Изучение природы перевоплощения
Цель этого раздела — освоение характера, в основе которого лежит замысел самого студента (наблюдения— зарисовки, этюды, основанные на наблюдениях).
Как известно, подходы к перевоплощению лежат в области освоения внутренней и внешней характерности человека. Характер исследуется и выявляется в многообразии его отношения к миру: к различным событиям, к самому себе, к работе, к деньгам, вещам, природе и т. д. Действенные проявления внутренней и внешней характерности сочетаются с пластической выразительностью. Простые и сложные формы общения в характере выявляются также в мимике и манере речи.
Работа над характером, автором которого является сам студент, во многом опирается на импровизационное мышление, применение самых различных особенностей импровизации: функции поиска выразительных средств воплощения, формирования новых гипотез и т. д. Уровень такой работы целиком зависит от индивидуальности актера. Как это было показано, для импровизационного поиска характера существенным является умение удерживать и развивать «первообраз», а затем и «опорный» образ воображения. Такое умение, основанное на способности распознать в себе и развить художественное впечатление методом импровизационных проб, представляет определенную сложность и требует систематических практических занятий.
Ассоциативное мышление поможет студенту создать и отобрать художественные ассоциации, возникающие при работе над наблюдением. Такого рода ассоциации, связанные с воспроизводимым характером, должны быть выражены в театральной форме: это могут быть животные, птицы, цветы, персонажи басен и сказок, музыкальные ассоциации и ассоциации с живописными образами. Композиционное мышление поможет студенту развить найденный первообраз в драматургически оформленный этюд.
Упражнения, цель которых — поиск, разработка и воплощение результатов творческих наблюдений, хорошо известны. К.С.Станиславский, размышляя над проблемами поиска характерности, говорил о тех «творческих типах актеров», которые создают не только предлагаемые обстоятельства и окружающую обстановку, но «тот образ, который они изображают, в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, смотрят на него и внешне копируют то, что делает воображаемый образ»[56]. По мнению Станиславского, бывают актеры, для которых созданный ими образ становится их alter ego, их вторым «я». Актер в этом случае, находясь под властью образа, живет одной с ним жизнь'ю и действует согласно логике действий образа. «Если копирование внешнего, вне себя созданного образа, является простой имитацией, передразниванием, представлением, то общая взаимно и тесно связанная жизнь актера с образом представляет собой особый вид процесса переживания, свойственный некоторым творческим артистическим индивидуальностям», — пишет Станиславский.
М. Чехов рекомендовал относиться к роли как к материалу, требующему огромной работы воображения, длительной «школы импровизации», переживания этюда как собственного творения. Он полагал, что приемами внутренней и внешней техники актер должен овладеть настолько, чтобы они стали новыми способностями его души.
Поиски внутренней и внешней характерности удобно начинать в импровизациях с использованием простых и сложных форм психофизического действия, при наличии определенной внутренней или внешней характерности. Например, используем список простых, односложных действий и состояний, предлагаемый Станиславским.
Пить кофе. Искать бумажник. Искать что-нибудь в комнате. Убирать комнату. Одеваться. Разбирать бумаги. Стелить постель. Укладывать чемодан. Подметать. Лежать в постели. Маникюр. Что-то чинить, зашивать, штопать. Стирать чернильное пятно. Рисовать, зарисовывать, набрасывать. Переставлять мебель. Чистить платье, башмаки. Припоминать и записывать расходы. Чинить карандаш. Чистить бензином перчатки или ленту. Писать письмо. Осматривать комнату, которую снимаю. Разбавлять спирт или приготовлять крюшон. Ставить градусник. Красить стены или мебель. Натирать пол. Топить печь или камин. Разогревать
чай или еду. Вешать картину или занавеску. Готовить комнату для дезинфекции. Делать гимнастику, вокализы, тренировать пластику, дикцию. Читать книжку. Разглядывать какое-то пятно. Затворять дверь, окно; запирать, забаррикадировать. Искать блоху, клопа, таракана, мышь. Рассматривать покупку. Ждать хозяина квартиры. Найти в комнате или в кармане чужую вещь. Готовить уроки. Готовиться к лекции или выступлению. Поливать цветы. Связывать букетики. Играть на гитаре. Смотреть в окно, в дверь. Подслушивать, прислушиваться. Прятаться. Рыться в ящиках, воровать. Рассматривать картину. Читать письмо. Гадать на картах. Вырезать из журнала картинки. Придумать меню. Перемножать трудные числа. Списывать что-нибудь. Делать опись предметов. Высчитывать свои доходы и расходы. Делать чертеж комнаты, театра, улицы. Начертить проект, как обставить комнату, сообразуясь с разными назначениями; гостиную, кафе, лавку, библиотеку, спальню и т. д. Пройти по сцене столько-то шагов. Переставить стул. Читать объявления в газетах. Решать шарады, ребусы. Приехать в гостиницу: незнакомый город или знакомый (обязательно определить себе — какой); приехать по делу или на отдых, ночью или днем и т. д. Приехать к себе домой: в город или деревню, на работу или на отдых и т. д. Приехать гостить: в город, в деревню, за границу и т. д. (В трех последних упражнениях действия одни и те же: осмотреться, раскладываться, но с разными настроениями.) Гулять в глухой местности, в лесу — вдруг шорох; медведь, подозрительная личность, влюбленная парочка. Стоять, не двигаться.
Предлагаемые возможные варианты упражнений на внутреннюю характерность: раздражительный, скупой, терпеливый, трусливый, любопытный, подозрительный, ласковый, грубый, болезненный, жизнерадостный, самодовольный, решительный, задумчивый, капризный, угрюмый, мнительный, безразличный, нахальный, озорной, робкий, брезгливый, рассеянный, ленивый, настойчивый, легкомысленный, чванливый или заносчивый, застенчивый, изворотливый, педантичный, насмешливый и т. д.
Внешняя характерность: порывистый, величавый, суетливый, неловкий, изящный, медлительный, тяжелый, легкий, угловатый, неряшливый, аккуратный, размашистый и т. д.
Причем на первом этапе больше внимания уделяется воспроизведению внутренней характерности, лишь чуть позднее стоит обращаться к внешней. Полезно выбирать одно действие, в процессе импровизации мотивировать его предлагаемыми обстоя-
тельствами (т.е. внутренне ответить на вопросы: где? когда? с какой целью делаю?). Постараться довести предлагаемое качество характерности до крайнего выражения. Простое физическое действие в данном случае переходит в художественное приспособление, художественную краску актера.
Возраст, пол, врожденные физиологические особенности и недостатки, профессиональные, национальные и местные черты, действенные приспособления и темпо-ритмические рисунки поведения в характере в различных их сочетаниях выявляются в импровизациях на существование в едином месте действия: «базар», «парикмахерская», «магазин» и т. д.
Пройденные разделы закрепляются исполнением несложных ролей в импровизационных, сюжетных этюдах, основанных на наблюдениях. (Например, упражнение профессора В.В. Петрова: педагог приглашает студентов на воображаемую встречу в роли родителей, родственников или знакомых, словом, тех людей, которых они хорошо знают и чью манеру поведения могут легко воспроизвести. Педагог сам участвует в импровизационном диалоге с пришедшими. Дополнительными вопросами и неожиданными поворотами ситуации он помогает студенту утвердиться в найденном характере.)
Представляет особый интерес применение функции импровизации в работе над сложными этюдами, где учащийся пробует себя одновременно как автор, режиссер и актер и выстраивает законченную композицию этюда.
В этом разделе учебной программы начинает проявляться индивидуальность дарования будущего артиста. Выбор наблюдаемых характеров и предлагаемых тем и сюжетов этюдов выявляет личностное начало, вкус, чувство юмора, остроту глаза и эмоциональную возбудимость. При этом большую роль играют жизненный опыт, художественный отбор и вкус студента.
РАБОТА НАД ХАРАКТЕРОМ
Импровизационные этюды могут применяться как инструмент исследования жизни персонажа. За основу таких упражнений принимаются события, существующие или упоминаемые в тексте. С помощью этюдов исследуется сценическая жизнь персонажа в событиях, происходящих в пьесе до, во время и после свершения
сценического действия. Например: «Прошло двадцать лет», «Накануне», «Что происходило с персонажем, пока его не было на сцене?». Это импровизация—разведка «закадровых» кусков роли для создания ощущения непрерывности жизни персонажа. О Рассказ о линии своей роли, проходящей через всю пьесу. О Интересны и вымышленные ситуации, которые раскрывают характеры персонажей. Например, Марья Антоновна и Анна Андреевна выбирают в магазине нижнее белье или подарок Хлестакову.
· Персонажи могут соединяться произвольно для общей импровизации в одном событии: пожар, общий обед, бал, прием высокого гостя, аукцион, базар, похороны и т. д.
· Персонажа можно поставить в ситуацию устройства на работу. Импровизированный диалог будет развивать обоих участников. Придуманное собеседование может касаться не только получения значительного поста или временной, незначительной работы, но и жалобы на сотрудника, увольнения, получения поощрения или награды, повышения жалования, обвинения в растрате или дурном поступке.
· Этюд: «Я о себе, другие обо мне». Это монологи-импровизации в оправданной ситуации, в которых используется текст пьесы и свой импровизационный текст.
· Импровизации на тему: «Хороший и плохой сон моего персонажа».
· Неожиданные для персонажа события. События, которые запечатлелись в памяти или повлияли на формирование характера, либо определили конфликт пьесы. В этих упражнениях нужно поощрять желание студента идти на неожиданность, его готовность использовать любую случайность, возникшую на сцене.
· Импровизационная работа с предметом. Как предмет может работать против выявления характера персонажа или, наоборот, помогать ему. В данном случае начинать упражнения нужно с простых предметов, используемых по назначению, например, с перчаток, зонта, шарфа и т. д. Затем следует этюд на существование персонажа в событии. Здесь действия с предметами приобретают характер приспособления, т. е. делаются художественным выразительным средством. В результате импро-
визационным способом отбираются те предметы, действия с которыми служат наиболее полному и выразительному раскрытию персонажа.