Некоторые методические приемы и правила сочинения
Конечно, не всем актерам дается легко умение мыслить композиционно при сочинении той или иной истории. Таким людям Джонстон рекомендует описать нечто банальное, а затем прервать банальное развитие рассказа неожиданностью,новым поворотом истории. Неожиданность, по мнению Джонстона, всегда стимулирует воображение автора истории. И для сценического поведения импровизатора Джонстон предлагает всегда находить то, что будет являться для партнера и, соответственно, публики неожиданностью.
Иногда актер разрушает импровизацию тем, что отменяет главное предлагаемое обстоятельство сцены.Например, актер А выглядит больным и сидит на стуле. К нему подходит актер Б.
Б: Тебе нехорошо?
А: Да. Дай мне, пожалуйста, стакан воды...
Б: Возьми. Ну, как ты теперь?
А: Сейчас много лучше.
Драматургическое развитие остановилось, так как А отменилглавную причину сцены — болезнь, задуманную им самим.
Есть еще одна причина, мешающая течению импровизационного этюда. Аудитория всегда заинтересована в событиях, происходящих у нее на глазах, поэтому действие нужно удерживать на сцене, а не уводить куда-либо в сторону.
Театр — место, где самая большая опасность — опасность ситуации, когда ничего не происходит. Тренировка в занятиях импровизацией предполагает снятие защитных механизмов, которые мы ежедневно используем в жизни. Ситуации, которых мы хотели бы избежать в жизни, обычно продуктивны для сценического действия. Выбирая темы этюдов, следует помнить, что внимание аудитории бывает захвачено не оригинальностью действия, а вовлеченностьюв него актера.
Чтобы начать историю и ее продолжить, можно установить положение (обстоятельство, событие) и потом развивать дей-
ствие произвольно, шаг за шагом. Героя можно поместить в обычную ситуацию действия в определенных обстоятельствах с определенными препятствиями. Затем нужно заставить героя страдать, ставить перед моральным выбором, мучить его духовно, физически, интеллектуально и постепенно переместить его в новое положение. Дать истории структуру.Важно обосновать разворачивающееся действие, использовать повторные моменты включения схожих событий или обстоятельств.
«Цепь слов».Одна группа студентов называет другой
от пяти и более связанных или не связанных между собой слов. Например: статуэтка, вспышка, борьба, лошадь, кивок, шило. Залив, рыба, плес, костер, сандалии, песок. Чеснок, мука, сельдь, кафтан, фотография, мел. Задача студентов второй группы — связать эти слова единой историей с началом и логическим завершением.
То же задание, но теперь связывается ряд событий или действий: шаги на лестничной площадке, выпил стакан молока, открыл окна, написал записку, спел, заснул.
«Связать предметы».На сценической площадке студентам предлагается связать в игровом этюде от трех и более различных предметов, расположенных на сцене. Внимание при этом обращается на продуктивность и логику действия с предметами. В упражнение можно дополнительно включить особенности пространства и времени, определенные исходные предлагаемые обстоятельства.
«Шесть реплик»(Вестин). Весь класс делится на пары. Каждый вырезает по три бумажки и записывает на них по одной короткой фразе. Они могут быть не связаны. Преподаватель собирает все бумажки с фразами, перемешивает их и раздает каждой паре по шесть штук. Пары самостоятельно разрабатывают возможный диалог с полученными фразами, выстраивают логически осмысленный этюд и по очереди играют его. По окончании работы проходит обсуждение упражнения.
«Импровизация текста на основе сценической задачи»(Кренке). Упражнение проводится в парах. Примеры задач:
Первый партнер — «Жалуюсь, чтобы получить».
Второй партнер— «Сочувствую, чтобы отделаться».
Первый — «Отчитываю, чтобы исправился».
Второй — «Заговариваю зубы, чтобы обратить в шутку».
Первый — «Издеваюсь, чтобы спровоцировать на поступок».
Второй — «Притворяюсь равнодушным, чтобы уклониться от его совершения».
Первый — «Обманываю, чтобы сделать сюрприз».
Второй — «Делаю вид, что верю, чтобы доставить удовольствие».
Первый — «Прошу, чтобы получить».
Второй — «Отказываю, чтобы проучить».
Первый — «Развлекаю, чтобы выведать».
Второй — «Скрываю, чтобы помучить».
Очень полезно в разгаре действия остановить исполнителей и заставить их моментально поменяться задачами, продолжая с того места, на котором они остановились. Сюжет этюда также сохраняется.
«Общение на основе разных сценических задач»
(В. В. Петров). Два участника упражнения общаются на основе сценической задачи, которую получают по секрету от партнера. Например: действие происходит в сквере.
Первому партнеру — «Ваш товарищ сошел с ума. Сидя неподалеку, наблюдать за ним, не раздражать, вместе подождать приезда врачей».
Второму — «Приятель получил приятное известие: его принимают На хорошую работу, утвердили на главную роль в кино и т. п.».
Первому — «Ваш друг в вас влюблен. Вы его не любите, нужно ему отказать. Но друг очень ранимый человек и после отказа может наделать глупостей».
Второму— «Очень нужно попросить денег. Но ваш партнер человек не состоятельный, для него будет тяжело дать взаймы. Но выхода нет».
Первому — «Перед вами ваш начальник, который ухаживает за вашей женой (мужем). Надо деликатно его отшить».
Второму — «Это известный артист, звезда. Попросить автограф».
Первому — «Вас предупредили, что это рецидивист. Надо вести себя осторожно, не спугнуть, а удержать его на месте действия».
Второму — «Этот человек перенес большое горе. Надо его деликатно утешить».
Первому — «Женщина рядом — известный политик. Хотите познакомиться?»
Второму — «Очень хочется выпить. Нужно попросить денег. Неловко то, что перед вами школьница».
Несовпадение задач не должно быть слишком сильным. Иначе потеряется логика взаимодействия. Рекомендуем рисковать — т. е. не сидеть «в окопе» своей задачи, а смело развивать то, что возникает при общении с партнером. Быть открытым и не бояться ставить себя в сложное положение.
Это упражнение можно выполнять втроем. Ставить задачи, вовлекающие во взаимоотношения всех участников. Например: Первому — «Ваши товарищи (их двое) плетут козни. Вывести их на чистую воду». Второму — «Приготовить обоих к неприятному известию». Третьему — «Постараться извиниться за свой поступок». Три участника, конечно, усложняют задание, но важно продуктивно добиваться поставленной задачи.
«Действие ради чего-нибудь»(Станиславский, Кренке). Выбирается любое простое действие: садиться на стул, стучать в дверь, искать предмет и т. д. Предлагается совершать эти действия в разных целях: садиться на стул, чтобы давать показания, чтобы ждать приема у начальника, чтобы подвергнуться врачебному осмотру, перевести дух, прочесть лекцию, попробовать новый стул, в музее перед картиной и т. д. Приспособление или качество действия рождается на площадке. От цели зависит и действенное приспособление импровизационного характера.
· Сидеть: а} чтобы отдохнуть, б) чтобы спрятаться, притаиться, чтобы не нашли, в) чтобы слушать, что делается в соседней комнате, г) чтобы смотреть, что делается напротив в окнах, или чтобы смотреть, как бегут облака, д) чтобы ожидать своей очереди к доктору в приемной, е) чтобы караулить больного или спящего ребенка, ж) чтобы курить хорошую сигару или папиросу, з) чтобы читать книгу, газету или чистить ногти, и) чтобы наблюдать за тем, что делается кругом, к) чтобы помножить 547 на 32, или чтобы вспомнить забытую мелодию, или чтобы мысленно проговорить и вспомнить стихотворение, роль.
· Войти в дверь: а) чтобы повидать близких и друзей, б) чтобы познакомиться и представиться незнакомым, в) чтобы уединиться, г) чтобы скрыться от неприятной встречи, д) чтобы удивить и обрадовать неожиданным приездом, е) чтобы испугать, ж) чтобы незаметно подсмотреть, что делается в комнате, з) чтобы встретить любимую женщину или друга, и) чтобы впустить неприятного или опасного человека (врага, злодея, неизвестного, который стучится), к) чтобы понять, есть ли кто-нибудь за дверью или нет.
· Поздороваться со всеми: а) чтобы гостеприимно приветствовать, б) чтобы показать свое превосходство, в) чтобы дать понять свою обиду, г) чтобы снискать к себе благоволение, чтобы подлизаться, д) чтобы, по возможности, не обратить на себя внимания, е) чтобы, напротив, показаться всем, обратить на себя внимание, ж) чтобы показать свою близость, интимность, запанибратство, з) чтобы рассмешить, развеселить, оживить общество своим появлением, и) чтобы выразить свое молчаливое соболезнование, к) чтобы поскорее перейти к делу.
· Стоять: а) чтобы притаиться и не обращать на себя внимания, б) чтобы ожидать очереди, в) чтобы показать себя всем, г) чтобы никого не пропускать, д) чтобы лучше видеть, е) чтобы дать себя сфотографировать, ж) чтобы наблюдать, з) чтобы уступить место другим, и) чтобы не дать сесть другим, к) чтобы выразить протест или обиду.
· Ходить: а) чтобы обдумывать или вспоминать что-нибудь, б) чтобы скоротать время, в) чтобы прогуляться на станции
при остановке поезда, г) чтобы считать шаги или проверять расстояния, размеры помещения и пр., д) чтобы караулить (на часах), е) чтобы мешать соседу и жильцам внизу спокойно спать, ж) чтобы умерить нетерпение, гнев, волнение, пробовать успокоиться, з) чтобы согреться, и) чтобы взбодриться и не заснуть.
· Вставать и садиться: а) чтобы приветствовать входящих почтенных людей или даму, б) чтобы обратить на себя внимание, в) чтобы подать свой голос при голосовании, г) чтобы уходить, а, раздумав, остаться, д) чтобы показать свою легкость и изящество, е) чтобы показать свою лень и апатию, ж) чтобы подлизаться своим утрированным почтением, з) чтобы этим дать условленный заранее знак, и) чтобы протестовать, к) чтобы напомнить гостю или хозяину дома о позднем времени, что пора уходить.
Действие с определенной окраской(Станиславский, Чехов, Джонстон). Хорошо известно, что актерское мышление имеет эмоциональную природу, оно обязательно эмоционально окрашено. Когда актер слишком рассудочен, т. е. блокирует свою эмоциональную природу, мы говорим про него: «Он слишком рационален, холоден, резонер». Данное упражнение — один из способов провокации, стимуляции эмоциональной природы актера. Студентам задается схема простых физических действий, связанных с определенным событием: завтрак, сборы на важную встречу, примерка новой вещи и т. д. Схема может содержать достаточно большое количество физических действий: войти на кухню, набрать в чайник воды, поставить его на газ, открыть холодильник, достать продукты, включить радио, вытереть со стола, сесть на стул, взять в руки газету, отложить газету и т. д. Отрепетировав эти простые действия, пробуем выполнить их в определенных окрасках, придающих действиям соответствующие свойства, например: растерянности, азарта, воодушевления, раздражительности, безразличия, превосходства, зависимости, каприза, влечения, неизвестности, горя, гнева, гордости, отчаяния и т. д. Педагогу необходимо строго следить за недопустимостью обозначения чувств вне физического действия. Это удобно делать, обращая внимание на продуктивность простых действий. Полезны уточняющие вопросы, проясняющие мотивировку дей-
ствия. Пользуясь окраской, мы не затрагиваем чувств непосредственно[53]. Путь к реакции достаточно прост — через качество мотивированного движения — пластическую память актера.
Одно и то же задание (цепочка действий и окраски) могут выполняться различными студентами. В таком случае задание обрастает дополнительными подробностями, обусловленными индивидуальными особенностями студента. Становится ясно, какие виды восприятия у студента развиты лучше. На это следует обратить внимание при дальнейшей работе.