для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовка музыкального руководителя к
Разучиванию песни.
1. Выучить песню наизусть ( чтобы петь ее с сопровождением и без него);
2. В связи с художественным образом продумать все оттенки (динамические, темповые, где брать дыхание, очень хорошо выучить аккомпанемент и отработать выразительную дикцию);
3. Продумать приемы разучивания песни (трудные места в мелодии, трудно выговариваемые места, как удержать внимание и интерес детей).
Важно помнить, что первое исполнение песни дает не только сильное впечатление, но и помогает качественному его разучиванию.
Этапы разучивания песни
Разучивание песни.
- сначала песню учат без музыкального сопровождения ( с голосом взрослого и подыгрыванием мелодии), чтобы дети лучше усвоили интервалику;
- пение без музыки и с ней;
- тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно ( дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);
- текст должен учиться с мелодией;
- широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя.
Дыхание.
Музыкальный руководитель не дает каких-либо специальных упражнений на дыхание, т.к. оно укрепляется в процессе самого пения. Он следит, чтобы дети взяли дыхание перед пением и между музыкальными фразами, но не посередине слова. Музыкальный руководитель должен сам сказать, где нужно взять дыхание. Песни должны с короткими музыкальными фразами.
Дикция.
Большое значение имеет произношение согласных и гласных букв. Особое значение нужно уделить окончанию слов (шелест, кузнечик), точному выполнению знаков препинания. Речевые дефекты требуют долгой и кропотливой работы.
Интонирование.
Чистота интонирования зависят от музыкального слуха. Есть дети, у которых отсутствует музыкальный слух («гудошники»), и дети, которые слышат мелодию, но не могут ее воспроизвести. У них отсутствует координация между слухом и голосом. Дети с плохой дикцией тоже поют фальшиво.
Чтобы развить чистоту интонирования нужно брать песни, удобные по диапазону, дыханию и тесситуре.
Ансамбль.
Педагог показывает детям момент вступления. Побуждает к слуховому вниманию, слаженности звучания. Следует стремиться не только к одновременности звучания, но и его выразительности: мягкости окончания музыкальных фраз, динамических и смысловых оттенков.
ПРИЕМЫ:
1. Собрать внимание детей на музыкального руководителя, который дает знак (кивком головы) к пению.
2. Музыкальный руководитель дирижирует пением (a cappеlla).
3. Начало пения по показу воспитателя.
Вопросы
1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развит
дошкольника.
2. Цели и задачи певческой деятельности детей.
3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Ох на детского голоса.
4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара.
5.Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.
Литература
Б р ы г и н а Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.
*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.
Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. М е т л о в Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. - С. 18-50.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НА.Ветлугиной. — М., 1989.-С. 76-89.
Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 93-98.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. - С. 111-119, 147 -151, 170-174.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1988.
Дополнительная литература
Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967. Гальперин И. Воспитание песней // Дошк. воспитание. — 1986. — № 1. — С. 70.
Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред. В.Н.Шацкой. — М., 1970.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.
Егоров А.И. Гигиена голоса и его физиологические основы. — М., 1962. Лопатина М. Роль попевок в формировании певческой деятельности // Дошк. воспитание. — 1979. — № 12. — С. 78.
О р л о в а Н.Д. О детском голосе. — М., 1966.
Задания
1. Подготовить сообщение о методической системе вокального воспитания М.И.Глинки (см.: Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М., 1992. - С. 13-14, 185-188).
2. Разработать игровые задания, подобрать приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикция) и хоровых (чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.
3. Подобрать по две скороговорки для младших, средних и старших дошкольников. Предложив группе студентов различные варианты их проговари-вания или пропевания, добиться единого темпа исполнения, ритмического и динамического ансамбля. Исполнить сочиненную мелодию скороговорки с разнообразными интонациями (радостно, робко, таинственно, печально и т.п.). Разработать приемы формирования художественного ансамбля.
Используя малые фольклорные формы, сочинить несколько упражнений для распевания в старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.
Вопросы
1. Анализ вокальных произведений, исполняемых детьми разного дошко.-ного возраста.
2. Этапы обучения детей пению. Специфика методов обучения на кажл этапе разучивания песни.
3. Приобщение к пению детей раннего возраста.
4. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста. Ра
игровых методов и приемов в обучении.
5. Особенности методики обучения пению детей 5, 6, 7-го года жизни.
6. Методика работы по «Музыкальному букварю» Н.А.Ветлугиной.
Литература
Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.
М., 1989.-С. 97-114.
Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.
С. 99-104.
С т у л о в а Г.П. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988. — С. 35-56
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сое
Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М., 1986.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5—6 лет / Сое
Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сое
Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1988.
Дополнительная литература
Алексеев В. Обучение детей выразительному пению // Дошк. воспитание. 1980. -№ 1.-С. 88.
Давыдова М. Импровизация — одна из основ музыкального воспитания //До воспитание. - 1994. — № 6. — С. 89-91.
Орлова Т. Система упражнений для развития музыкального голоса и слуха (по
готовительная к школе группа) //Дошк. воспитание. — 1982. — № 8—10.
Стацура Т. Приемы развития певческих навыков у детей старшей группы д ского сада//Дошк. воспитание. — 1987. — № 11. — С. 94.
Задания
1. Написать аннотацию на сборник песен для дошкольников (по выбор>
Проанализировать его содержание с точки зрения принципов отбора вокально,
репертуара.
2. Написать развернутую характеристику песни из репертуара одной возрастных групп, используя предложенную ниже схему.
3. Составить план-конспект последовательного разучивания песни (по вь бору) на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Выделить задачи обучения пению на каждом занятии, методы и приемы коллективной и индивидуальной работы с детьми.
4. Разработать методические рекомендации по разучиванию упражнения из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Продумать разнообразные практические действия, направленные на развитие голоса и слуха у дошкольников, а также варианты усложнения заданий, предлагаемых в пособии.
Схема анализа песни
1.Авторы музыки и слов песни.
Воспитательная ценность музыкального произведения (характер, интонационная выразительность музыки, содержание литературного текста, его идея и художественная ценность).
1. Анализ литературного текста:
— наличие сюжета, обращения, диалога;
— ритмичность литературного текста;
— наиболее значительные в выразительном отношении слова;
— непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания;
— наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);
— сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.
4. Анализ мелодии песни:
— лад, тональность, наличие отклонений и модуляций;
— соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;
— размер, темп;
— динамические нюансы;
— мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;
— характер, интонационная выразительность мелодии;
— характер движения, особенности развития;
— способ звуковедения;
— интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирования при разучивании песни;
— наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интонациям речи;
— ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка;
— связь средств музыкальной выразительности с текстом;
— диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.
5. Аккомпанемент:
— художественные достоинства;
— соответствие эмоционально-образному содержанию песни;
— доступность для восприятия детьми;
— наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особенности.
6. Структура песни:
— одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная, форма рондо;
— драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).
7. Педагогические выводы.
Тема: Пение – основной вид музыкальной деятельности.