В. А. Моцарт Сонатина C-dur I часть
Подготовительным этапом к исполнению сонат Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена служат классические сонатины[3]. Они знакомят учащихся с особенностями музыки периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становится особенно заметным. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.
К лучшим образцам этого жанра принадлежат сонатины В. А. Моцарта. Сонатина С-dur I ч. предназначена для изучения в средних классах ДШИ (4 кл.).
Этап знакомства с произведением ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным. Основной задачей здесь является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом. Прежде всего, следует рассказать ученику о композиторе, об эпохе в которую он жил. Кроме исполнения пьесы на инструменте или прослушивания аудиозаписи, педагогу необходимо проанализировать музыкальную форму, сделать образный анализ каждой партии и разделов формы, активно привлекая учащегося к характеристике музыкальных образов, к средствам, использованных композитором.Экспозиция Сонатины C-dur выделяется исключительной цельностью и, вместе с тем, разнообразием тематического материала. Энергичные призывно фанфарные октавы в главной партии (начало) сменяются фразой задорно-шутливого характера. Вслед за этим возникают два лирических построения, внутри которых, в свою очередь, происходят смены настроения. Побочная партия полна типично моцартовской грации и задушевной лирики. «Разработки», в настоящем смысле слова, в сонатине нет. Вместо нее дано измененной повторение экспозиции. В конце имеется Stretto, придающее I части более энергичный характер.
После ознакомления с характером музыки и формой Сонатины, следует перейти к тщательной работенад произведением. Вступительные октавы должны исполняться очень решительно и энергично. Необходимо обратить внимание на отчетливое звучание баса, придающего этим октавам устойчивость и насыщенность. Второе построение требует остроты звучания и, не столько громкого звука (хотя f здесь сохраняется), сколько звонкого. Здесь нужно добиваться ровности звучания восьмых. Если в первом построении учащиеся недостаточно берут бас, то во втором мало обращают внимания на верхний голос (теряется яркость и блеск). Перед третьим построением главной партии, контрастирующим с предыдущим, своим мягким певучим характером важна мгновенная исполнительская перестройка. Важно начать очень мягко, сделать дальше нарастающую звучность, но следует ясно представить внутреннее движение к кульминации. При работе над четвертым построением важно проследить за разделением среднего и верхнего голоса (принципы работы над полифонией, верхний голос – светлее и напевнее).
Работая над побочной партией, ученик знакомится с характером исполнения лирических мелодий Моцарта, требующих мягкой певучести, легкого «прозрачного» звука. Важно почувствовать и выявить выразительное значение штрихов и пауз. Надо обратить внимание учащихся на очень типичное для моцартовских мелодий сопровождение в виде «альбертиевых басов». Полезно указать на то, что сопровождение должно исполняться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень «прозрачно»: нижние звуки ни в коем случае не следует задерживать пальцами.
Ученик должен знать, что в классической сонате педаль используется мало. Так в сонатине, в побочной партии можно взять короткую педаль на половинных нотах. Педаль уместна и в октавах в главной партии, синкопированных аккордах в конце экспозиций и репризы. Но педаль не должна затушевывать ясность линий и сопровождения.
Работу над отдельными построениями необходимо в дальнейшем сочетать с их объединением. На данном этапе одной из важнейших задач в классических сонатинах является достижение темпового единства. Темп должен обуславливаться задачами, стоящими перед исполнителем.
Главной задачей этапа работы над произведением в целом становится нахождение нужного ансамбля между партиями рук, более тонкая художественна отделка, достижение цельности исполнения. Большую часть работы занимает игра крупных фрагментов и исполнение сонатины целиком. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления.
В целом, изучение данной сонатины способствует вырабатыванию навыков игры сонатного allegro, а также является подготовительным этапом к исполнению классических сонат.