Общий алгоритм организации огонька

Предварительная работа.

Начните с продумывания места данного огонька в жизни отряда. Сценарный план (а он у Вас обязательно будет) зависит от того, каково состояние отряда, уровень его сплоченное взаимопонимания и открытости. Позаботьтесь о том, чтобы огонёк произвел желаемый эффект, а для этого постарайтесь, чтобы он задевал нужные струны души. Нижеследующие пункты рекомендации помогут Вам в этом. В любом случае, делайте поправку на психологический возраст, уровень ценностей ориентационного единства отряда. Постарайтесь предусмотреть и снизить возможные риски.

Подготовительная работа.

Подготовьте место, скамьи и стулья, реквизит, технические средства. Если ждёте гостей проинструктируйте их об их роли в огоньке. Сформулируйте и выдайте задания выступающим, групп так, чтобы у них осталось время подготовиться; помогите им. Еще раз рассчитайте время, вспомните, какого эффекта Вы ждете от каждого элемента огонька.

Погружение.

Для создания соответствующего настроения ребят используйте ритуалы, например, торжественную перестановку флага на специальное место, специальное "время Ч", когда никому нельзя входить на место проведения огонька, зажжение свечи или костра с выбором кострового, почетное право войти первым герою дня или дежурному командиру, запись в "бортовом журнале" о начале огонька. Возможно экспресс-построение с кратким отчетом командира о прожитом дне, "30 секунд молчания" перед входом с предложением каждому подумать о том, что важного он должен сказать товарищам и т.д. Важен сам момент входа и размещения: это должно происходить в тишине, без суеты, лучшие места - малышам, "героям дня", гостям. Возможен вынос талисмана, иных аксессуаров. Фантазируйте, украшайте огонёк, создавайте настроение искренности, теплоты, важности происходящего.

Ход огонька

А) Начало. Им может быть настраивающая песня под гитару, предъявление загадочного предмета, сюрприза под вуалью, "черного ящика", представление гостей. Обязательно прозвучит вступительное слово вожатого. Возможно, Вы проведете короткое упражнение для установления сенсорного контакта.

Б) Завязка обсуждения. Разговор может начаться с проблемного вопроса, выступления группы, концентрации внимания на загадочном предмете. Возможно, вы просто убедительно поставите задачу, объявите порядок проведения огонька. Хорошо, если на каждом огоньке этот момент организуется по-разному.

В) Обсуждение. Традиционное обсуждение "по кругу" подкрепите или вовсе замените более эффективными приемами. Используйте "конверт откровения", "мозаику вопросов и ответов", другие технические приемы. Интересно предложить высказавшемуся выбрать следующего говорящего. Лишить обсуждение однообразия помогут "музыкальные паузы", когда исполняемая песня выбирается по принципу актуальности (какая песня подойдет именно в эту минуту - могут решить сами ребята). Нелишними оказываются и невербальные коммуникативные средства: жесты, прикосновения, рукопожатия, символические знаки и предметы. Важно, чтобы все ребята были максимально вовлечены в происходящее, переживали огонёк сообща.

Г) Кульминация. Наконец прозвучит (будет найден) ответ на проблемный вопрос, откроется "черный ящик", станет понятным смысл загадочного предмета, откроется тайна, сюрприз. Наверное, именно в этот момент и выступит с самыми важными словами пришедший гость.

Д) Развязка. В завершение огонька возможно принятие каких-то решений, выявление и награждение "героев", объявление планов и намерений, вручение сюрпризов и т.п. Хорошо, если дети смогут сформулировать выводы, основные идеи разговора. По традиции будет выбран новый дежурный командир на завтра, дана оценка работе сегодняшнего ДК.

Е) Завершение. Когда всё запланированное исчерпано, прозвучит заключительное слово вожатых (возможно - командира, гостя), комментарий к плану на завтра породит радостные ожидания нового дня. Состоится заключительный ритуал: передача знака новому ДК, орлятский круг с вечерней песней и речёвкой.

Ж) Отход ко сну. Да, это тоже важный момент огонька. Ибо способен как сохранить и укрепить достигнутый эффект, так и свести его на нет. По традиции, после исполнения Вечерней песни дети и вожатые разговаривают только шепотом, доброжелательно и умиротворяюще. Дети отходят ко сну без суеты, никакие проблемы уже не поднимаются.

Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня.

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром). Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
Что было не очень хорошо и даже плохо?
Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.

Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо. Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".

1.Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

2.Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

3.Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

4."Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

5."Ромашка", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

6."Ниточки". Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

7."Дерево".

В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.

Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

Таким образом, «вечерний огонек» - это тесный круг друзей, у которого нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.


Пункт 2.6: Коллективная творческая деятельность в лагере

Что такое КТД?

Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого как подсказчика, помощника, советчика. Дети сами выбирают роли, поручения в деле, они могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Группа – главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет – жеребьевку. Вожатый должен найти свое место в КТД, это не обязательно должна быть командная роль, но о контроле за ситуацией не стоит забывать.

Стадии организации коллективного творческого дела:


Предварительная работа. На этой стадии происходит так беседа вожатого с детьми, во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Главная задача взрослого – вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т.д.


Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы и т. д.


Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.

Проведение. Стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при его подготовке.

Подведение итогов. На этой стадии вожатый ставит задачи для размышления: что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Вожатый побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

Примеры КТД

На знакомства:

Разбивка на команды. Детям раздаются карточки трех образцов, на которых написано:

Земля: леса, поля, вода, пустыня и т. д. (все, что находится на земле).

Знаки зодиака: стрелец, водолей, телец и т. д.

Космос: планета, астероид, комета, черная дыра и т. д.

Дети разбиваются, соответственно категории того понятия, которое написано в карточке: те, кому попались карточки со словами Земля; знаки зодиака и космос собирают в свою команду тех, кому попались карточки по соответствующим темам. В итоге получается 3 команды.

Конкурс 1. Дети рассаживаются в три круга (по командам). Им выдают карточки с надписью: «Найди человека, который…»

играет в шашки; любит слушать музыку; играет на музыкальном инструменте и т.д.
Игрокам необходимо по очереди выяснить, кто же увлекается тем, что написано на карточке. Причем тот человек, кто начинает поиск должен не прочитать, а изобразить написанное. И кто это любит должен отозваться. И так далее по кругу.

Конкурс 2. Всем членам команды завязываются глаза. Дают лист бумаги, на котором все должны по очереди рисовать космонавта:

Туловище, голова, руки, ноги, глаза и т. д.

Конкурс 3. Командам дается задание написать как можно больше имен участников из другой команды.

Разбивка команды. Игроки берут разноцветные карточки с разноцветными геометрическими фигурами (треугольники, круги, квадраты, ромбы). Игроки разбиваются по цвету карточки.

Конкурс 1. Командам необходимо перечислить все, что встречается в природе такого же цвета, как их карточка.

Конкурс 2. Каждый участник должен с закрытыми глазами вырезать свою фигурку из бумаги (можно по очереди).

Конкурс 3. Команда должна хором исполнить песню, содержащую цвет фигурки.

На сплочение группы:

Разбивка 1. Многоуровневая разбивка – лист дневника (число, месяц, день недели). Участники разбиваются по месяцам.

Разбивка 2. Дети стоят в кругу, вызывают одного из них, который в последствии становится капитаном. Он начинает под музыку ходить вокруг детей. Когда вожатый останавливает музыку, капитан останавливается, тот, напротив которого он остановился, идет к нему в команду. Так набирается определенное количество детей для команды. Потом, выходит другой ребенок и делает то же самое. Так организуются команды с одинаковым количеством человек.

Конкурс 1. Дети одной из команд берутся за руки и заплетаются в «паутинку». Представитель другой команды должен ее распутать. И так по очереди все команды. Кто лучше запутается – тот выиграл.

Конкурс 2. Команда загадывает какой-либо цветок и потом вместе они стараются объяснить его название, команда, которая первой догадается загадывает свой цветок. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

Конкурс 3. Командам необходимо нарисовать герб своей команды.

Спортивные КТД:

Разбивка 1. Дети вытягивают карточки, на которых нарисовано два вида обуви – кроссовки и кеды, таким образом, получается две команды.

Разбивка 2. Карточки с различными спортивными атрибутами.

Конкурс 1. Каждая команда придумывает себе название и кричалку. Все команды получают одинаковую оценку (начальные очки).

Конкурс 2. Каждая команда становится в одну линию, каждый человек кладет руки на плечи впереди стоящему. Образуется две «змейки», которые по команде начинают двигаться вперед, огибая препятствия (кегли).

Конкурс 3. На полу вниз лицевой стороной разбрасываются в хаотичном порядке карточки с номерами, например от 1 до 18 (согласно общему количеству участников обеих команд). Ведущий назначает всем участникам порядковые номера. Задача: как можно быстрее каждому из участников команды найти свой порядковый номер, но обнаружив на полу не свой номер – запрещается передавать! Необходимо вернуть карточку обратно на пол лицевой стороной вниз.

Художественные КТД:

Разбивка 1: общий признак. Дети делятся на основе общего признака: рождение в определенное время года.

Конкурс 1.Придумать и показать как могли бы поздороваться:

Дед Мороз и Санта Клаус; птицы, улетающие на юг; распускающиеся цветы;

рыбки в море.

Конкурс 2. Каждая команда рисует телефон будущего и объясняет где что у него находится и доказывает, что этот телефон самый лучший.

Конкурс 3. От каждой команды выбирается игрок, который будет выполнять роль покупателя в соседнем отделе и человек, который будет выполнять роль продавца в своем отделе. «Покупатель» вынимает карточку, в которой написано в какой отдел он пойдет и что ему необходимо там купить. Только покупать ему нужно необычным способом, придется с помощью пантомимы объяснять продавцу, что он хочет купить. Выигрывает тот «покупатель», который быстрее всех справился с заданием.

продуктовый отдел – полку колбасы;

отдел одежды – модную юбку;

отдел бытовой техники – магнитофон;

отдел бытовой химии – духи;

отдел канцтоваров – обложку для книги.

Глава 3: Заключительный период


Пункт 3.1: Огоньки для последнего дня

В последний день смены в воздухе витает лёгкая грусть и предчувствие скорого расставания. В течении дня вожатые организовывают для детей различные маленькие игры, которые дают возможность и детям и взрослым отметить тех, кто за смену стал особенно дорог, выразить благодарность, проявить симпатию. Затем следует общелагерное закрытие смены, а вечером отряды собираются на прощальный огонёк у костра или в отрядной комнате, который является завершающим мероприятием лагерной смены. Сидя вокруг костра, дети вместе с вожатыми вспоминают самые яркие моменты смены, поют любимые песни, обмениваются пожеланиями, играют в игры.

Мероприятия в детском лагере. В течении дня:

«Ленточки на память».

Простой способ выразить свои дружеские чувства и благодарность – повязать ленточки на руку. Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,

«Обнималки».Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее. Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.

«Дерево желаний».В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».

«Кораблик»Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.

«Роза и Камень».Отдаём розу тому, кому хотим сказать спасибо, отмечая положительные черты характера, поступки, и ему же отдаём камень с указанием того, что этому человеку надо изменить в себе.

«Слово вожатого».Начиная огонёк, вожатый может высказать отношение к тому, что происходило в отряде. Каким для него стал отряд, каким он его видел, что ему понравилось, а что он бы посоветовали изменить, для того чтобы в будущем не совершались эти ошибки.

Впечатления о смене:«Фото на память».Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии, которые обсуждаются на огоньке. На них написаны моменты совместной жизни в отряде:

первая встреча

кто как заехал (если заезжали не одновременно)

кто первый…«За эту смену...»

Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: «Лови, (имя)». За эту смену мне больше всего понравилось...«и показывает это „нечто“ мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.

Впечатления об окружающих:

»Ромашка" или самый-самый-самый.Делаете две ромашки с отрывающимися лепестками. Одну для мальчиков, вторую для девочек. На лепесточках пишете: самый сильный, самый умный. самый-самый-самый, мисс очарование, самая обаятельная, мисс улыбка и т.д. Можно и отрицательные качества, но не обидные: капризулька, растераяшка, непоседа и т.д. Мальчика просите оторвать лепесток с «девчоночьей» ромашки, и вручить любой девочке. Она потом оторвет лепесток с мальчишечьей и вручит мальчику. Хорошо бы иметь еще прозапас вожатскую ромашку — вдруг будут дети не получившие ни одного лепестка — вы ненавязчиво исправите положение.

«Зажигание звёзд»Каждый берёт звезду (заренее вырезанную вожатыми) и как бы зажигает её для кого-то очень близкого. Это такое особое «спасибо» близкому человеку.

«Расскажи мне обо мне ». Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

«Ассоциации 1»
Один человек выходит за дверь. Ребята загадывают одного человека из отряда. Задача водящего — задавать вопросы типа: «на какое животное (растение, сказку, героя мультика) похож этот человек. Задается 5 вопросов, после чего водящий делает предположение. Если угадал — ведущий сменяется.


«Ассоциации 2».
Один из участников (водящий) выходит из комнаты. Перед выходом он встанет перед остальными, а все (про себя) постараются сформулировать впечатление о нем: какой он, каковы главные черты его характера? Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Здесь могут быть такие варианты: 1) каждый человек говорит о водящем, какой он, это запоминается или записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. («Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?») Ответ дается после всех вопросов; 2) оставшиеся дают оценку ушедшему сообща (не менее трех определений). Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но на одного человека отводится не более двух минут.


«Черный и золотой стул».
Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».


«У меня появился друг»
Все садятся в круг. Первый человек говорит: «У меня появился друг...» далее описываются его внутренние качества (отзывчивый, добрый, активный, чудоковатый и т.д.) Остальные должны понять о ком идёт речь. Если возникли затруднения, описывается внешность человека. Когда ребята угадывают о ком идёт речь — право голоса передаётся ему. И т.д.

Пожелания:
«Подарки».
Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.


«Чемоданчик»
По отрядной комнате раскладываете сложенные в виде «чемоданов» и просто вдвое листы бумаги. Сверху подписана фамилия ребенка. у детей в руках фломастеры. Они свободно перемещаются по комнате и пишут пожелания в чемоданы друг другу. Такой же вариант, но более прикольно — листок А4, приколотый на спину каждому.


«Добрые ладошки».
Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.


«Круг пожеланий».
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.

Пункт 3.2: Прощание друг с другом и с лагерем

Наши рекомендации