Й. Гайдн Соната №27 G-dur 1 ч.

Работа над сонатным allegro является важным этапом в формированиилюбого музыканта. Изучение этой формы необходимо начинать как можно раньше (с 1-2-го классов ДШИ) на примерах сонатин А. Гедике, М. Клементи, Ф. Кулау. В старших классах музыкальной школы ученик знакомится с образцами сонатного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов.

Соната № 27 Й.Гайдна предназначена для изучения в старших классах ДШИ (6-7 классы). В данной сонате привлекают такие качества как: разнообразие художественных образов и тем; сравнительно небольшой объем; довольно разнообразная фактура; использование разнообразных видов артикуляции (певучая кантилена сочетается со скрипичным пиццикато). Успешному овладению данным сочинением способствует умение учащегося исполнять украшения ( tr и Й. Гайдн Соната №27 G-dur 1 ч. - student2.ru ), его представления о тембрах инструментов камерного оркестра, умение играть двойные ноты, альбертиевы басы, ломаные октавы и др.

Этап знакомства с произведением ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным. Основной задачей здесь является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом. Прежде всего, следует рассказать ученику о композиторе, об эпохе в которую он жил. Кроме исполнения произведения на инструменте или прослушивания аудиозаписи, педагогу необходимо проанализировать музыкальную форму, сделать образный анализ каждой партии и разделов формы, активно привлекая учащегося к характеристике музыкальных образов, к средствам, использованных композитором.

Соната написана в форме сонатного allegro, имеет энергичный, легкий характер. В экспозиции нет значительных контрастов. Более контрастна разработка. Она основана на новом тематическом материале. Начинается в ре-миноре. Музыка приобретает оттенок серьезности. Нарастание энергии, динамическое развитие приводит к кульминации. В репризе утверждается светлый жизнерадостный характер.

Разбор сонаты целесообразно сделать на уроке. Материал следует разобрать по партиям, выявить мотивы, фразы, предложения. Разбор целесообразно сделать каждой рукой отдельно, партию другой руки может исполнить педагог вместе с учеником. Это позволит сразу приблизить темп произведения к желаемому. Уже при разборе сонаты учащегося необходимо нацеливать на яркие образные и тембровые характеристики каждого элемента фактуры. На дом учащемуся можно предложить «инструментовать» сонатное allegro в соответствии со своими представлениями, сделав пометки в нотах карандашом. Например, т. 2: двойные ноты исполняют кларнет и гобой; т. 9: оркестровое tutti; т.т. 11-12: унисон виолончелей; в побочной партии: бас – виолончель, правая рука – скрипка; разработка: левая рука – виолончели, правая рука – духовые инструменты. Особое внимание следует уделить таким фрагментам, как такт 21 (группировка Й. Гайдн Соната №27 G-dur 1 ч. - student2.ru ) в связи с тем, что ритмическая и интонационная опора должна быть на тридцать вторую длительность. Украшения сначала можно опустить, чтобы в первую очередь была усвоена основная ритмическая структура.

Этап общего освоения фактуры, сборка произведения органично вытекает из качественного разбора. На данном этапе возможны самые разные режимы работы. Может помочь и такой способ: отдельные эпизоды могут играться двумя руками, а некоторые, где слух недостаточно контролирует ситуацию, отдельно каждой рукой. Постепенно фактура должна осваиваться в полном объёме. Когда у учащегося выработается устойчивость ритмической пульсации, можно вводить украшения. Повышенного внимания требуют мелизмы. Учащемуся необходимо напомнить, что Й. Гайдн Соната №27 G-dur 1 ч. - student2.ru (в т. 9) в классической музыке играется за счёт основной длительности. В Й. Гайдн Соната №27 G-dur 1 ч. - student2.ru нужно предусмотреть удобную аппликатуру без повторения отыгравших пальцев. Например: т. 2. в Й. Гайдн Соната №27 G-dur 1 ч. - student2.ru a-g-f-g аппликатура 4,3,2,1; т. 43, в Й. Гайдн Соната №27 G-dur 1 ч. - student2.ru e-d-c-d-c аппликатура 4,3,2,5,3 и т. п. в тактах 44,45. Эпизоды, представляющие определенные трудности в исполнении, необходимо проанализировать и подобрать адекватные упражнения для его преодоления. Например, альбертиевы басы в левой руке должны исполняться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно здесь важна опора на 5-й палец, для чего необходим активный замах, 2,3,4 звуки – легче. Особое внимание необходимо уделить 1-му пальцу. В сонате много мелодических оборотов, включающих в себя пятипальцевую позицию. Выработать их ровность поможет игра парами нот в ритме триоли (в этом случае акцент падает поочерёдно на каждый звук пары). Также полезно поиграть данные эпизоды в различных ритмических, динамических и артикуляционных вариантах.

Постепенно следует увеличивать темп. Все, что выполнялось ранее в спокойном темпе, должно также качественно выполняться и в подвижном и быстром темпах. Требование единого темпа в сонатном allegro должно быть знакомо учащемуся с младших классов. Динамика в любом классическом произведении должна быть очень выпуклой, так как предполагаемые инструменты камерного оркестра имеют широкие динамические возможности. Чем ярче учащийся передаст интенсивность их cresc. и dim., тем выразительнее прозвучит сонатное allegro.

На этапе работы над произведением в целом работа над сонатным allegro должна вестись по двум направлениям:

1) Игра произведения целиком с тщательным выполнением всего освоенного ранее.

2) Работа над теми элементами фактуры, в которых еще остались какие-либо затруднения у учащегося.

Главной задачей в этот период становится нахождение нужного ансамбля между партиями рук, более тонкая художественна отделка, достижение цельности исполнения. Особое внимание следует уделять развитию тем и изменению их выразительного значения. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления.

В целом сонаты Гайдна представляют собой незаменимый художественный материал для учащихся – пианистов самой разной степени подготовленности.

Наши рекомендации