Упражнение: «Звуковые дорожки»
- Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо.
- А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко.
- Молодец!
Развитие фонематического слуха.
Игра: «Поймай звук!»
- Закрой глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [р]: р, л, ш, ж, р, р, л, щ, р.
- Отлично!
Игра: «Подними руку!»
- Подними правую руку, когда услышишь слог со звуком [р]: ра, ла, ор, мы, ру, ир.
Закрепление звука в слогах.
- Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками.
Упражнение: «Пальчики здороваются» (каждый палец поочередно дотрагивается до большого пальца)
Правая рука: ар-ор-ур-ыр, левая рука: ра-ро-ру-ры
- Молодец!
10. Физкультминутка: «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница! (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. - опустить вниз, затем хлопок)
Рыбка спинку изогнула, (прогиб в спине)
Крошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок)
Рыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка)
Рыбка быстро уплыла.
Развитие фонематического слуха.
Игра: «Слушай внимательно, выполняй старательно!»
- Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба.
- Молодец!
Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.
Игра: «Зоркий глаз»(карточки на прищепках)
- Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Отцепи только те картинки, в названии которых есть звук [р].
- Назови картинки, которые находятся над.., справа.., слева.., между…
- Разложи картинки по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова).
- Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем плывет кит. Он просит нас отгадать загадку:
Обо мне говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.]
- Верно. Молодец!
Звуковой анализ слова.
- Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак».
- Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.)
- Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д.
Зрительная гимнастика.
- Пора сделать отдых для глаз.
Упражнение: «Веселые мотыльки» -часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5).
-Упражнение: «Витаминки» - сильно-сильно зажмурить глазки, а затем широко открыть.
Развитие фонематического слуха.
- Плывем дальше, посмотри с нами хотят поиграть дельфины.
Игра: «Звуковой куб»
-Вращай куб и называй картинки, изображенные на нем; определи, где находится звук [р] в словах, в начале, середине или в конце слова.
- Молодец!
Закрепление звука в словах.
- Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.) Пират приготовил для нас задания.
«Зашумленные картинки»
- Назови спрятанные предметы (рыба, морковь, телевизор).
«Волшебный мешочек»
- Угадай на ощупь предмет и назови его (ракушка, водоросли, рыба).
Закрепление звука в предложениях.
Игра: «Исправь ошибку»
- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)
- Назови слова в предложении со звуком [р]. (рыбаки, червяков)
- Сколько всего слов в предложении? (Три.)
Составь схему предложения.
- Хорошо.
Развитие мелкой моторики.
- Расскажем про команду на нашем корабле.
Пальчиковая гимнастика: «Команда корабля»
(одновременное поочередное круговое вращение пальцев рук)
Почему же наш большой крутит, вертит головой?
Он на судне капитан – изучает океан.
Палец указательныйумный и внимательный.
Занят делом постоянно. Он помощник капитана.
Средний пальчик наш – матрос, мачту он на борт принес.
Чтоб он весел был в пути, надо пальцем покрутить.
Безымянный палец – кок, он испек большой пирог.
Поперчил и посолил, и вокруг него ходил.
Наш мизинец – это юнга. Он сейчас прямой, как струнка.
Юнга трудится весь день – нам крутить его не лень.
Закрепление звука в тексте.
- Расскажем скороговорку:
· Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Умница!