С Рахманинов:жизнь и творчество. Основные сочинения для фортепиано.
Рахманинов— замечательный композитор, пианист и дирижер — вписал яркую страницу в историю мировой музыкальной культуры В пяти фортепианных концертах, трех симфониях, операх и кантатах, сочинениях для фортепиано и романсах запечатлены неповторимые черты его творчества: острота жизненных конфликтов, патетика, проникновенный лиризм.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в Новгородской губернии. С четырехлетнего возраста он обучался игре на фортепиано. Серьезные занятия музыкой начались в Московской консерватории, где его учителями по композиции были С. И. Танеев и А. С. Аренский по фортепиано — А. Зилоти. В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию как пианист, а в следующем году — как композитор
Яркая художественная индивидуальность Рахманинова раскрылась еще в консерваторские годы — в Первом фортепианном концерте (1891) и опере «Алеко» (1892) Написанные вскоре симфоническая фантазия «Утес» (1893), Первая симфония (1895) и др. свидетельствовали о многообразии его творческих интересов.
Подлинный расцвет наступил в начале XX века с созданием таких замечательных произведений, как Второй (1901) и Третий (1909) фортепианные концерты, Вторая симфония (1907), фортепианные прелюдии и этюды-картины, оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину, 1904) и «Франческа да Римини» (по Данте, 1904).
В 1917 году Рахманинов отправился в зарубежную концертную поездку и остался в Америке. Вдали от родины он пережил мучительный творческий кризис. После десятилетней паузы появились Четвертый концерт (1926), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Третья симфония (1936) и «Симфонические танцы» (1940). Одной из главных в этих произведениях стала тема далекой родины. В годы Великой Отечественной войны композитор с глубоким интересом и сочувствием следил за героической борьбой советского народа.
Рахманинов скончался 28 марта 1943 года в Лос-Анжелесе (Калифорния).
Обзор творчества И.Стравинского. Балеты «Петрушка», «Весна священная».
Игорь Федорович Стравинский родился в 1882 году в семье замечательного оперного певца Ф. И. Стравинского. Он учился по композиции у Римского-Корсакова. В ранних своих произведениях Стравинский сохранял связи с традиция-ми русской классической музыки, традициями Римского-Корсакова, Глазунова. К числу этих ранних сочинений относятся симфония Ми-бемоль мажор, впервые исполненная в 1908 г., сюита для голоса и оркестра «Фавн и пастушка» (по Пушкину) , «Фантастические скерцо» для оркестра (впоследствии превращенное в балет «Пчелы»), симфоническая фантазия «Фейерверк», оркестровая «Погребальная песнь» на смерть Римского-Корсакова, фортепьянные этюды, вокальные произведения.
Сближение с С Дягилевым в значительной мере определило тяготение Стравинского к балетному жанру. Хотя он писал также и оперы («Соловей», «Мавра» и другие), балет надолго стал основной сферой его творчества. Три балета Стравинского, написанные им до первой мировой войны — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) пользуются значительной известностью. Тесно связанный с художественным Парижем, где были поставлены С. Дягилевым его балеты, Стравинский еще в довоенные годы начинает отходить от русской культуры.
В основе балета «Жар-птица» лежат варианты народных сказок Жар-птице и Кащее бессмертном. В выборе сюжета еще сказывается воздействие Римского-Корсакова. Это влияние дает себя знать и в музыкальном языке балета, в необычайно красочной и затейливой оркестровке. Стравинский не чуждается мелодий русского народного склада («Хоровод царевен», «Колыбельная»). Музыка «Жар-птицы» говорит о таланте автора и его оркестровом мастерстве. В ней сочета-ются импрессионистская красочность (сцены и танцы Жар-птицы), чистый песенный лиризм (характеристика царевен), моторность и острота (сцена «поганого пляса»).
ПЕТРУШКА
Либретто
Картина 1. Народные гуляния на масленой
Картина 2. У Петрушки
Картина 3. У Арапа
Картина 4. Народные гулянья на масленой (под вечер)
Авторская программа
Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы. Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чем и Балерина, и Арап.
Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.
Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра Фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение.
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ
Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-Мудрейшим завершает яростное «Выплясывание земли».
Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.
26. Меценаты в русской музыке (Н.фон Мекк, С.Мамонтов, М.Беляев)
Меценат— лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
Фон Мекк наиболее известна за свою значительную поддержку, оказываемую композитору Петру Ильичу Чайковскому. Она помогала ему в финансовом отношении порядка 13 лет, что позволило ему всецело отдавать себя своему любимому делу. Однако фон Мекк условилась, что они никогда не встретятся лицом к лицу. Именно ей Чайковский посвятил 'Симфонию № 4 фа минор'. Помимо этого, влиятельная покровительница искусства щедро выделяла средства для работы Николая Рубинштейна и Клода Дебюсси . Надежда Филаретовна фон Мекк, родилась 10 февраля 1831-го. Ее родители владели большими земельными угодьями. С ранних лет ее отец привил Наде любовь к музыке. В свою очередь, ее мать Анастасия Дмитриевна передала дочке свой сильный характер, решимость и деловую хватку.
Серьезно занимаясь музыкой в молодости, Надежда стала очень умелой пианисткой с прекрасным знанием репертуара. Она на достаточно глубоком уровне познакомилась с литературой и историей, овладела иностранными языками и высоко ценила изобразительное искусство. Фроловская также читала философские труды, в том числе Артура Шопенгауэра и русского идеалиста Владимира Соловьева .
Именно ей удалось уговорить Чайковского взять себя в руки и не малодушничать, когда была раскритикована его 'Симфония № 5 ми минор' ('Symphony No. 5 in E minor').
Надежда фон Мекк умерла от туберкулеза 13 января 1894-го, в Ницце, Франция (Nice, France), через два месяца после кончины Чайковского.
Са́вва Ива́нович Ма́монтов (3 (15) октября 1841, Ялуторовск — 6 апреля 1918, Абрамцево) — русский предприниматель и меценат. Родился 4 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был не типичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.
Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.
Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи. Т. Е. Он вложил очень много в искусство, но несмотря на это он часто терпел неудачи.
Беляев М. П.
Митрофан Петрович (10(22) II 1836, Петербург - 22 XII 1903 (4 I 1904), по другим данным, 28 XII 1903 (10 I 1904), там же) - рус. муз. деятель и нотоиздатель. Получил домашнее муз. образование. Играл на альте, фп., участвовал в любительских квартетах и оркестре. Богатый лесопромышленник, меценат Б. способствовал развитию русской музыки. В 80-90-х гг. 19 в. на муз. вечерах в доме Б. собиралась группа музыкантов, объединившихся в т.н. Беляевский кружок. Высоко ценя талант А. К. Глазунова и творчество композиторов "Новой русской музыкальной школы", Б. основал "Русские симфонические концерты" (1885) для пропаганды их сочинений. Любитель и знаток камерной музыки, он организовал также "Русские квартетные вечера" (1891). С 1898 пред. Петерб. об-ва камерной музыки. Устраивал ежегодные конкурсы (с присуждением премий) на лучшее произв. камерного жанра (с 1892). Для поощрения рус. композиторов учредил Глинкинские премии (1884). В 1885 основал изд-во "М. П. Беляев в Лейпциге" (см. Издательства музыкальные), выпускавшее сочинения рус. композиторов и ставшее одной из крупнейших рус. издательских фирм (вок. произв. издавались с переводами текстов на франц. и нем. языки). Деятельность Б. носила художеств.-просветительный характер и способствовала развитию отечеств. муз. культуры.