III. Камерные инструментальные ансамбли
Соната для виолончели и фортепиано D-dur, op. 12, в двух частях. 1911. Вторая редакция 1931 г.
Струнный квартет № 1 a-moll, op. 33, № 1, в четырех частях. 1929— 1930.
Струнный квартет № 2 c-moll, op. 33, № 2, в трех частях. 1930. Посвящен Г. С. Гамбургу.
Струнный квартет № 3 d-moll, op. 33, в двух частях. 1910 [1].
Струнный квартет № 4 f-moll, op. 33, № 4, в четырех частях. 1909— 1910. Вторая редакция 1936—1937.
Струнный квартет № 5 e-moll, op. 47, в четырех частях. 1938—1939. Посвящен В. Я. Шебалину.
Струнный квартет № 6 g-moll, op. 49, в четырех частях. 1939—1940. Посвящен Государственному квартету имени Бетховена: Д. М. Цыганову, В. П. Ширинскому, В. В. Борисовскому, С. П. Ширинскому.
Струнный квартет № 7 F-dur, op. 55, в четырех частях. 1941. Посвящен Е. М. Гузикову.
Струнный квартет № 8 fis-moll, op. 59, в трех частях. 1942. Посвящен памяти З. П. Фельдмана.
Струнный квартет № 9 d-moll, op. 62, в трех частях. 1943. К 20-ле-тию Квартета имени Бетховена.
Струнный квартет № 10 F-dur, op. 67, в четырех частях. 1907—1945.
Струнный квартет № 11 «Воспоминания» Es-dur, op. 67, № 2, в четырех частях. 1945. Посвящен А. А. Иконникову.
Соната для скрипки и фортепиано F-dur, op. 70, в двух частях. 1946—1947.
Струнный квартет № 12 G-dur, ср. 77, в четырех частях. 1947. Посвящен Д. Б. Кабалевскому.
Вторая соната для виолончели (или альта) и фортепиано a-moll, op. 81, в трех частях. 1948—1949.
[1] По предположению С. И. Шлифштейна квартет был переработан композитором летом 1930 г.
<стр. 181>
Струнный квартет M 13 a-moll, op. 86, в четырех частях. 1949. Посвящен Квартету имени Бетховена: Д. М. Цыганову, В. П. Ши-ринскому, В. В. Борисовскому, С. П. Ширинскому.
IV. Произведения для фортепиано
Сонаты
Соната № 1 d-moll, op. 6, в четырех частях. 1907—1909. Посвящена Н. Л. Гофман.
Соната № 2 fis-moll, op. 13, в одной части. 1912. Посвящена Б. С. Захарову.
Соната № 3 c-moll, op. 19, в одной части. 1920.
Соната № 4 c-moll, op. 27, в трех частях. 1924—1925. Посвящена С. Е. Фейнбергу.
Соната № 5 H-dur, op. 64, № 1, в четырех частях. 1944.
Соната № 6 As-dur, op. 64, № 2, в трех частях. 1944.
Соната № 7 C-dur, op. 82, в трех частях. 1949.
Соната № 8 d-moll, op. 83, в трех частях. 1949.
Соната № 9 F-dur, op. 84, в трех частях. 1949.
Разные пьесы
«Причуды», шесть набросков, ор. 25, 1917—1922.
«Воспоминания», шесть пьес: 1. Напев. 2. Шутка. 3. Безнадежность. 4. Воспоминание. 5. В бессонницу. 6. Снежная жуть, ор. 29. 1927.
«Пожелтевшие страницы», семь незатейливых вещиц, ор. 31. 1928. Посвящены А. А. Алявдиной.
«Стилизации», девять пьес в форме старых танцев, ор. 73. 1946.
«Из прошлого», шесть импровизаций: 1. Вступление. 2. Порыв. 3. В дреме. 4. Звоны. 5. Сумрак. 6. Конец сказки. Ор. 74, 1906—1946.
«Полифонические наброски», шесть фуг в двух тетрадях, ор. 78. 1907—1908—1948.
V. Вокальные произведения
«Размышления», семь романсов для голоса с фортепиано на слова Е. Баратынского. Ор. 1. 1908: 1. Мой дар убог. 2. Чудный град. 3. Муза. 4. Болящий дух. 5. Бывало, отрок звонким кликом. 6. Наяда. 7. Очарованье красоты в тебе. Посвящены Б. В. Асафьеву.
«На грани», восемнадцать романсов для голоса с фортепиано на слова З. Гиппиус. Ор. 4. 1904—1908: 1. Пиявки. 2. Ничего. 3. В гостиной. 4. Серенада. 5. Пауки. 6. Надпись на книге. 7. Мгновение. 8. Страны унынья. 9. Стук. 10. Тетрадь любви. 11. Христианин. 12. Другой христианин. 13. Луна и туман.
<стр. 182>
14. Пыль. 15. Цветы ночи. 16. Нескорбному учителю. 17. Кровь. 18. Предел.
«Из З. Гиппиус», три пьесы для голоса с фортепиано. Ор. 5. 1905— 1908; 1. Противоречия. 2. Однообразие. 3. Круги. Посвящены М. Л. Гофману.
Три наброска для голоса с фортепиано на слова Вяч. Иванова. Ор. 8а. 190в: 1. Гроза. 2. Долина —храм. 3. Пан и Психея. Посвящены Е. В. и В. В. Держановским.
«Сонет» для голоса с фортепиано на слова Микеланджело — Тютчева. Ор. 86. 1909—1950.
«Предчувствия», шесть романсов для голоса с фортепиано на слова З. Гиппиус. Ор. 16. 1913—1914: 1. Дар. 2. Боль. 3. Так ли? 4. Заклинание. 5. Внезапно. 6. Петухи.
Шесть романсов для голоса с фортепиано на слова А. Блока. Ор. 20. 1920—1921: 1. Полный месяц встал над лугом. 2. Ужасен холод вечеров. 3. Милый друг. 4. Медлительной чредой нисходит день осенний. 5. Встану я в утро туманное. 6. В ночь молчаливую. Посвящены М. Г. Губе.
«На склоне дня», три наброска для голоса с фортепиано на слова Ф. Тютчева. Ор. 21. 1922: 1. Нам не дано предугадать. 2. Нет боле искр живых. 3. Как ни тяжел последний час. Посвящены Е. В. Колосовой-Держановской.
«Венок поблекший», восемь романсов для голоса с фортепиано на слова А. Дельвига. Ор. 22. 1925: 1. К чему на памятном листке. 2. Что ты, пастушка, приуныла? 3. Любовь. 4. Близость любимого. 5. Жаворонок. 6. Нет, я не ваш. 7. Песня. 8. Осенняя картина.
«Крылья Советов», двухголосный массовый хор с фортепиано на слова Н. Асеева. 1931.
«Летят самолеты», двухголосный массовый хор на слова И. Строганова. 1931.
«Ленинская», одноголосный массовый хор с фортепиано на слова A. Суркова. 1932—1933.
«Песня о Карле Марксе», двухголосный хор с фортепиано на слова С. Кирсанова. 1932.
Три боевые комсомольские песни для одноголосного массового хора с фортепиано. 1934: 1. Партизанская («Наливались тополи») на слова С. Острового. 2. Походная («По полям идут колонны») на слова А. Суркова. 3. Пограничная песня на слова B. Винникова.
«Слава советским пилотам», четырехголосный смешанный хор без сопровождения на слова А. Суркова. 1934.
Двенадцать романсов для голоса с фортепиано на слова М. Лермонтова. Ор. 40. 1935—1936: 1. Казачья колыбельная. 2. Выхожу один я на дорогу. 3. Нет, не тебя так пылко я люблю.
<стр. 183>
4. К портрету («Как мальчик кудрявый, резва»). 5. Солнце. 6. Они любили друг друга. 7. Как одинокая гробница (В альбом). 8. Ты идешь на поле битвы (Романс). 9. Она поет. 10. Не плачь, не плачь, мое дитя. 11. Любил и я в былые годы (Из альбома). 12. Прости — мы не встретимся боле.
«Походная песня», для двухголосного хора без сопровождения на слова М. Исаковского. 1941.
«Боец молодой», для голоса с фортепиано на слова М. Светлова. 1941.
«Боевой приказ», для голоса и хора с фортепиано на слова В. Вин-никова. 1941.
«Киров с нами», поэма-кантата к XXV годовщине Октябрьской революции, для двух солистов, смешанного хора и оркестра, на слова Н. Тихонова. Ор. 61, в четырех частях. 1942.
«Кремль ночью», кантата-ноктюрн к ХХХ-летию Октябрьской рево люции a-moll, для соло, смешанного хора и оркестра, на слова С. Васильева. Ор. 75, в пяти частях. 1947.
<стр. 184>
Указатель источников
Альшванг А. А. Очерк о советских симфониях военных лет. Не опубликован. Архив А. М. Сеславинской.
Советский симфонизм. М., 1945. Перепечатано в кн.: А. Альшванг. Избр. соч. в двух томах, т. 1. М., 1964.
Асафьев Б. В. «Аластор» Мясковского.—Журн. «Музыка», 1914, с. 198. Перепечатано в кн.: Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 5. М., 1957.
Мысли и думы, ч. 1. «О себе». — Сов. музыка, 1959, № 8.
Несколько позднее — в кн.: Орлова Е. М. Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста. Л., 1964, с. 20—21.
Николай Яковлевич Мясковский. — В кн.: Сов. музыка. Вып. 2. М., 1944. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский. Собр. материалов в двух томах. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна, т. 1. Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском, т. 2. Литературное наследие, письма. М., 1964. Изд. 2, доп. [1]
Николай Яковлевич Мясковский. — Сов. музыка, 1955, № 8.
Мясковский как симфонист. Подписано: Игорь Глебов. — В журн. «Современная музыка», 1924, апрель. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Симфония. — В кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1. М.:Л., 1947. Перепечатано: Избр. труды, т. 5.
Письма к Н. Я. Мясковскому. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2. Отрывок из письма от 13 августа 1916 г. — в кн.: Иконников А. А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. М., 1966 [2], с. 135—136.
Отрывок из письма от 28 марта 1927 г. — там же, с. 138.
Отрывок из письма от 9 апреля 1932 г.—там же, с. 139.
Отрывок из письма от 5 ноября 1933 г. —там же, с. 140.
Беляев В. Николай Яковлевич Мясковский. М., 1927.
Письмо к В. А. Успенскому от 5 мая 1924 г. — В кн. А. А. Иконникова, с. 110.
[1] В дальнейшем — сокращенно: кн. «Н. Я. Мясковский».
[2] В дальнейшем — сокращенно: кн. А. А. Иконникова.
<стр. 185>
Васина-Гроссман В. Лермонтовские романсы Н. Я. Мясковского.— Сов. искусство, 1938, 2 окт. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. I.
Мастера советского романса. М., 1968.
Последние произведения Н. Я. Мясковского. — Сов. музыка, 1951, № 3. Перепечатано в кн.: Советская симфоническая музыка. М., 1955.
Гаук А. О Николае Яковлевиче. Из блокнота воспоминаний. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Данилевич Л. Н. Я. Мясковский (К 75-летию со дня рождения).— В кн.: Советская музыка. Статьи и материалы. Вып. 2. М, 1956.
Советский симфонизм — искусство больших идей. — Сов.. музыка, 1957, № 11.
Держановский В. В. Письма к Н. Я. Мясковскому. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2. Письмо от 18 марта 1915 г.—в кн.: Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка/Ред.-сост. И. С. Рабинович. Под общей редакцией Д. Шостаковича, т. 1. М., 1964, с. 605—606. Изд. 2, доп., 1972, с. 295—296.
Дроздов Ан. Рецензия на 9-й концерт Персимфанса [О Десятой симфонии Мясковского] — Музыка и Революция, 1928, № 4.
Житомирский Д. В. К изучению стиля Н. Я. Мясковского. — Сов. музыка, 1941, № 4. Перепечатано с дополнениями в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Иконников А. Н. Мясковский. М.: Л., 1944.
Н. Я. Мясковский. — Сов. музыка, 1941, № 4.
Художник наших дней Н. Я. Мясковский. М., 1966.
Кабалевский Дм. Девятый квартет Н. Я. Мясковского. — Литература и искусство. 1944, 11 марта.
Николай Яковлевич Мясковский (к 70-летию со дня рождения Мясковского). — Сов. музыка, 1951, № 4. Перепечатано в кн.: Советская симфоническая музыка. М., 1955.
О Н. Я. Мясковском. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
О Шестой симфонии Мясковского. Вступительное слово к радиоконцерту из цикла «50 лет советской музыки». — Муз. жизнь, 1967, №10.
Пятый квартет II. Я. Мясковского. — Сов. искусство. 1940, 15 июня. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1, с ошибочной датировкой.
Симфония борьбы. О Двенадцатой симфонии Н. Я. Мясковского. — Сов. искусство, 1932, 27 июня.
Козловский А. Ф. Рукописные «Воспоминания». — В кн.: Вызго Т. Алексей Козловский. М., 1966, с. 18.
Копосова-Держановская Е. В. Памяти друга. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
<стр. 186>
Ламм О. П. Воспоминания о Н. Я. Мясковском. — Там же.
Ливанова Т. Н. Я. Мясковский. Творческий путь. М., 1953.
Малявин С. А. Памяти Николая Яковлевича. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Меньшикова В. Я., Яковлева В. Я., Федоровская Е. Я. Памяти брата. — Там же.
Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути. — Сов. музыка, 1936, № 6. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2.
Автохарактеристика Семнадцатой симфонии. Автограф — в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2, с. 141; текст — в кн. А. А. Иконникова, с. 219—220.
«Аластор» (поэма Шелли) Н. Мясковского [авторская аннотация к первому исполнению].—Музыка, 1914, № 194. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2.
А[натолий] Александров. — В журн. «Musikblatter des Anbruch». Вена, 1925, март. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2. К исполнению «Сказки» Н. Я. Мясковского [авторская аннотация к первому исполнению симфонической притчи «Молчание»].— Музыка, 1911, № 25. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2.
Мясковский о своей новой симфонии. Беседа с композитором.— Газ. «Сов. музыкант», 1939, 2 февр. Перепечатано в кн. А.А.Иконникова, с. 230—231.
Н. Метнер. Впечатления от его творческого облика. — Музыка, 1913, № 119. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2. Сергей Прокофьев. «Мимолетности», ор. 22. Для ф-п. Изд. А. Gutheil. Leipzig, 1921. — Журн. К новым берегам, 1923, № 1. Заметка подписана Л. Версилов. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2.
Тематический разбор Четвертой и Седьмой симфоний. — Современная музыка, 1925, № 8. Перепечатано в кн. А. А. Иконникова, с. 88—89.
Чайковский и Бетховен.—Музыка, 1912, № 77. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2.
Дневник, записи. От 7 апреля 1918 г. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2, с. 441. От 30 декабря 1921 г. — Там же. От 30 апреля 1927 г.— Там же, с. 442. От 31 октября 1935 г. — Там же, с. 446. От 8 мая 1945 г. — В кн. А. А. Иконникова, с. 291. От 10 февраля 1948 г.— Там же, с. 292. От 27 января 1949 г.— В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1, с. 183.
Письма:
К Б. В. Асафьеву. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2. Письмо от 22 июня 1909 г.— Сов. музыка, 1960, № 8, с, 4—5.
<стр. 187>
Письмо от 12 октября 1914 г. — Там же, с. 7—8. Письмо от 16 мая 1917 г.— Там же, с. 12—13.
К В. В. Держановскому. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2. Отрывок из письма от 6 июня 1918 г. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1, с. 121. Письма, не имеющие точных дат, — по воспоминаниям Е. В. Копосовой-Держановской «Памяти друга» и по воспоминаниям сестер композитора «Памяти брата». — Там же.
К. А. А. Иконникову. Отрывок из письма от 12 мая 1942 г. — В кн. А. А. Иконникова, с. 265.
К М. В. Ковалю от 16 января 1932 г. — В кн.: Поляновский Г. Мариан Коваль. М., 1968, с. 14—15.
К Е. В. Копосовой-Держановской. Отрывок письма, март 1915 г. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1, с. 213—214. Отрывок из письма от 28 мая 1915 г. — Там же, с. 215—216. Отрывок из письма от 19 марта 1917 г. — В кн. А. А. Иконникова, с. 85.Отрывок из письма, сентябрь 1942 г. В кн: Н. Я. Мясковский, т. 1. с. 224.
К Н. А. Малько. — В кн.: Mалько Н. А. Воспоминании. Статьи. Письма. Л., 1972.
К Я. К. Мясковскому. Отрывок из письма ОТ 7 декабря 1914 г.— В кн. А. А. Иконникова, с. 81—83. К С. С. Прокофьеву — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2. Отрывок из письма от 25 июля 1923 г., в статье Дм. Кабалевского «Чудесная дружба». — Сов. музыка, 1961, № 4, с. 24. Отрывок из письма от 14 октября 1927 г. Гам же, с. 25, а также в кн.: С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский, Переписка. М., 1977.
К Б. Л. Яворскому. Письмо от 1 ноября 1912 г. —В кн.: Б. Яворский. Воспоминания, статьи и письма. Под общей редакцией Д. Шостаковича, т. 1. М., 1964, с. 501—502
К В. Я. Яковлевой. Отрывок из письма от 1 марта 1915 г. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1, с. 177—178
К В. В. Яковлеву — В кл.: Н. Я. Мясковский, т. 2.
Мясковский Я. К. Отрывок из письма к Н. Я. Мясковскому от 25 сентября 1902 г. В кн. А. А. Иконникова, с. 26—29. Письмо от 1—4 декабря 1902 г. — Там же, с. 29—32.
Пейко Н. Воспоминания об учителе. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Прокофьев С. Новая советская симфония. — Сов. искусство, 1936, 29 окт. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1. Юные годы. — В кн.: С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания/Сост. ред., примеч. и вступит, статья С. И. Шлифштейна. Изд. 2, доп. М., 1961.
Письма к Н. Я. Мясковскому. — В кн.: Н. Я. Мясковский,
<стр. 188>
т. 2. Отрывок из письма от 3 января 1924 г. — в статье Д. Кабалевского. «Чудесная дружба». — Сов. музыка, 1961, № 4, с. 24, а также в кн.: С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. М., 1977.
Фере Вл. Наш учитель Николай Яковлевич Мясковский (Страницы воспоминаний). — В кн.: Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966.
Хачатурян А. Из воспоминаний. — Сов. музыка, 1956, № 5. Перепечатано с исправлениями автора в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Xубов Г. Мясковский и его Пятнадцатая симфония. — Сов. музыка, 1936, № 1.
Шебалин В. Воспоминания. — В кн.: Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966.
Шлифштейн С. Мясковский-критик. — В кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Симфония-элегия. — Сов. искусство, 1940, 8 дек. Перепечатано с небольшими авторскими изменениями в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1.
Энгeль Ю. Рецензия на 4-й концерт «Вечеров современной музыки».— Рус. ведомости, 1914, 25 янв. Отрывок перепечатан в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 2, с. 542, а также в кн.: Энгель Ю. Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. М., 1971.
Рецензия на Седьмое симфоническое собрание Русского музыкального общества. — Рус. ведомости, 1915, 17 февр. Подпись: Ю. Э. Отрывок перепечатан в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1, а также в кн.: Энгель Ю. Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. М., 1971.
Яковлев В. В. В юные годы.—Сов. музыка, 1956, № 5. Перепечатано в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1. Письмо к дочери, Т. В. Яковлевой, от 8 января 1951 г.; использовано во вступит, статье Д. В. Житомирского в кн.: Вас. Яковлев. Избр. труды о музыке/Под ред. Е. Грошевой, Д. Житомирского, Т. Соколовой, т. 1. П. И. Чайковский. М., 1964, с. 30.
Яковлева В. Я. Рукописный мемуарно-биографический очерк, посвященный В. В. Яковлеву; использован там же, с. 14.
Ямпольский И. М. Смычковая музыка. — В кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1.
<стр. 189>
Краткая библиография
Литература о жизни и творчестве Н. Я. Мясковского невелика. В указатель источников вошло наиболее ценное. На первом месте стоят воспоминания и статьи, собранные или специально написанные для книги «Н. Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах», изд. 2. М., «Музыка», 1964. Следует назвать также статьи Д. Б. Кабалевского «Чудесная дружба» (в жури. «Советская музыка», 1961, № 4), В. Г. Фере «Наш учитель Николай Яковлевич Мясковский» (в сборнике «Воспоминания о Московской консерватории». М., «Музыка», 1966). Большой труд А. А. Иконникова «Художник наших дней Н. Я. Мясковский» (М., «Мушка», 1966) содержит прекрасный документальный материал, ХОТЯ по своему жанру тяготеет к аналитическому разбору симфонических произведений композитора. Сохраняют свое значение работы Б. В. Асафьева, частью собранные в пятом томе его «Избранных трудом» (М., Изд. Академии наук СССР, 1957). Они трудны по мысли и сложны по манере изложения, но весьма содержательны Широкодоступных книг о творчестве Мясковского в целом — нет. Ho ведь и музыка его по своему психологическому складу далеко не всегда широкодоступна в точном смысле слова.
<стр. 190>
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................................................................. 3
Введение ....................................................................................................................... 5
Начальная пора............................................................................................................ 10
Выбор пути.................................................................................................................. 18
Петербургская консерватория.................................................................................... 29
Годы раннего творчества........................................................................................... 37
Друзья........................................................................................................................... 40
«Молчание», «Аластор», романсы............................................................................ 47
Стиль............................................................................................................................ 56
Композитор в роли музыкального критика............................................................. 60
Испытание войной..................................................................................................... 69
Премьера Третьей симфонии..................................................................................... 73
Опыт горький, но необходимый............................................................................... 76
На пороге новой эры.................................................................................................. 81
Переезд в Москву........................................................................................................ 84
Рождение советского симфонизма............................................................................ 87
Шестая симфония........................................................................................................ 95
Новые темы, новые поиски..................................................................................... 100
Трудные годы признания......................................................................................... 107
Поворот...................................................................................................................... 115
На пути к Двадцать первой..................................................................................... 124
«Моменты глубокой тишины и покоя».................................................................. 132
Мясковский — педагог............................................................................................ 135
В годы Великой Отечественной войны................................................................. 146
Последние пять лет жизни....................................................................................... 155
Двадцать седьмая и последняя................................................................................. 160
Эпилог........................................................................................................................ 165
Хронограф жизни и творчества Н. Я. Мясковского.............................................. 170
Список основных сочинений Н. Я. Мясковского................................................. 178
Указатель источников............................................................................................... 184
Краткая библиография............................................................................................. 189
<стр. 191>
ИБ № 1720
Иосиф Филиппович Кунин
Н. Я. Мясковский
Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах
Редактор А. Модин Мл. редактор Н. Перышкина
Художник В. Сидоренко. Худож. редактор Л. Рабенау
Техн. редактор Е. Блюменталь. Корректоры К. Петрова, А. Каганович.
Сдано в набор 01.10.80. Поди, к нем. 23.07.81. Л 09361 Форм. бум. 70 Х 108 1/32.
Бумага офсетная № 1. Гарнитура шрифта литературная. Печать высокая. Печ. л. 6,31 Условные 8,93 Уч.-изд. л. 8,93
Тираж 10,000 экз. Изд. № 5593 За к. 1972. Цена 65 к.
Всесоюзное издательство «Советский композитор», 103006, Москва, К-6, Садовая-Триумфальная ул., 14—12
Московская типография № 6 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли,
109088, Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24.
<стр. 192>
K91
Кунин И.
H. Я. Мясковский: Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах. — 2-е изд., доп. — М.: Сов. композитор, 1981.
192 с, 18 ил.
Н. Я. Мясковский (1881—1950) — выдающийся советский симфонист, педагог, вырастивший более 80 композиторов и среди них — А. Хачатурян и Д. Кабалевский. Мясковский, по словам Б. Асафьева, был «художественной совестью нашей музыки».
Предлагаемая книга о крупнейшем советском художнике основана на документальном материале.
В новом издании учтены материалы, появившиеся в печати после 1968 г. Это, прежде всего, переписка С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского (М., Советский композитор, 1977). Шире освещено камерно-инструментальное и вокальное творчество Мясковского. Книга снабжена справочным аппаратом: указатель источников, хронограф жизни и творчества композитора, ното- и библиография.
78С2
К 91