Краткие сведения о композиторах.
И. С. Бах (1685 – 1750) – вошел в историю как непревзойденный композитор, исполнитель и педагог. Современники восхищались баховским искусством импровизации и тем совершенством, каким он владел клавиром и органом. Бах впервые рассматривает клавир как некий универсальный инструмент. Не смущаясь ограниченными динамическими возможностями клавесина, Бах рассматривает его то как певучий инструмент, то как целый оркестр в миниатюре. Клавирное творчество Баха представляет огромную ценность. Многие произведения стали обязательной частью пед. репертуара и могут рассматриваться как своего рода прогрессивная школа обучения полифонии от начального этапа до высшего. Клавирные сочинения И. С. Баха: «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», 15 двухгололосных и 15 трехголосных инвенций, «Хорошо темперированный клавир», «Хроматическая фантазия и фуга», 23 клавирные сюиты (наиболее известны шесть французских, шесть английских и шесть партит), 15 клавирных концертов: 7 — для одного клавира, 3 — для двух клавиров, 2 — для трех, 1—для четырех и 2 тройных (для клавира, флейты и скрипки), а также оригинальный концерт для клавира solo («Итальянский»). Среди клавирных вариаций Баха получили известность «Гольдберг-вариации». Среди клавирных вариаций Баха получили известность «Гольдберг-вариации».
Л. в. Бетховен (1770 – 1827) – представитель венской школы XIX в. Как композитор и пианист выступал в период господства в фортепианной музыке виртуозного направления. Выдвинул в этой области новые задачи. Исполнительская манера Бетховена требовала плотного звука, полноты кантилены, оркестровых красок и в корне отличалась от бисерной техники галантного искусства. Фортепиано под пальцами Бетховена превращалось в маленький оркестр. Некоторые пассажи производили впечатление могучих потоков, лавин звучностей. Бетховен придавал большое значение целостным движениям руки, использованию ее силы и веса. Игра Бетховена захватывала богатством художественного содержания. Бетховен был гениальным импровизатором. Современники восторгались певучестью его игры. От искусства Бетховена-пианиста берет начало новое направление в истории исполнения фортепианной музыки. Л. Бетховен занимался также педагогической деятельностью. В центре его педагогических взглядов стояла задача воспитания музыканта – художника, способного подчинить фортепианную технику эмоциональному содержанию и выявить музыкальную идею исполняемого сочинения. Среди учеников Бетховена были Фердинанд Рис (нем. композитор и пианист), Карл Черни и др.
Фортепианное творчество Бетховена разнообразно по жанрам: сонаты, концерты, вариационные циклы, рондо. Самым значимым жанром была соната. Цикл из 32 сонат охватывает период с 1796 – 1822 гг. Бетховен написал пять фортепианных концертов (не считая юношеских и Тройного концерта для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром) и Концертную фантазию для фортепиано, хора и оркестра.
Анри Бертини (1798 – 1876) - французский пианист и композитор.
Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.
Й. Гайдн (1732-1809) – австрийский композитор, представитель венской классической школы. Для фортепиано Гайдн создал более фортепианных 50 сонат, 11 концертов для клавира с оркестром, вариации фа минор на 2 темы. Редакции сонат: К. Мартинсен, Л. Ройзман.
Д. Каминский (1907 – 1989) – белорусский композитор. Среди сочинений: для оркестра – сюита (1953) и др.; для фортепьяно с оркестром – 2 концерта (1949, 1952), концертная фантазия на белорусские темы (1959); для скрипки с оркестром – 2 концерта (1948, 1963); концерт для дуэта цимбал с оркестром (1948); концерт для цимбал (1947) и фантазия для скрипки (1950) с оркестром белорусских народных инструментов; песни; музыка к кинофильмам. Творчество Д.Каминского можно назвать в известном смысле классическим, настолько в нем прослеживаются классические традиции: прозрачность фактуры, лишенной сухости и всегда полнозвучной, гармоническое равновесие между различными формами изложения, определенное тяготение к упорядоченности классической уравновешенности изложения, приподнятый эмоциональный тонус.
Ф.Мендельсон(1809 – 1847) –немецкий композитор, пианист, дирижёр, один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Сочинения для фортепиано: Прелюдии и фуги ор. 35, «Серьезные вариации» ор. 54, 3 сонаты, этюды, каприччио, «Песни без слов», 2 концерта для фортепиано с оркестром (g-moll, d-moll) и др.
М. П. Мусоргский (1839—1881) — один из крупнейших русских композиторов XIX века, представитель «Могучей кучки». Мусоргский — преимущественно вокальный композитор. Центральное место в его наследии занимают народные музыкальные драмы («Борис Годунов», «Хованщина») и большое количество камерных вокальных произведений различного содержания, характера и формы. Писал романсы на стихи Пушкина, Плещеева, Голенищева-Кутузова. Фортепианных сочинений у композитора немного. В большинстве своем это программные пьесы жанрового характера: «Воспоминания детства», «Детские игры-уголки», «Няня и я», Интермеццо, «В деревне», «Слеза», «Швея» и другие. Все они — спутники его фортепианного цикла «Картиноки с выставки» (1874), возникшего как творческий отклик на посмертную выставку работ его друга — художника В. Гартмана.
В. А. Моцарт (1756-1791) – представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования. В шесть он уже выступал с концертами по всей Европе. Работал во всех музыкальных формах своего времени. Фортепианное творчество Моцарта включает сонаты (17), концерты (27), вариации и др.С. Прокофьев (1891 – 1953) – выдающийся русский композитор, пианист, дирижер. Фортепьянное наследие композитора принадлежит к числу первых и самых значительных образцов фортепьянной литературы, столь ярко воплотивших динамику современной жизни XX в. в различных её аспектах. Композитор был исключительно своеобразным пианистом-виртуозом и замечательно ощущал инструментальную специфику фортепьяно. С огромным мастерством он воплощал свои оригинальные художественные замыслы в новаторском фортепианном письме и самобытном пианизме. С. Прокофьев сочинял для фортепьяно, за небольшими исключениями, всю свою творческую жизнь. В фортепьянном письме выкристаллизовывался его индивидуальный стиль, особенности его почерка. Вклад композитора в фортепьянную музыку огромен: 5 концертов с оркестром, 9 сонат, 3 сонатины, около 75 оригинальных пьес (в том числе 6 фортепьянных циклов) и 50 транскрипций, главным образом своих же оркестровых произведений.
Фортепьянные произведения С. Прокофьева открыли новую главу не только в русском, но и в мировом фортепьянном творчестве. Композитор показал богатые возможности музыки для этого инструмента, внес жизнеутверждающий элемент в пианистическую культуру ХХ в. Свет и радость, юношеский задор и энергия в ранней фортепьянной музыке С. Прокофьева, так же как и ее мягкие, глубоко человечные, порой нежные, а большей частью строгие лирические черты явились конкретными истоками воплощения оптимистической и мужественно-гуманистической образности в фортепьянном творчестве.
К. Черни (1791 – 1857) – австрийский пианист и композитор, педагог чешского происхождения. В творчестве Черни сочетались черты классицизма и салонного романтизма. Он писал произведения самых различных жанров— мессы, симфонии, концерты и многие другие, но все они, кроме этюдов, оказались забытыми. Громадное наследие фортепианно-инструктивной литературы, оставленное Черни, включает произведения различной трудности. Оно широко используется и в настоящее время. Из наиболее легких этюдов Черни, применяемых в детской музыкальной школе, отметим сборник «Избранные этюды» под редакцией Генриха Гермера. Продолжением этого сборника в педагогической практике обычно служит «Школа беглости» ор. 299 и лучший этюдный сборник композитора — «Искусство беглости пальцев» ор. 740. Основное назначение этюдов Черни — выработка пальцевой техники. Особенно много внимания в них уделяется гаммаобразным последованиям и длинным арпеджио.
[1] «Инвенция» в переводе с латинского – «выдумка», «изобретение». Это 2-х и 3-хголосные пьесы полифонического склада, написанные в виде имитации. Сам термин впервые был использован композитором Клеманом Жанекеном в XVI веке. Бах писал инвенции их для своих учеников как подготовительные упражнения перед фугой для достижения полной самостоятельности пальцев и вообще развития способности к исполнению сложной полифонической музыки. Наиболее известны 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций (оригинальное название «симфонии»). Этот цикл пьес известен в 3-х авторских редакциях. В 1720 г. композитор вписал их в клавирную книжечку своего старшего сына Вильгельма Фридемана, где 2-х голосные пьесы назывались «преамбулами» (т. е. прелюдия, вступление). Они были помещены отдельно от 3-х голосных, которые назывались «симфониями»). 2-я редакция сохранилась лишь в копии одного из учеников Баха. Пьесы были насыщены большей арнаментикой и размещены по тональностям: каждой 3-х голосной инвенции предшествовала 2-х голосная инвенция той же тональности. В 3-й редакции (1723 г.) Бах снова разделил инвенции и симфонии, вернувшись к первоначальному замыслу.
В XX веке в связи с общей тенденцией возрождения полифонической техники в жанре инвенции (трактованном весьма свободно) писали Р. К. Щедрин («Полифоническая тетрадь»), Б. И. Тищенко (12 инвенций для органа), С. А. Губайдулина (Инвенция для ф-но),М. Шмитц (25 джазовых инвенций для фортепиано) и другие композиторы.
[2] Существуют также редакции Черни, Ройзмана, Гольденвейзера, Диденко.
[3] Сонатина – (итал. Sonatina – уменьшит. от Sonata) – небольшая соната, без драматического развития тем, т.е. без развернутой разработки. Сонатина обычно отличается от сонаты большей простотой содержания, меньшими масштабами, сравнительной легкостью исполнения.
[4] К «Песням без слов» Ф. Мендельсон обращался на протяжении всей творческой жизни. На создание лиричных домашних миниатюр Мендельсона натолкнули фортепианные пьесы ряда современных композиторов, в частности Фильда и Тальберга. Главная отличительная особенность, объединяющая разнообразные пьесы «Песни без слов» (всего 48) заключается в их близости к бытовой вокальной музыке того времени, поэтому они и получили такое массовое распространение.В большинстве случаев Песни без слов носят характер камерного романса с фортепианным сопровождением. Характерную фактуру этих Песен без слов образуют широкая вокальная мелодия, интонационно близкая бытовой городской вокальной лирике, и полимелодический аккомпанемент, использующий новейшие красочные приёмы фортепиано.