Импрессионизм в искусстве. Творчество К.Дебюси.
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв.
Применение термина «импрессионизм» к музыке во многом условно — музыкальный импрессионизм не составляет прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета — 90-е гг. XIX в. и 1-е десятилетие XX в.).
Импрессионизм возник во Франции, когда группа художников — К. Моне, К. Писсарро, А. Сис-лей, Э. Дега, О. Ренуар и другие — выступила со своими оригинальными картинами на парижских выставках 70-х гг. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ тогдашних живописцев-академистов: импрессионисты вышли из стен мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на подвижной речной глади, пестроту праздничной толпы. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света. Свежесть мгновенного впечатления сочеталась в их полотнах с тонкостью и изысканностью психологических настроений.
Позднее, в 80—90-е гг., идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора — К. Дебюсси и М. Равель — наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке. В их фортепьянных и оркестровых пьесах-эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюбленного в красоту окружающего мира. Оба они любили народную музыку — французскую, испанскую, восточную, любовались ее неповторимой красочностью.
Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.
Классическое выражение "музыкальный импрессионизм" нашёл в творчестве К. Дебюсси; черты его проявились и в музыке М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса и др. французских композиторов.
Клод Дебюсси (1862-1918) родился в предместье Парижа, в семье торговцев китайскими товарами. Вся свою жизнь прожил в Париже. В 10 лет был принят в Парижcкую консерваторию, которую окончил как пианист и композитор в 1884 г., получив высшую награду - Римскую премию.
В 1881-1882 П. в качестве домашнего пианиста известной меценатки Н. Ф. фон Мекк Дебюсси посетил Россию, в ее архиве он работал с рукописями многих русских композиторов. Во второй половине 1880-х гг. он знакомится с Ф. Листом, а также посещает Байрейт (Германия), где слушает вагнеровские оперы. Хотя первые оригинальные сочинения композитора не были одобрены его учителями и тогдашними музыкальными авторитетами, с начала 1890-х гг. его музыка имеет всевозрастающий успех. В настоящее время музыка Дебюсси - классика ХХ в. Сочинения: 3 оперы, 3 балета, кантаты, поэма для солистов с оркестром, оркестровые композиции, сочинения для инструментальных ансамблей, циклы фортепианных пьес - прелюдии, сюиты, этюды, песни и романсы, музыка к драме, а также знаменитая книга "Месье Крош-антидилетант" (1921), статьи, беседы и рецензии.
Интересно, что Дебюсси, ставший зачинателем музыкального импрессионизма, резко отрицал свое родство с этим художественным течением. Но он всегда утверждал, что ищет "новые пути" в музыкальном искусстве. Тем не менее, его новаторство никогда не было отказом от достижений прошлого. Он был воспитан как романтический композитор, пройдя «немецкую школу» в консерватории, испытав и влияние французского романтизма с его интересом к характеру музыкального звука и к старинным ладам и жанрам. Необычно глубоко он знал русскую музыку, особенно уважал творчество Мусоргского. Конечно же, испытал он и влияние Вагнера.
Посетив в 1889 г. Всемирную выставку в Париже. он был потрясен экзотическим звучанием гамелана - национального оркестра с острова Явы, что открыло-перед ним возможность иных музыкальных миров. Его поиски увенчались оглушительным успехом - премьера Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894) по мотивам поэмы Ст. Малларме вызвала громкие дебаты и даже скандалы. Небольшая пьеса для камерного оркестра (ансамбля) стала символом нового на- правления в музыке. Изображая прекрасные и волнующие картины, проплывающие в дремлющем сознании отдыхающего античного божества, Дебюсси достиг полнейшего слияния музыкального звучания и образности этой знаменитой символистской поэмы.
Горячо любимы публикой и 3 симфонических эскиза «Море» (1905), сюита «Образы» (1912), но особенно популярны его «Ноктюрны» (1905), в финале которых изображаются мифические античные сирены их пение, для чего к оркестру присоединяется необычный женский хор, поющий без слов, в сказочно и экзотично звучащем целотонном ладу. В репертуаре каждого пианиста есть фортепианные пьесы Дебюсси, прихотливые мелодии и необычные гармонии которых возникают как бы в облаке призвуков и эхо. Поэтичные названия и образы пьес «Шаги на снегу», "Девушка с волосами цвета льна" также создают тон- кое впечатление и настроение у слушателя. Мировым шедевром стала и опера Дебюсси «Пелеас и Мелизанда» (1902) по культовой в то время символистской драме М. Метерлиика.
Влияние музыки Дебюсси было огромным и повсеместным. Во Франции наиболее значительным "дебюссистом". стал друг и соратник Дебюсси Поль Дюка (1865-1935), прославившийся блестящей симфонической "шуткой" - Скерцо «Ученик чародея. (1897). Музыка Дебюсси важна и для творчества А. Рисселя (1869-1937), Ж. Рож - Дюка (1873-1954), Ф. Шмита (1870-1958). Импрессионистические звучания слышны и у испанца М. де Фальи, и у русских композиторов С. Рахманинова и А. Лядова, и у чеха Л. Яначека. в творчестве финского классика Я. Сибелиуса, в музыке итальянца О. Респиги (1879-1936) и у многих других современников композитора. Его музыка вдохновила и поиски многих последующих музыкальных новаторов.