Ромео и джульетта прокофьева

Балет на музыку Сергея Прокофьева в четырех актах, девяти картинах. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева.


Действующие лица:

· Эскал, герцог Вероны

· Парис, молодой дворянин, жених Джульетты

· Капулетти

· Жена Капулетти

· Джульетта, их дочь

· Тибальд, племянник Капулетти

· Кормилица Джульетты

· Монтекки

· Ромео, его сын

· Меркуцио, друг Ромео

· Бенволио, друг Ромео

· Лоренцо, монах

· Паж Париса

· Паж Ромео

· Трубадур

· Шут

· Граждане Вероны, слуги Монтекки и Капулетти, подруги Джульетты, хозяин кабачка, гости, свита герцога, маски

Действие происходит в Вероне в начале эпохи Возрождения.

Сюжет

(излагается по изданному клавиру)

Раннее утро на улице Вероны. Появляются прохожие, трактирные служанки готовят столы для посетителей. Из дома Капулетти выходят слуги и любезничают со служанками. Из дома Монтекки также выходят слуги. Начинается драка. Выбежавший на шум племянник Монтекки Бенволио разнимает дерущихся, но Тибальд, который только и ищет случая сразиться с кем-нибудь из враждебного рода, выхватывает шпагу. На шум схватки из обоих домов выбегают родные и слуги, разгорается бой. Появляется герцог Вероны. Он приказывает сложить оружие и объявляет, что отныне поединок в городе карается смертью.

Зал во дворце Капулетти и сад перед дворцом. Джульетта шалит, поддразнивает кормилицу, и лишь вошедшая мать прекращает веселую возню. Джульетта теперь — невеста Париса и должна вести себя с достоинством. На бал по случаю помолвки собираются гости. Начинаются танцы, все просят Джульетту показать свое искусство. Тайком проникший во вражеский дом замаскированный Ромео не может оторвать от нее глаз. Меркуцио, также пробравшийся сюда в маске, смешит гостей. Воспользовавшись тем, что всеобщее внимание направлено на кузена, Ромео говорит Джульетте о своей любви. Маска спадает с него, и Джульетта видит прекрасное лицо юноши. Ее также охватывает любовь. Тибальд узнает Ромео. Гости расходятся, и кормилица раскрывает Джульетте имя того, кто ее пленил. Лунная ночь. В саду дворца Капулетти встречаются влюбленные — никакая вражда не может стать преградой их чувствам. (Эта картина часто делится на четыре: В комнате Джульетты, На улице перед дворцом, В зале дворца и В саду перед балконом.)

На площади в разгаре карнавальное веселье. Кормилица разыскивает Ромео и передает ему письмо Джульетты. Он счастлив: Джульетта согласна стать его женой.

В келью патера Лоренцо приходит Ромео с просьбой обвенчать его с Джульеттой. Лоренцо согласен. Появляется Джульетта, и патер благословляет юную чету.

На улицах Вероны продолжается карнавал. Веселятся Бенволио и Меркуцио. Тибальд вызывает Меркуцио на поединок. Ромео пытается остановить их, но Тибальд наносит роковой удар — Меркуцио убит. Ромео мстит за друга: Тибальд также падает мертвым. Ромео должен бежать, чтобы не быть казненным.

Ромео в комнате Джульетты. Он пришел проститься. С рассветом влюбленные расстаются. Входят родители Джульетты и объявляют, что выдают ее замуж за Париса. Напрасны мольбы Джульетты.

Снова келья патера Лоренцо. К нему прибегает Джульетта за помощью. Патер дает ей зелье, выпив которое она погрузится в сон, подобный смерти. Когда ее оставят в фамильном склепе Капулетти, Ромео, предупрежденный патером, придет за ней.

Джульетта дает согласие на брак с Парисом, но, оставшись одна, выпивает зелье. Подруги, пришедшие нарядить ее к венцу, застают невесту мертвой.

В усыпальницу прибегает услышавший о страшной вести Ромео — патер Лоренцо не успел предупредить его. В отчаянии юноша выпивает яд. Джульетта просыпается и, увидев мертвого возлюбленного, закалывает себя кинжалом. Появляются старые Монтекки и Капулетти. Потрясенные, они клянутся прекратить роковую вражду.

28. Русская музыка советского периода: компазиторы и сочинения. Обзор творчества Д. Шостаковича.

Шостакович — один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В творчестве Шостаковича представлены все жанры музыкального искусства — опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября (нов. ст.) 1906 года в Петербурге. Редкая музыкальная одаренность проявилась рано; первые композиторские опыты принадлежат к 11-летнему возрасту. Спустя два года Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию, которую кончает в 1923 году как пианист (класс Л. Николаева), а в 1925 как композитор (класс М. Штейнберга). Центральное произведение этого периода — Первая симфония (1926), доныне широко исполняемая. В конце 20-х и начале 30-х годов Шостакович проходит полосу напряженных разносторонних исканий. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928), балеты «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927) и Третья («Первомайская», 1929) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения этих лет — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932; во 2-й редакции «Катерина Измайлова», 1956), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933), Четвертая симфония (1936).

С этого времени центральное место в творчестве Шостаковича занимает симфония; здесь широтой и значительностью идейных концепций особенно выделяются Пятая (1937), Седьмая, «Ленинградская» (1941), Восьмая (1943), а также фортепианное трио (1943). На рубеже 40-х и 50-х годов на первый план выдвинулись вокальные и вокально-симфонические жанры, представленные циклом «Из еврейской народной поэзии» (1948), ораторией «Песнь о лесах» (1949), Десятью поэмами для хора без сопровождения на слова поэтов-революционеров (1951). Наиболее крупные сочинения послевоенного периода — Десятая (1953), Одиннадцатая «1905 год» (1957), Двенадцатая («Ленинская», 1960), Тринадцатая (на стихи Евг. Евтушенко, 1962) симфонии, скрипичный (1948) и виолончельный (1959) концерты, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1951), оперетта «Москва, Черемушки», струнные квартеты.

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

Сергей Прокофьев среди крупнейших советских композиторов занимает одно из первых мест. Его богатое творческое наследие получило широкое признание в Советском Союзе и за рубежом. Прокофьев оставил более 130 произведений, в числе которых 8 опер, 7 симфоний, оратории и кантаты, инструментальные концерты и ансамбли, многочисленные фортепианные произведения, романсы, песни, музыка для театра и кино. В своих лучших сочинениях, отмеченных глубиной содержания, неисчерпаемой фантазией, ярким своеобразием, высоким художественным мастерством, Прокофьев продолжает и развивает традиции русской классики.

Его музыке, полной оптимизма, свойственны энергия и напористая стремительность развития, упругие ритмы, широта мелодического дыхания, чистый, светлый лиризм, черты возвышенного эпоса.

Оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919) и «Огненный ангел» (1927), балет «Блудный сын» (1928). Прокофьев то воскрешает славные страницы русской истории, создавая величественные картины, потрясающие глубоким драматизмом, то обращается к волнующим темам современности, трактуя их гуманистически, жизнеутверждающе. Среди лучших его произведений балеты «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1945), «Каменный цветок» (1950), оперы «Семен Котко» (1939), «Дуэнья» (1940), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Война и мир» (1953), кантата «Александр Невский» (1939). оратория «На стражу мира» (1950), симфонии Пятая (1944), Шестая (1947) и Седьмая (1952), за которую композитор был посмертно удостоен Ленинской премии.

Возглавляя класс сочинения в Ленинградской (1937—1941) н Московской (1943—1948) консерваториях, Шостакович воспитал ряд талантливых советских композиторов.

Наши рекомендации